Пояснительная записка к методическому семинару на тему « Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка на основе индивидуального подхода в рамках ФГОС »
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ” МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
« Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка на основе индивидуального подхода в рамках ФГОС »
Современный учитель - это не профессия, это - образ жизни. Он сам должен жить своими детьми и делать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на его уроки. А удовольствие от радости открытия детей во многом зависит от учителя. Это и стиль общения с учеником, и принимаемые современные технологии, и организация работы на уроке, где к каждому ребенку свой подход. Учитель обязан быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер, перевоплощаться, как машинист вести поезд, какое бы ни было у него настроение.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является идея не только формирования новых знаний, но и развитие умений в их самостоятельном приобретении и развитие умения применять эти знания на практике.
В соответствии с проектом федерального компонента государственного стандарта главной целью изучения иностранного языка является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции.
Актуальность данной темы подвела меня к вопросу как научить школьников иноязычному общению, как сделать так, чтобы на моих уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес моих учеников не пропадал ни на минуту, чтобы они понимали и принимали цели, поставленные учителем, чтобы они были активными участниками реализации этих целей.
Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, подходов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации нового стандарта:
создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации ;
проведение нестандартных уроков;
создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду;
включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке;
сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной информации;
развитие творчества, умения работать с различными источниками информации;
внедрение аутентичного материала на уроках;
Становится понятным, что для организации речевого общения необходимо иметь достаточный словарный запас. Сколько слов может ученик запомнить за один урок? А сколько может выучить за один день, не разочаровавшись в механическом заучивании? Ответы на эти вопросы заставляют меня искать новые приемы и методы, позволяющие сделать процесс обучения эффективным и интересным.
Важными принципами обучения ИЯ в современной школе, которыми я руководствуюсь в системе своей работы, являются:
1. Коммуникативная направленность в обучении.
На своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения, насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток.
Всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал.
2. Соблюдение деятельностного характера учебного процесса.
Этот принцип проявляется в ролевых играх и проектной деятельности. Мною применяются разные формы работы в классе: индивидуальные, парные, групповые, как способы подготовки к условиям реального общения. Что касается проектов, то выполняются они с большим желанием учащимися. Так, дети изготавливают поезд в счастливое будущее; ведут диалог- дискуссию. В старших классах занимаемся проектом “ World is wonderful”,где учащиеся находят и представляют информацию о чудесах мира. Занимаемся выпуском газет на разную тематику.
3. Личностно-ориентированный характер обучения.
Настраиваю детей не бояться говорить на языке, не давая им усомниться в их успехе на уроке.
4. Использование различных видов наглядности - неотъемлемая составляющая моих уроков: игрушки, тематические картинки, плакаты, открытки, книжки-раскладушки, рисунки детей - вот , что затрагивает эмоции. Использую следующий прием введения лексики - ученик слово видит, слышит, произносит, читает, имитирует действие. А также – использование презентаций, видео материалов, символики англо-говорящих стран, плакатов и смайликов для рефлексии. Все это и многое другое присутствует у меня на том или ином на уроке.
5.Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку. Стараюсь привить любовь к своей стране посредством английского языка. Например, урок по теме: «Английский - как международный язык», провожу беседу «Английские слова в русском языке». При изучении темы «Еда» мы выясняем, что некоторые слова не переводятся в английский язык, являются неизменными: blini, borshch. Важными считаю, привитие любви к Родине через иностранный язык, привлекаю внимание детей на богатство нашей страны, известных людей России.
6. Использование информационных технологий на уроках ИЯ.
Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. С внедрением в школы компьютеров, Интернета, я стараюсь идти в ногу со временем. Интернет помогает в этом: я подбираю видео материалы к урокам и использую их на разных этапах урока. 7. Творческая деятельность на уроке английского языка как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата, устраняя скуку на уроке и положительно влияя на развитие коммуникативных умений школьника. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Созданию творческой атмосферы на уроке помогают мне специальные приемы. Так, например, элементы неожиданности или сюрпризы на уроке могут развивать творческую активность обучающихся. Все экспромты на уроке должны быть заранее подготовлены и продуманы. Может появиться почтальон-ученица с письмом, или можно пригласить на урок сказочного персонажа –фею, если речь идет о младших школьниках. Или вдруг заходит заранее подготовленный «an English student» или студенты, которые учатся в институте на факультете иностранных языков, побывавшие заграницей и начинается разговор о школе и любимых предметах и т д. Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, неожиданности, новизны.
В моей системе работы очень полезными оказались методы мнемотехники и эйдотехники.
Метод ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ. Его суть - в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Например, при изучении темы «Человек» вводится лексика:
BODY (тело) – ему созвучно слово БОДРОСТЬ;
LEG (нога) – ему созвучно слово ЛЕГО;
Метод « оживления» развивает фантазию, образное мышление. Учащимся приходится придумывать интересный рассказ, связывающий созвучные слова и перевод иностранных слов, но и уметь представлять этот рассказ в зрительных образах. Так при изучении темы «Природа» к слову
SEA (море)- учащийся должен представить себя несущимся по синему морю;
RIVER (река) - слышит, как ревет горная река под окном и мешает спать…;
FOREST (лес) – идут в лес для сбора хвороста, а это тяжело и т. д.
Метод Соощущений позволяет усилить представления. Представляя картинку, учащиеся чувствуют напряжение мышц, тактильные ощущения, и т.п. Так, при запоминании лексики по теме « Неправильные глаголы», а именно :
begin-began-begun – ( начинать)- ученик представляет, что он БЕГУН, который должен бежать марафон;
catch – caught- caught – ( ловить ) – ученик представляет, как он активно ловит КОТА; ит.д.
Метод « вхождения». Его задача – «войти» внутрь представляемой картинки, рассказа. Так, при запоминании слова «tear» (слеза) ученик представляет себя в тире, слышит выстрелы, держит ружье, при этом не замечает, как исчезает вокруг него комната, в которой он сидит, книга и т.д.
Метод автобиогафических воспоминаний. В отличие от ассоциаций, рождаемых в фантазии учащихся, этот метод использует ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, слово «puddle» - (лужа) ученик вспоминает, как в детстве во время игры в лужу ПАДАЛ его мяч или он сам. Слово «teacher»- (учитель)- может напомнить, как учитель ТЫЧЕТ ошибками в тетради и т.д.