Доклад по теме Моделирование приёмов и методов коррекционной работы с умственно отсталыми учащимися с учётом индивидуально – дифференцированного подхода (Чтение 5 класс)

Муниципальное автономное образовательное учреждение ПСОШ №2









Моделирование приёмов и методов коррекционной работы
с умственно отсталыми учащимися с учётом
индивидуально – дифференцированного подхода
(Чтение 5 класс)








Выполнила:
учитель русского языка
и литературы
МАОУ ПСОШ №2
Данилова Т.Н.















г. Первомайск
2016 год


Моделирование приёмов и методов коррекционной работы
с умственно отсталыми учащимися с учётом
индивидуально – дифференцированного подхода
(Чтение 5 класс)

1. Теоретическая часть

Обучение школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках чтения

Задачи курса обучения чтению во 5-х - 9-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида:

Образовательные задачи:

содержание читаемого материала должно знакомить учащихся с чем-то новым, давать представления о чем-то новом, знакомить с какими-то понятиями;
на уроках необходимо формирование техники чтения, ее четырех качеств - сознательность, правильность, беглость, выразительность.

Коррекционные задачи:

коррекция речи, мышления, внимания, памяти, воображения.

Воспитательные задачи:

воспитывать нравственные качества;
эстетическое воспитание;
экологическое воспитание

Этапы чтения

Объяснительное чтение - предполагает, прежде всего, размещение произведений в учебниках в зависимости от тематического принципа. Объяснение содержания произведения и его разбор опирается на имеющийся у детей опыт или на те явления, которые проходят в данный момент перед их глазами.
Начиная с 5-го класса, появляются темы, разбор которых опирается на знания детей (история, география, естествознание). В учебники включаются произведения "малых форм" (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы). Далее появляются произведения, имеющие более объемный материал.
Литературное чтение - имеет монографический принцип расположения материала (хронологический). Отводится несколько уроков на изучение творчества одного писателя. Объяснение и разбор произведения опирается на знания детей, но не исключается также опора на их опыт. Изучается биография писателя. Используются произведения как малых, так и крупных форм. Появляются повести пьесы, поэмы, отрывки из романов, баллады.
Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие исследователи как Ж.И. Шиф, М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, Р.И. Лалаева, В.В. Воронкова и др. пишут о том, что умственно отсталые дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Примерно 80 % учащихся первого года обучения допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах.

Приемы работы над правильностью чтения:

Многократность прочтения текста со сменой заданий:
чтение по заданию;
эстафета цепочкой;
выборочное чтение;
чтение по ролям.
Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.

Использование различных игровых приемов:

игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели);
игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);
игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).

Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:

отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);
хоровое чтение;
чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);
Для детей с интеллектуальной недостаточностью особую сложность представляет понимание идеи произведения, относительно легким является информационный план произведения. исправлять ошибки (не более одного предложения).

Сложности в осознании читаемого текста, испытываемые умственно отсталыми детьми:

затруднения в устной логической связи между поступками, событиями и т.п.;
непонимание идейного смысла;
непонимание подтекста;
плохо устанавливают временные связи, особенно если описание дается в разновременном плане;
нарушено образное восприятие;
затруднено восприятие изобразительных средств языка;
фрагментарное усвоение событий, особенно если большое количество действующих лиц или мест действия;
имеющийся у умственно отсталых школьников опыт и знания не всегда помогают правильно оценить события, описанные в произведении, а иногда и мешают сделать правильный вывод.

Задачи работы над формированием осознанного чтения:

расширять возможности детей в понимании информационного смысла произведения;
учить четко устанавливать смысловые связи;
помогать в понимании идейного смысла произведения.
Приемы работы по формированию навыка осознанного чтения:
Разбор значений слов-синонимов.
Разбор значения слов-синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.
Самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.
Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
Работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов и антонимов).
Работа с фразеологизмами.

