Логопедические игры с использованием перфокарт в коррекционной работе с умственно отсталыми обучающимися.


Логопедические игры с использованием перфокарт в коррекционной работе с обучающимися с нарушением интеллекта.
Логопедическая работа в коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья занимает важное место. Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.
Основные признаки речевого нарушения:
- несоответствие речи возрастным нормам;
-речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.
Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены комплексом причин:
-органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике);
-функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения);
-психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания;
-социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, умственная отсталость в семье).
От 60%-90% учащихся начальных классов коррекционной школы имеют выраженные дефекты устной и письменной речи.
Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличение); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи).
Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).
Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).
В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качества предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.
Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Часто отвлекаются от темы. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.
Звукопроизношение характеризуются полиморфными нарушениями. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает до 9 занятий, чтобы поставить звук, но автоматизация его продолжается 1,5-2 и более лет. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие самоконтроля за собственной речью.
Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных обучающихся голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.
Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.
При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работы к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционной школы происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи. Достичь положительных результатов в формировании грамматического и смыслового уровня развития речи очень сложно. Сегодня, в условиях реализации ФГОС, основой которого является системно-деятельностный подход, одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Я предлагаю логопедические игры с использованием перфокарт. Систематически используя их в работе с обучающимися можно добиться положительных результатов.
Содержание логопедических игр включает в себя следующие направления:
Развитие общих речевых навыков (упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)
Развитие мелкой моторики (соединение предметов различными линиями: прямая, пунктир, зигзаг, спиралью и т.д.
Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)
Автоматизация поставленных звуков в словах, предложениях, загадках, стихах.
Работа над слоговой структурой слова.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление описательных рассказов ).
Развитие грамматического строя речи
Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.
Игра « Фрукты и овощи»
 Цель игры: развитие навыков словообразования и словоизменения.
Задачи:
Согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже;
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
Развитие фонематических процессов;
Обогащение активного словаря;
Развитие мелкой моторики.
Оборудование: перфокарта с изображением фруктов и овощей.
Ход игры: обучающимся предлагается перфокарта и задание: соединить линиями, (прямой линией, зигзагом, пунктиром, спиралью и т.д.). Для закрепления цвета можно предложить цветные карандаши). Например, соедини пунктиром красного цвета фрукты, а зигзагом зеленого цвета овощи. Расскажи, как ты выполнил задание. Можно усложнить задание. Назови ласково. Назови один и много. Сосчитай овощи и фрукты от 1 до 5. Выбери свой любимый фрукт или овощ и расскажи о нем по схеме: цвет, форма, размер, вкус, какой на ощупь, что можно приготовить из него. Фрукты назови шепотом, а овощи - громко. Задания можно усложнять в зависимости от уровня развития речи обучающихся.
Аналогичные игры с перфокартами можно проводить по лексическим темам:
*Дикие и домашние животные.
*Транспорт ( наземный, водный, воздушный).
*Одежда ( зимняя, летняя, демисезонная).
*Обувь.
*Одежда и обувь.
*Птицы (перелетные и зимующие).
*Насекомые и птицы.
*Мебель.
*Посуда.
*Продукты питания.
*Предметы туалета.
*Школьные принадлежности.
*Игрушки.
*Деревья (лиственные и хвойные).
*Цветы( садовые, полевые, комнатные).
*Времена года.
Перфокарты можно использовать также для автоматизации и дифференциации звуков. Например: соедини картинки, в названии которых есть звук [C] пунктирной линией синего цвета, а картинки, в названии которых есть звук [Сь] - cоедини прямой линией зеленого цвета. Расскажи, как ты выполнил задание. Объясни, почему ты использовал зеленый и синий цвет.
Используются перфокарты для автоматизации и дифференциации звуков:
С-Ш, З-Зь,З-Ж, Ж-Ш, Л-Ль, Р-Рь, Л-Р и др.

