Компетентностный подход в образовании как результат реализации программы развития школы по внедрению идей Кембриджского университета.
Компетентностный подход в образовании как результат реализации программы развития школы по внедрению идей Кембриджского университета.
Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель.
Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое
понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также – осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.
Данная трактовка конструктивистского обучения включает в себя образ мыслей и ряд основных убеждений учителя, а также знания альтернативных действий по отношению к этим убеждениям.
Понимание обучения с социоконструктивистской точки зрения лежит в основе «Новых подходов в преподавании и обучении», изложенных в настоящей Программе. Дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» и метасознание, или «Обучение тому, как учиться», служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей. Несмотря на то ,что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, также можно считать новыми подходами в преподавании и обучении, лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» мы рассматриваем в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с социоконструктивистской точкой зрения. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. «Обучение тому, как учиться», или метасознание, направлено на оказание помощи учащимся в понимании и принятии отвественности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно.
В числе задействованных педагогических механизмов можно выделить следующие:
• понимание принципа обучения, принятие во внимание стилей обучения, осознание необходимости и выбор методов личного самообучения на протяжении всей жизни;
• систематическое обучение мышлению;
• исследование и выявление собственных творческих талантов и путей их оптимального использования;
• любовь к обучению ради самого процесса обучения и в качестве способа самопознания;
• грамотное владение речью, вычислением и наличие пространственного мышления;
• высокая компетентность в области цифровых технологий.
Обучение критическому мышлению
Критическое мышление рассматривается двояко: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей. Два этих процесса взаимосвязаны. Критическое мышление по отношению к учащимся понимается как способность синтезировать информацию и идеи, способности к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценки новых подходов.
Основные особенности, рассматриваемые в критическом мышлении детей:
Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).
Непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение и признание множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.
Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности и достоинства альтернативных предположений и перспектив.
Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).
Самосознание. Осознание субъективности наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. Если дети предположительно являются активными учащимися, конструирующими собственное понимание, следовательно, как для учителя, так и для учеников необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их. Последние исследовательские работы дали импульс значительному развитию в нашем понимании процесса формативной оценки и возможности ее использования для поддержания преподавания и обучения. Для учителей и детей важно знать, чего они пытаются достичь, что требует понимания критериев достижения.. В оригинальном исследовании использовалась техническая метафора класса как «черного ящика» и, таким образом, использование оценивания для обучения стало известно как «работа внутри черного ящика»
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании
Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) требует своевременных изменений в системе использования и оценивания знаний. Следовательно, меняются способы обучения, методики и технологии. К примеру, в Великобритании современная молодежь, избравшая преподавательскую профессию, так же, как их будущие ученики школ, сегодня обладают достаточной цифровой грамотностью, поскольку они относятся к поколению, регулярно взаимодействующему с цифровыми технологиями и использующему все возможности новых технологий во всех аспектах жизненных ситуаций.
ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Следовательно, очень важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании.
Обучение талантливых и одаренных детей
Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в ходе образования. В настоящее время проводится ряд региональных, национальных и международных конкурсов и программ, которые выявляют и поощряют высокие достижения в системе образования.
Фриман приводит в пример исследование, которое показывает, что проверочные листы могут запутать и дать учителям неверное направление при использовании их для выявления способных, талантливых детей. Однако максимально надежные критерии, основанные на исследованиях и способные выявлять наиболее успешных детей, могут быть разумно использованы в проверочном листе:
• память и знания: у них превосходная память; они не только знают, но и умеют использовать информацию;
• самообразование: они лучше других знают, как проходит процесс обучения и могут регулировать свое обучение;
• быстрота мышления: они могут тратить больше времени на планирование, но быстрее приходить к реализации планов;
• решение проблем: они пополняют информацию, определяют несоответствия, быстрее постигают суть;
• гибкость: несмотря на мышление, более организованное, чем у других, они могут видеть и принимать альтернативные решения в обучении и решать проблемы;
• любовь к сложности: для повышения интереса они стремятся к более сложным играм и заданиям;
• концентрация: они обладают исключительной способностью концентрировать волю на продолжительный период времени с раннего возраста;
• ранняя символическая деятельность: они могут говорить, читать и писать с раннего возраста
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Данный модуль тесно связан с предыдущей темой обучения талантливых и одаренных детей, поскольку оба модуля касаются дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей учащихся. Однако данный модуль касается вопросов тех этапов развития детей, которые определяют степень доступности обучения и взаимосвязан с модулем «Новые подходы в преподавании и обучении». Например, уровни метасознания, которые наблюдаются у детей разных возрастов, стратегии для поощрения конструктивистского диалога, адекватные возрасту детей, соответствуют детям разных возрастов. Аналогично существует связь и с другими модулями, к примеру – «Оценивание для обучения и оценивание обучения», при изучении ответственности за самооценку в разном возрасте.