Приемы работы по формированию навыка осознанного чтения

Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.
Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
Упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности значения слов и выражений.
Сила голоса - важное средство выразительной речи и чтения. С ее помощью передается эмоциональное напряжение, характер действующих лиц. С силой голоса тесно связано логическое ударение.
Темп речи используется для передачи напряженности событий и характера действующих лиц. С темпом связаны паузы, чем больше пауз, тем медленнее темп. Паузы могут быть синтаксическими, логическими, психологическими.


Задачи по развитию навыка выразительного чтения:

отработать технику речи (дикция, дыхание, орфоэпическое произношение);
помочь детям с большей или меньшей осознанностью овладеть основными средствами интонации;
преодолеть те недостатки, которые связаны с нарушением модуляции голоса.
Тон голос учащимися осваивается достаточно рано.
Мелодика речи - повышение и понижение голоса. Существует три вида интонации: монотонная, восходящая, нисходящая.
Ритм речи - специально не проводится никаких упражнений по работе над ритмом речи, в основном дети осваивают его по подражанию.
Все средства интонации и выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикция, дыхание, орфоэпическое произношение.

Приемы работы по формированию навыка выразительного чтения

Подражание речи учителя
Скороговорки
Артикуляционная гимнастика
Физминутки
Работа над логическим ударением в ответах на вопросы
Чтение по ролям, драматизация текста
Прием нотирования
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы - это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Приведем примеры: Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.
Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные.
Темп чтения у каждого человека разный, т.к. разный темп разговорной речи, это зависит от характера и типа нервной системы. Единицами беглого чтения являются словосочетание, предложение, абзац.
У умственно отсталого скорость чтения примерно 90 слов в минуту - нижний порог, при норме 130 слов в минуту. Умственно отсталые школьники со значительной трудностью овладевают навыком беглого чтения. Исследователи говорят о том, что навык беглого чтения появляется у умственно отсталых школьников позднее, чем у нормально развивающихся детей и формирование его идет неравномерно в пределах одного года обучения. Примерно 20% учащихся 5-х классов овладевают беглым чтением, 58%читают целыми словами, 22% читают по слогам. Требования к беглому чтению программа начинает предъявлять в 6 классе. Основная подготовка к беглому чтению проходит в 4-5 классах.
Темп чтения умственно отсталого ребенка подчас бывает либо патологически медленным, либо быстрым. Требовать от ребенка беглое чтение просто невозможно, т.к. большинство из них недостаточно хорошо владеют навыком правильного чтения. В школе VIII вида не проводится проверки техники чтения с секундомером, когда подсчитывается скорость чтения (количество слов в минуту). Наверное, лучше если ребенок будет читать в привычном для него темпе, пусть даже замедленном, но правильно, при этом понимая прочитанное и пытаясь соблюдать выразительность.

Приемы работы по формированию беглого чтения:

многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);
речевая разминка (пятиминутка)
игровые моменты те же, что и при работе над правильностью чтения;
прием подсчета слов («жжужащее» чтение);
развитие смысловой догадки;
зрительные диктанты. Проводится на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка).
Сказка - наиболее любимый для всех детей жанр. Сказка является очень благоприятным материалом для развития связной устной речи умственно отсталых детей, т.к. ее композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания. В учебниках специальной (коррекционной) школы представлены все виды сказок:
бытовые;
волшебные;
сказки о животных.
Существует ряд рекомендаций к работе над сказкой:
При подготовке к чтению сказки важно организовать наглядно - практическую деятельность детей или провести соответствующую беседу, так, чтобы учащиеся могли правильно воспринимать самих героев и их действия. Чтение сказки необходимо сопровождать показом, иллюстраций, аппликаций, рисунков и т.п.
Поскольку сказка по природе предназначена для устного воспроизведения, желательно, чтобы учитель использовал так называемое чтение-рассказывание. При такой подаче текста сохраняется интонация разговорной речи, рассказывание сопровождается соответствующими мимикой и жестами.
При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки. После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям.
Пересказ сказки следует очень хорошо подготовить. Он должен выглядеть как рассказывание сказки, близко к тексту, с использованием слов и выражений, свойственных ей. Короткая сказка воспроизводится полностью, длинная по частям. Пересказывать можно, используя словесный план, картинный план, кадры диафильма, слайды, иллюстрации, по цепочке, с опорой на специфические слова.
Рассказы составляют примерно 50% от произведений других жанров. Рассказ - это повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев. Рассказы могут располагаться по тематике (о природе, о труде, о животных), по времени протекания действия (об истории, о сегодняшнем дне), по жанровой характеристике (юмористические, драматические), по сложности композиции (повествовательные, с пропущенным звеном, со скрытым смыслом). Для умственно отсталых наиболее доступными являются рассказы с последовательным развитием событий, которые не содержат сложные смысловые связи. Более трудны для понимания рассказы с пропущенным звеном или разновременными планами действия, когда события сегодняшнего дня перемежаются описанием уже происшедшего. Пропущенные звенья, последовательность развития сюжета восстанавливаются на основе общего контекста (Паустовский - «Заячьи лапы», Толстой - «Акула»). Но самые трудные для понимания - это рассказы со скрытым смыслом (Чехов - «Хамелеон», Толстой - «Кавказский пленник»).
Басня - это короткий аллегорический рассказ с нравоучением. Иносказание является спецификой басни. Изучение басен начинается с 4 - го класса.
Специфика этого жанра предполагает некоторое своеобразие методической работы:
Требуется такая подготовительная работа, которая бы выявила основные линии поведения персонажей.
Так как язык басни сложен и непонятен детям, чтение басни следует проводить по частям с параллельным разбором каждой части.
Сначала происходит общий разбор смысла басни, а затем уже ее скрытый смысл, даже в том случае, если басня начинается с морали.
Басня не пересказывается, а готовится выразительное чтение, чтение по ролям, заучивают наизусть.
Стихотворение - это небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру. Работа с различными по темам стихотворениями имеет огромное воспитательное значение: правила поведения и гигиены, понятия добра и зла, отношение к природе и животным и т.п. Методика работы над эпическими стихотворениями совпадает с методикой работы над рассказом. Специфика же работы будет заключаться в подготовке к выразительному чтению стихотворения и работе над образными средствами языка.
Лирические стихотворения характеризуются повышенной эмоциональностью. Трудности при изучении таких стихотворений заключается в большом количестве метафор, эпитетов и т.п. При работе над этими стихотворениями большое внимание уделяется эмоциональному настрою учащихся (беседа, рассматривание картин). После подготовительной работы и выразительного чтения стихотворения учителем отрабатывается выразительное чтение стихотворения детьми. Текст стихотворения следует разметить (проинтонировать). Сначала идет объяснительное чтение каждой строчки (интонация и разбор содержания).
Работа над стихотворением проходит в три этапа:
1 этап. Вступительная беседа. Первичное восприятие и воспроизведение материала.
2 этап. Заучивание стихотворения.
3 этап. Закрепление заученного материала систематическое повторение выученных стихотворений).
Существует ряд приемов, помогающих детям выучить стихотворение наизусть.
Мнемонический прием:
Текст записан на доске, по мере заучивания стираются слова, в конце остается по одному слову из каждой строчки, которые служат подсказкой.
По мере заучивания стихотворения на доске остаются первые слова из каждой строчки.
Заучивание по плану:
план из слов и иллюстраций к каждой строчке;
действенный план (произведение игровых действий с фигурками персонажей из стихотворения и предметов, о которых говориться в стихотворении);
картинно-предметный план;
план, составленный из ситуационных картинок;
символический план (представлен в виде разных геометрических фигур или одной и той же фигуры разного цвета);
комбинированный план.
Домашнее чтение в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида играет еще большую роль, чем в массовой школе, поскольку у умственно отсталых детей интереса к книге самостоятельно не возникает. Оно влияет на совершенствование техники чтения, расширяет кругозор, развивает умение черпать информацию их книг. Как показали исследования ряда ученых (И.Г. Еременко, М.Ф. Гнездилов, В.А. Сумарокова и др.), правильная организация уроков чтения у части детей вызывает интерес к определенной литературе. Учащиеся любят сказки, рассказы о животных. Мальчики старших классов любят читать "про войну, шпионов, сыщиков", девочки проявляют интерес к любовным романам. Руководство учителя чтением детей направлено на развитие у них интереса к книге, самостоятельному чтению.
Умственно отсталые дети, как правило, не помнят ни писателя, ни произведение прочитанное недавно. Когда школьникам задается вопрос: "Что ты читал в последнее время?", чаще всего они называют произведение, прочитанное на прошлом уроке в классе, что говорит о том, что самостоятельно, дома они ничего не читают. В массовой школе примерно 20% детей читают дома дополнительную литературу. Учащиеся начальных классов выбирают книги по наличию в них большого количества картинок, старшеклассники по объему (чем толще, тем лучше).
Система мероприятий для развития читательского интереса - это:
организация уроков чтения с момента прихода учащихся в школу;
в 1 - 2 классах учащимся читает учитель (5 - 10 минут на уроке);
использование приема чтения-рассматривания;
самостоятельное чтение книжек-малышек;
запись в библиотеку;
чтение учителем отрывков из книг с захватывающим сюжетом, предложение дочитать дома книгу самостоятельно;
Контроль за чтением учащихся - это:
ведение специальных дневников внеклассного чтения или читательских листов, регулярная проверка этих дневников;
систематический опрос школьников педагогом: "Какое произведение читает ребенок, кто автор, до какого места дошел, задает вопросы по содержанию";
на уроке чтения - обобщающая беседа о прочитанных книгах (вопросники, тесты).
Системность и регулярность работы это:
в своем режиме дня учащийся должен отвести 30 минут для самостоятельного чтения;
ведение учащимися и проверка учителем дневников чтения и читательских листов;
подводились итоги работы, осуждался список читаемого материала.