Слайд 1
МЕТОДИКА ГЛЕНА ДОМАНА Выполнила студентка Группы 10/473 З.Д Каранова Л.В. Никишина Е.Д. Департамент образования города Москвы МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Слайд 2
Гленн Доман род. 1920 американский врач- физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей (метод Домана). В 1940 году окончил Университет Пенсильвании, получив учёную степень по физиотерапии. С этого момента Доман занимался изучением развития детского мозга. В 1955 году основал некоммерческую организацию Институт достижения потенциала человека. Автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей.
Слайд 3
Методика развития Глена Домана первоначально была предназначена для детей с травмами мозга. Будучи военным врачом, Доман в своей работе с больными детьми получил просто ошеломляющие результаты: он первый обнаружил, что если воздействовать на какой-то один из органов чувств, то активность мозга очень быстро возрастает. А в результате ребенок начинает стремительно развиваться как умственно, так и физически. Позже методика развития Глена Домана была с огромным успехом опробована и на здоровых детях.
Слайд 4
Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.
Слайд 5
Что же делал Доман, чтобы добиться таких результатов? Суть методики, как и все гениальное, проста: Глен Доман учил детей читать, показывая им на краткое мгновение карточки с изображениями различных предметов и красными надписями под ними. Демонстрируя карточку, он обязательно вслух говорил, что на ней изображено. Такие занятия проводились по несколько десятков раз в день и длились каждый раз по 5-10 секунд.
Слайд 6
На карточках написаны крупным красным шрифтом слова и приклеены изображения животных, растений, планет, математические задания, цифры, портреты исторических деятелей и т.д. Такие карточки разделяют по темам. И в течение дня необходимо так же тематическими сериями показывать карточки ребенку
Слайд 7
Основные принципы работы с карточками Домана. Начинать необходимо заниматься с карточками Глена Домана с самого раннего детства. Во время занятий настроение у ребенка должно быть хорошее, он должен быть здоров, весел и бодр. Обязательно хвалите малыша за его достижения! Все дети очень любят, когда их родители хвалят и радуются их успехам, пусть даже совсем маленьким успехам. Ребенок, если его похвалить, будет стараться доставить Вам радость снова, будет стремится к большему познанию. Систематичность и регулярность занятий - залог успеха.
Слайд 8
Показывать карточку перед глазами ребенка нужно короткое время, где-то 2-3 секунды, главное, чтобы малыш обратил внимание на карточку. Более продолжительное время держать карточку не надо, так это может вызвать потерю интереса у ребенка. Старайтесь ежедневно пополнять материал и показывать новые карточки к тем, которые малышу уже хорошо знакомы. И нежелательно одну и ту же карточку показывать более 3-х раз в один день. Умейте вовремя прекратить игру. Необходимо остановить игру прежде, чем Ваш малыш сам этого захочет. Занятия должны быть короткими.
Слайд 9
Рекомендации по обучению. Заниматься по карточкам Домана рекомендуется с детьми до 6-7 лет, желательно – с самого рождения, так как в первый год жизни ребенок имеет все нужные способности к запоминанию и раннее применение методики обеспечит ему уже к году огромнейшее преимущество перед сверстниками.
Слайд 10
Метод обучения чтению по методика Глена Домана. Глен Доман за основную языковую единицу принимает слово, и начинать обучение чтению предлагает именно со слов, а не с букв, слогов или складов. Работа по методике Глена Домана заключается в том, что ребёнку показываются карточки или слайды со словами, написанными крупными (от 7-ми сантиметров высотой) красными буквами и проговариваются эти слова. Сначала готовится три набора по пять слов в каждом. Первые слова должны быть самыми простыми и знакомыми ребёнку
Слайд 11
В первый день покажите первый набор, во второй – первый и второй наборы (не подряд!), и в третий – все три приготовленных набора. Слова нужно показывать и озвучивать очень быстро, примерно по секунде на одну карточку, одно занятие отводится на один набор слов, общее количество занятий доводится до 9-ти в день (3 раза показывать каждый из 3-х наборов), Не пугайтесь этой цифры, ведь одно занятие занимает у вас всего 5 секунд! Через пять дней из каждого набора убирается одна старая карточка, и заменяется новой. Заменять одну карточку на новую нужно каждый день, таким образом, все 3 набора полностью обновляются за пять дней, каждое слово ребёнок учит 5 дней, каждый день – 3 новых слова. Позже количество наборов можно довести до 5-ти.