Управление и лидерство в обучении
Данный модуль основывается на том убеждении, что устойчивое развитие и изменения в любой системе образования не могут быть привнесены извне, они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах. Основная идея Программы состоит в том, что изменения будут инициированы учителями на всех уровнях в результате критической оценки, изменения и переоценки практики и политики. Лидерство рассматривается как изменения, вводимые учителем на протяжении всей Программы. В этой связи лидерство учителя в Программе определено отдельным модулем, с целью содействия фокусированию на нем внимания на разных уровнях. Подход к лидерству, адаптированный в данном модуле, особенно на Уровне 3, основан на принципе «Работы по развитию лидерства учителя» (проект Кембриджского университета), в контексте которого учителя изменяются в ходе размышлений о своей практике в аспекте идей, рассматриваемых в Программе. Они выявляют, исследуют, оценивают и развивают отдельные моменты собственной практики в соответствии с названными идеями. Данный модуль зависит от способности учителей критически мылить и в этой связи тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению»._
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).
Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций.Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. Компетенция в образовании - совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности.В настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку Большие возможности для языкового и умственного развития учащихся содержит обучение грамматике родного языка, которое обогащает их знанием основных законов и правил системы языка, морфологических и синтаксических средств выражения мысли, способствует развитию логического мышления школьников, является основой формирования практических речевых и правописных навыков.Задача учащихся - создать собственный текст, прокомментировав то или иное явление, приведя собственные примеры. Таким образом, в процессе работы учащиеся не только работают над неморфемными способами образования, комплексным анализом текста, но и создают собственный продукт. Причем форма работы может быть определена самими учащимися: отзыв, эссе, эпистолярный жанр, статья в лингвистический справочник, серия вопросов, заданий, тестов по данной теме с обязательной защитой своей работы. Таким образом, на данных уроках закладывается и опыт публичного выступления, навыков ведения дискуссии и полемики.Чтение с коммуникативной целью (сделать понятным для слушателей незнакомый им текст) – очень важный фактор, который приближает обучение к внешкольным жизненным ситуациям, и делает работу на уроке более живой и естественной.Поэтому важно учить школьников пересказывать самостоятельно прочитанный текст. Для этого следует использовать такие виды деятельности на уроке, когда от внятного, понятного для других пересказа текста зависит успех выполнения того или иного задания. Это возможно, например, в ходе групповой работы над деформированным текстом: каждый участник группы прочитал только один фрагмент текста и должен так пересказать его остальным, чтобы они поняли его, чтобы в результате таких пересказов все знали содержание всех фрагментов и могли выстроить их в нужной последовательности. Практика показывает, что эта работа оказывается очень трудной для учащихся 5-6 классов и старше, даже если отдельные части текста невелики по объему и несложны по языковой форме.Существенным признаком компетентностно ориентированного обучения являются свободные обсуждения учащимися прочитанного или прослушанного текста, ситуаций из жизни класса, школы, страны. Имеются в виду неподготовленные высказывания учащихся, в ходе которых они учатся формулировать свою точку зрения, обосновывать ее, высказывать без особой робости или чрезмерной самоуверенности и – что не менее важно – внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать свою точку зрения с иными взглядами на проблему, в случае убедительных аргументов признавать их правоту.Так же важно приучать школьников пользоваться письмом в коммуникативных целях, предоставляя им возможность высказывать свои мысли, чувства на письме и делиться ими с одноклассниками. Именно такое применение письменной речи соответствует реальным жизненным потребностям.Как же научить учащихся пользоваться единицами языка, применять полученные знания и умения в собственной речи, в том числе в профессионально ориентированной сфере? Развивая лингвистическую, правописную, коммуникативную компетенции, я разработала задания, помогающие определить уровень их на каждой ступени развития. На каждом уровне задания были разные: учащиеся вырабатывали навык создания текста от простого к более сложному. Например, 1 уровень (5-6 кл.) - творческая устная или письменная работа (сочинение лингвистической сказки, веселого рассказа); При оценке учитывается умение делать текст связным, тематически единым, композиционно оформленным. 2 уровень (7-9 кл.) - изложение, рецензия, устный ответ, умение оформлять официальные документы (объяснительная, заявление, справка, объявление и т.п.) Оценивается логика, авторство, стиль, уместность; 3 уровень (9-11кл.) - защита реферата, создание проектов, сочинение на литературную тему. Следует всегда помнить, что коммуникативное обучение - это такой способ организации образовательного процесса, при котором отношения между учителем и учениками основаны на сотрудничестве, равноправном речевом партнерстве.Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.Использованная литература
Alexander, R.J. (2008) Towards Dialogic Teaching. Rethinking classroom talk [На пути к диалоговому обучению: новый подход к обсуждению в классе]. 4th edition, York, Dialogos.
Wood, D. (1998) How Children Think and Learn [Как дети думают и учатся]. 2nd edition. Oxford: Blackwell Publishers Ltd.
Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
Интернетресурсы:
rae.ru/fs?article_id=10000214&op... sgu.ru/sites/default/files/... innovation2015.ru/res_ru/0_hfile...