Коммуникативная направленность уроков чтения в коррекционной школе

Работа над описанием персонажей и их характеристикой, проводимая на этапе анализа художественного произведения или обобщении материала, достаточно сложна для умственно отсталых школьников. Подобные задания требуют глубокого анализа читаемого материала, способности анализировать, высказывать свое отношение к происходящему. Например, на уроке возможно использование таких вариантов заданий:
На иллюстрациях изображены герои произведения (иллюстрации могут быть сделаны самими учащимися). Назовите персонажей по порядку, так, как они появлялись в произведении. Прикрепите иллюстрации на магнитной доске в нужном порядке. Может быть, кого-то из героев не хватает? Расскажите о них, об их поступках, характере, внешности. Выразите свое личное отношение к каждому персонажу.
Учащиеся получают карточки, на которых написаны высказывания героев произведения. Догадайтесь, кому принадлежат эти высказывания. Докажите, почему вы так решили. Расскажите об этих героях. Выскажите свое отношение к ним и к их поступкам.
Учащиеся получают карточки. На одних написаны слова, описывающие внешние данные героя (героев) на других - личностные качества. Ученики по очереди читают свои карточки, выходят и прикрепляют их на магнитную доску. Задача каждого следующего участника - определить место своей карточки. После того, как все карточки распределены по назначению, учащиеся должны рассказать, о каком персонаже идет речь, почему именно о нем, как они догадались, по каким признакам. Затем проводится анализ внешности, характера, поступков героев.
На доске или на карточках в левом столбике написаны имена героев произведения, а в правом приводятся их отличительные черты (характер, поступок и т.п.). Узнайте героев и приведите в соответствие слова двух столбиков, соединив стрелочками подходящие друг к другу части. Дополните образ героя своими словами.














2. Практическая часть




Проблемы развития

Приёмы и методы коррекционной работы




1

Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова

Синтез звуковых элементов.
Ученику произносят отдельные звуки и предлагают сказать, какой звук должен получиться.
Отработка понятия «звук» и «буква»




2

Побуквенное или слоговое чтение

Карточки-горки:
ученику предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде горки.



3

Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки

Развитие пространственных представлений. Отработка понятия «правый», «левый». Использование игр с использованием кубиков.



