Описание системы работы по теме: «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников»

Описание системы работы по теме:
«Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников».

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить, который нельзя ничем.
«Здоровье - всему голова», - гласит народная мудрость. Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). В последнее время наряду с этим определением упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Поэтому Всемирная организация здравоохранения дала такое определение:
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Все это и определило выбор темы моего педагогического опыта: «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников».
Работать в школу пришла в 1980 году по призванию души. Работа учителя мне всегда нравилась, хотя никогда раньше не могла представить, насколько она трудна. Методику преподавания начальных классов изучала и осваивала в Гудермесском педагогическом училище, пользовалась методической литературой, журналом «Начальная школа».В 2004 году окончила МГОПУ им.Шолохова. Много полезного для себя «черпаю» из опыта коллег на заседаниях районного и школьного методических объединений, на уроках взаимопосещения учителей нашей школы. Но, глядя на своих коллег, поняла, что настоящий учитель должен быть «болен» своей профессией. Когда сам педагог «горит», тогда зажигаются и его ученики.
Работая учителем начальных классов, пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в учении.
Сначала учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и учебный материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, где тренируются в устном счёте, решают задачи, изучают геометрический материал, сравнивают множества.
Игра пробуждает интерес к победе, поэтому ученики стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других. У них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина, воля, характер, доброта.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.
Используя на уроках различные игры и игровые моменты, заметила, что детям особенно нравятся игры- путешествия. Они с нетерпением ждут таких уроков не только в 1 классе, но и в последующих. Чёткое начало урока дисциплинирует детей, позволяет всем быстро включаться в работу, способствует экономии времени. Поэтому каждый урок начинаю со стихов:
«Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Тихо в классе, тихо в школе.
Все ли в классе? Всё ль готово?
Ну-ка, подтянитесь.
Здравствуйте, садитесь!»
Для уроков математики много подобрано занимательных задач, которые учащиеся очень любят. Чтобы вовлечь детей, включаю во время устного счёта разнообразные игры и игровые элементы «Продолжи ряд», «Цепочка вычислений», «Тайна в устном счёте», также включаю упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу класса.
«Именины у синицы, гости собрались.
Сосчитай-ка их скорее да не ошибись.
Птичек дружная семья:
3 весёлых воробья,
3 вороны, 3 сороки - белобоки,
3 стрижа и дятлов 3.
Сколько всех их, назови?»
Или на умножение и деление:
«3 большие галки.
Шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
5 сельдей несла больших
Сельди засолили, сосчитать забыли.
Сколько сельдей галки
Принесли с рыбалки?»
«5 зайчат сидят в углу
Чистят репу на полу
Начистили 20 штук.
Как делить, забыли вдруг
Мамы с папой нет нигде
Помогите им в беде».
При подведении итогов по теме «Многоугольники», использую задания, помогающие определить, хорошо ли дети усвоили свойства геометрических фигур. Например:
1) Назовите геометрическую фигуру:
А) 3 угла, 3 вершины, 3 разные стороны.
Б) 4 стороны, 4 угла, все углы прямые.
В) 4 угла, 4 стороны, все стороны равные.
Г) 4 прямоугольных угла, 4 стороны, противоположные стороны равные.
«Ты на меня, ты на него
На всех на нас смотри
У нас всего, у нас всего
У нас всего по3.
3 стороны и 3 угла
И столько же вершин
И трижды совершили».
Стараюсь радовать своих учеников интересными заданиями, систематически использую на уроках математики фактический материал, примеры которого приведены ниже. Работу всегда сопровождаю соответствующими иллюстрациями, что расширяет кругозор моих любознательных учеников.
1.Самый толстокожий в мире зверь - нильский бегемот. Толщина его кожи – 2см 5мм, а толщина кожи слона – 1см 8мм.
2.Самый хищный обитатель морей – меч – рыба. Длина её тела равна 5 м, вес до 600 кг, а длина необычайно прочного меча – 1м 50 см. меч – рыба атакует китов, а также промысловые суда и лодки.
На уроках математики часто провожу игры – путешествия. Они помогают на протяжении всего урока: Красной Шапочке благотворно добраться до бабушки, Колобку спастись от зверей, Деду Морозу добраться до ребят.
Уроки русского языка также начинаю со стихов, так как чёткое начало урока дисциплинирует детей. Для правильного произношения отдельных звуков обязательно включаю скороговорки, чистоговорки. Очень часто применяю ребусы, в которых зашифрованы слова из «Орфографического словаря». Дети их быстро расшифровывают. Потом с этими словами проводится разнообразная работа: подбор родственных слов, подчёркивание орфограмм, разбор слов по составу, определение рода, склонения. Эта работа им нравится.
Почти на каждом уроке русского языка провожу комментированное письмо, письмо с проговариванием или предлагаю дидактическое задание «Помоги Незнайке найти ошибки в предложении». На доске записываю предложения с орфографическими ошибками, а учащиеся находят их, исправляют, объясняют.
На уроке обязательно провожу работу творческого характера: составить и записать рассказ по картине, по опорным словам, письмо по памяти. Большинство уроков русского языка провожу в игровой форме. Весь урок ученики кому – то помогают, выручают из беды. При этом за урок успеваем сделать много, не чувствуя усталости.
Использование творческих игр на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Творческая игра обогащает словарный запас учащихся, расширяет их кругозор, развивает культуру речи.
Готовясь к урокам чтения, стараюсь организовать работу так, чтобы ученик активно и творчески мыслил в течение всего урока. Проблемные вопросы учат сравнивать, анализировать и делать правильные выводы, например: чей цитатный план, записанный на доске, отражает основную мысль текста? Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что - то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном.
В первые годы обучения ребёнок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора предложений, приобретать навыки правильного и осознанного чтения.
Знакомство с литературой начинается с первых уроков обучения грамоте, на которых использую различный стихотворный материал о звуках и буквах.
Вот два столбика наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А. (С.Маршак).