Слайд 12
После первых 15-ти самых простых слов можно разучивать слова, обозначающие части тела, потом мебель и предметы обихода, еду, животных, действия и т.д. Следующим этапом будет показ словосочетаний, а позже и простых предложений. Карточки могут быть просто со словами, а могут быть и с картинками, под которыми подписаны названия предметов. По наблюдениям Домана, после определённого периода занятий происходит переход «количества в качество», и ребёнок может читать даже те слова, которые он не изучал во время занятий. Кроме слов, по карточкам Домана можно изучать цвета, цифры и пр.
Слайд 13
Глен Доман предлагает стимулировать так же и физическое развитие. Он напрямую связывает движение и развитие мозга: как только ребенок освоил новый двигательный навык (например научился переворачиваться) начинается развитие нового отдела Головного мозга.
Слайд 14
Многие родители, услышав, что по методике Глена Домана воспитывались некоторые нобелевские лауреаты, с огромным энтузиазмом принялись воспитывать своих чад. Но не стоит забывать, что у метода Домана, помимо плюсов, есть и минусы:
Слайд 15
Плюсы: - яркие карточки с картинками нравятся почти всем детям, а короткие занятия н не успевают наскучить ребёнку. Как результат, большинство детей занимаются по карточкам Домана с удовольствием, и даже сами просят показать любимые наборы ещё и ещё раз В то время, как буква и даже склад – для ребёнка всего лишь некая абстракция, реальное слово, соотнесённое с изображением реального предмета – это уже конкретика, которая лучше и быстрее запоминается ребёнком
Слайд 16
- существенное расширение словарного запаса и общего багажа знаний - при наличии компьютера слайды со словами и картинками очень быстро и просто создаются и воспроизводятся программой Power Point, а в продаже имеются готовые картонные карточки и даже диски, на которых за небольшую цену собрана масса готовых и даже озвученных презентаций на всевозможные темы; -занятия по методике Домана подходят даже для детишек самого маленького возраста.
Слайд 17
Минусы : Самый существенный минус – ребёнок в методике Домана – это пассивный объект обучения, в который «вливаются» знания, что не способствует развитию активной познавательной позиции, стремлению добывать знания из окружающего мира. Кроме того, при таком обучении чтению не развивается фонематический слух, что может не лучшим образом сказаться на грамотности ребёнка в будущем. Карточки Домана способствуют развитию памяти, делают детей эрудитами уже в раннем возрасте, но не учат думать. Пути развития творческих способностей ребенка и развитие мышления следует искать в других методиках.
Слайд 18
Глен Доман - противник спонтанной двигательной активности и игр. Он считает песенки-пестушки и игрушки - пустой тратой времени. А ведь именно в игре ребенок растет и развивается. Поскольку подобное "пустое времяпрепровождение" не приветствуется, то соответственно ребенок общается в основном только со своей семьей Такое обучение занимает почти все время мамы и требует полной самоотдачи.
Слайд 19
Каждый ребенок - это индивидуальность. Ваша задача, не напрягать ребенка, сделать так, чтобы ему играть в карточки Домана было интересно. Именно играть, а не настаивать на обучении и запоминании. Если Вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, сразу же убирайте карточки и переключайтесь на что-то другое.
Слайд 20
Раннее обучение чтению или математике Доман не считает началом раннего образования ребенка. Образование начинается в 6 - 7 лет, а вот познание - с самого момента рождения. "Маленькие дети испытывают безграничную жажду знаний, и надо очень постараться, чтобы отбить у них всякое желание получать новую информацию. Ни в коем случае не делайте ничего, что могло бы вызвать скуку у вашего ребенка или было бы для вас тяжелой обязанностью.

\s