4

Неправильное чтение похожих по начертанию букв

Зрительный анализ.
Выделение букв в слове.
Побуквенный анализ слов



5

Потеря строки при чтении

Изучение процессов произвольного внимания. Письмо без ошибок



6

Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями

Зрительный вербальный анализ.
Найти «спрятавшиеся» слова.
Чтение наоборот.
Чтение только второй половины слова



7

Чтение слов справа налево

Разноцветные точки.
Преодоление синкретичности восприятия.
Чтение нормально и наоборот




8

Прочитывание слов с ошибками

Письмо без ошибок.
Понимание смысла. Побуквенный анализ слов



9

Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую

Поиск в тексте заданных слов.
Слова подчёркиваются или обводятся кружком



10

Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного

Развитие произвольного внимания.
Пропуск каждого второго слова.
Прочитывание слов по два раза



11

Нечёткое произношение

Выявление недостатков фонематического анализа. Различение заданного звука среди других звуков. Дифференцировка сходных звуков.
Различие слов, близких по звуковому составу.




12

Низкая скорость чтения

Побуквенный анализ слов.
Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной




13

Челночное чтение (с возвратом)

Считывание слева направо и сверху вниз



14

Смешивание букв по акустическим или артикуляционным признакам

Поиск в тексте заданных слов.
Различение заданного звука
Нахождение по картинкам слов с определённым звуком
Придумывание слов с заданными звуками
Угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции
Выделение звука в слове




15

Ограниченный словарный запас

Произвольное слуховое запоминание 10 слов. Развитие смысловой памяти.
Цепочки слов.
Доскажи словечко.
Слова на букву.
Предметы с буквой.
Сортировка слов.
Исправление последовательности слогов.
Сложение имён.
Пирамидки слов.
Из каких действий состоит данное действие




16

Плохое запоминание прозы и стихотворений

Пиктограммы.
Опосредованная произвольная память. Запоминание слов и словосочетаний
Работа по алгоритму.
Пересказ по опорным словам.
Составление плана, опорного конспекта
Достаточное количество повторов с использованием разных приёмов запоминания: ассоциаций, актуализации наглядных образов.
Заучивание считалок, скороговорок, номеров телефонов




17

Не может пересказать прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу

Ребусы.
Повторение слов, развитие смыслового анализа. Анализ смыслового содержания текста. Антиципация содержания текста, заполнение пропусков.
Составление плана по картинке.
Задавание вопросов по тексту.
Описание картинки по плану.
Какое настроение у человека на картине? Когда так бывает?




18

Смешивание значений слов

Различение слов, близких по звуковому анализу. Опознание звуков в слове.
Нелепицы.
Недостающие слова





19

«Механическое» чтение (непонимание читаемого)

Исправление смысловых ошибок.
Развитие способности схватывания слова целиком.
Заполнение пропусков букв в словах.
Вопросы на понимание сюжета текста.
Обучение символическим выражениям для передачи характеристик человека.
Чему учит сказка или рассказ?




20

Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу

Продажа слов с аукциона, гибкость мыслительной деятельности.
Рассмотрение объекта с разных точек зрения с называнием его качеств, свойств, признаков



21

Не умеет выделить главное в прочитанном

Повторение слов.
Заполнение пропусков.
Лишнее слово.
Объяснялки.
Нахождение главных признаков предметов




22

Не умеет отвлечься от несущественного

Связь слов в рядах, в парах.
Правильность воспроизведения слов. Операция абстрагирования.
Называние предметов с одной формой, одного цвета, из одного материала, начинающихся с одной буквы




23

Трудности при узнавании того же самого, но в другой форме

Выделение существенных признаков, обобщение. Связывание слов по смыслу.
Развитие способности к пониманию и обобщению смысла фразы.
Объединение пословиц по смыслу, их сравнение.
Слово-знак.
Повтори. Дополни




24

Путает звуки и буквы

Выявление недостатков звукобуквенного анализа. Определение количества звуков и букв в словах. Преобразование слов.
Выделение звуков.
Расчленение речи на слова и звуки



25

Невыразительность чтения

Работа с пословицами.
Выделение главной мысли.
Формулировка общего смысл прочитанного



26

«Угадывающее» чтение

Побуквенный анализ.
Деление на буквы тождественных слов













15