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. (В.Степанов).
С помощью считалок, чистоговорок и скороговорок ученики знакомятся с понятием «рифма».
Ша- ша – ша-
Мама моет малыша.
Та – та – та
У нас в доме чистота.
Ученикам по силе и предлагаемые ниже творческие задания на подбор рифмы.
В нашем доме на окошке
Сидят серенькие--------------.
Мишка плачет и ревёт:
Просит пчёл, чтоб дали ---------.
Любимая игра на уроках чтения – читать голосами героев из сказок. Ребятам нравится подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов они выбирают нужные, доказывая свой выбор. Например, на доске написаны слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске и, аргументируя свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Творческие способности детей продолжаю развивать и на уроках окружающего мира, и во время прогулок и экскурсий.
Перед началом зимней экскурсии предлагаю загадку:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Сообщаю, что во время экскурсии дети будут искать ответы на загадки зимы, а их у неё много – про снег, мороз, лёд на реке. Дети не только отгадывают загадки, но и наблюдают за изменениями, происходящими в природе зимой.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели.
Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать, как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
На своих уроках использую информационные технологии, которые позволяют:
- формировать глубокие и прочные знания;
- активизировать познавательную активность учащихся;
- повышать интерес учащихся к изучаемому предмету;
- воспитывать
чувство коллективизма и взаимопомощи;
- развивать межпредметные связи.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повышать результативность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка
Как классный руководитель, стараюсь наблюдать за каждым своим учеником и во внеурочное время. Часто бывает так, что в школе ребенок ведет себя примерно и учится хорошо, а дома груб со старшими, не следит за порядком в своей комнате. К сожалению, не все родители делятся с учителем относительно поведения детей дома, поэтому у учителя создается неполное, а иногда и неверное представление об ученике. Поэтому с самого первого родительского собрания настраиваю родителей на совместную работу. Провожу с ними беседы, на которых мы сообща выявляем как положительные, так и отрицательные стороны в поведении детей вне школы, решаем вместе, как преодолеть эти трудности. Это общение очень помогает мне в воспитательной работе с детьми. Приглашаю родителей на внеклассные мероприятия, в которых многие охотно принимают участие. И, исходя из опыта моей работы, могу смело утверждать, что невозможно глубоко познать личность ребенка и тем самым создать дружный коллектив класса без сотрудничества учителя и учащихся, учителя и родителей, родителей и детей, детей друг с другом.
Я глубоко уверена, что настоящий учитель должен любить и уважать своих учеников, относиться к ним как к равным себе человеческим личностям, обладающим собственным внутренним миром, собственными желаниями, имеющих право на понимание и сочувствие. Он должен защищать все права и свободы ребенка, его возможность на получение знаний, развитие творческих способностей, дарований.
В заключение хочется сказать, что в своей работе буду и дальше совершенствоваться, так как считаю, что в любой профессии, а особенно, в профессии учителя, не должно, да и не может быть предела для творческих возможностей человека.
15