Викторина по музыке для 4 класса по теме «Русская народная песня»
Игра-викторина «Музыкальный турнир»: Русская народная песня
Данная викторина была разработана для учеников 4 класса во время проведения «Недели музыки» и оставила незабываемое впечатление!
Мероприятие позволяет решить ряд важных педагогических задач: развитие музыкальных знаний у детей, их музыкальной подготовки и сообразительности; пробуждение интереса к музыкальному искусству и расширение кругозора; формирование умения работать в команде, сопереживания, толерантности.
Для успешного проведения игры необходимы: музыкальный центр, аудиозаписи; портреты композиторов; плакаты с изречениями; плакаты с заданиями III тура; протокол результатов; разноцветные листья для украшения зала; маркеры, мелки; музыкальные инструменты; грамоты для награждения. Включение музыкальных номеров придаст мероприятию торжественность и красочность.
1. Организация познавательно-игровой деятельности детей
Ведущий:
Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
“Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово,
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”.
У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции “Гусляры”).
Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.
Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.
Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?
Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.
О чем мы узнаем в песнях? (Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня мы вспомним с вами историю и особенности русских народных песен.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ — вид музыкального творчества русского народа, тесно связанный с жизнью и бытом и передающийся от поколения к поколению в устной традиции. Русские народные крестьянские песни разделяют по жанрам: трудовые, свадебные, игровые, хороводные, обрядовые (календарные), исторические, лирические протяжные, былины, частушки. Для крестьянской песни характерны пение а капелла и подголосочная полифония. Позднее возникли городские песни, отражавшие жизнь различных социальных слоев города: рабочие, солдатские, студенческие и т. п. Особый вид народных песен — революционные. С конца XVIII в. русскую народную песню начинают записывать и издавать: в 1790 г. был издан первый сборник песен. Русская народная песня сыграла огромную роль в формировании и развитии русской национальной композиторской школы
У каждого народа есть своя культура и свой язык, её характеризующий. Одна из ярких форм выражения народных чувств и ощущений – это песня. Как у всякого человека, так и у каждой песни есть своя история. Конечно же, не имеющие авторства народные песни рождаются или творятся какими-то конкретными личностями. Так и на русской земле, скорее всего, авторы народных песен были не те, чьим ремеслом было сочинять стихи и музыку, а простые граждане.
Песню, оставшуюся в народе на века, мог придумать обычный русский крестьянин или ямщик, мастеровой или служивый, мещанин или дворянин, работник или священник… Неизвестный сочинитель какой-нибудь любимой и популярной в наше время русской народной песни ни заботился, ни помышлял о том, чтобы его имя было увековечено в будущем. Впрочем, душа непризнанного творца, которая давным-давно оказала нам любезную услугу тем, что создала прекрасную народную песню, не беспокоясь об авторском праве, должна, наверное, в компенсацию испытывать необычайное блаженство от того, что многие русские люди поют её и в радости, и в горе многие годы. Вероятно, случалось так, что в какой-то очень радостный или горестный момент жизни от сильной эмоции не обладающий особыми талантами рядовой человек сумел своим духом осуществить художественный прорыв в создании уникальной мелодии и точно подходящей ей по смыслу текстовой идеи, и возникала из глубины русского сердца песня, которая сразу становилась народным шедевром и легко вживалась в целую нацию как нечто родное и близкое. Это неудивительно, так как рядом с создателем красивой, умной, доброй песни проживали те, кто имел с ним одни и те же генетические корни. Хотя подобная музыкально-поэтическая композиция, возможно, оттачивалась в дальнейшем до идеального состояния другими – более профессиональными композиторами и поэтами. Так стали появляться многочисленные обработки русских народных песен. Но, в любом случае, рождённая безымянным русским бардом песня уже живёт в народе своей жизнью и естественным образом передаётся из поколения в поколение.
Без исполнения и исполнителей народных песен нынче с трудом обходится широкое и хлебосольное русское застолье. Это происходит на уровне человеческого подсознания. Ведь народные песни с детства внедряются в ребёнка тогда, когда он, ещё не умея читать и понимать все слова, уже подпевает их взрослым на семейных и общественных праздниках. Также из русских народных песен удачно получаются необычные музыкальные поздравления юбилярам и молодожёнам, родственникам и друзьям, коллегам и начальникам, если на мотивы этих произведений переделать тексты, посвящённые виновникам торжества. Такие переделанные русские народные застольные песни в качестве оригинального музыкального подарка отлично воспринимаются и теми, кому они предназначены, и всеми собравшимися гостями на свадьбе, юбилее, дне рождения, корпоративе, вечеринке, банкете и других праздничных мероприятиях.
НЕ БЫТЬ РУССКОЙ ПЕСНЕ ИНОЮ!Не будет песня одинокой;России песня - широка!Как зори Дона – с поволокой,Как Волга-матушка река!..Напевов наших - половодье.Живёт в них сам – Живой Огонь!В них - наше русское раздолье!В них - наша русская гармонь!Не станет наша песнь пленённой,Настанет, верю, звёздный час;Споём, напевом окрыленным, Весь мир припев поддержит наш.Как русской песне быть иною.С манерой вычурной, чужой?Ведь рождена она тобою, -Широкой русскою душой!..Как зори Дона – с поволокой,Как Волга-матушка река!..Быть песне - без границ широкой,Ей ввысь лететь – за облака!..
Русские народные песни
Тамара Михайлова
Любим мы песни народные.Певучие, хороводные.Песни о жизни, любви и труде.Песни народные любят везде. Припев:Эх, песня русская,песня раздольная.Она весёлая,да и застольная.
Любит историю русский народ.Он о героях песни поёт.Очень талантливый русский народ.Сам сочиняет и песни поёт.
Знаем, с хорошей народною песней,праздники будут ещё интересней.Ну, а если пляшем, да ещё поём.Это значит все мы, хорошо живём.
Песни России
Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов.
Кто сложил её, не знаю,
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная
И подруга и сестра!
А слова её простые
Душу трогают до слёз…
Столько песен у России,
Сколько в рощицах берёз.
Словно музыка степная,
Золотая рожь встаёт,
В полный голос слышен колос –
Это Родина поёт!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.
Исполнение «Песни о России» В.Локтева.
«Музыкальный турнир» – так называется наша сегодняшняя игра-викторина. В ней участвуют две команды. Прошу капитанов представить себя и свою команду.
А теперь познакомьтесь с правилами нашей игры-викторины. Командам поочередно будут даваться однотипные задания из области музыкального искусства. За правильный ответ – 1 балл, за неполный или частично верный ответ – 0,5 б., за неправильный – 0 б.
Команды получают бланки с вопросами и заданиями.
Если команда не ответила на вопрос или ответила неправильно, то этот вопрос передаётся другой команде, при этом очередность ответов не нарушается. Если никто из игроков не ответит на вопрос, болельщики смогут ответить за свою команду. Выигрывает тот, кто набирает большее количество баллов. Викторина проводится в четыре тура.
(Назначается ответственные за ведение счета из числа гостей, учителей)
2. Проведение викторины для болельщиков
I ТУР «ВОПРОС – ОТВЕТ».
1) Назовите автора знаменитой песни «Калинка» (Русская народная песня).
2) Кто является основателем русской классической музыки? – М.И.Глинка.
3) Как называется хоровое пение без сопровождения? (А капелла).
4) Как называется семья музыкальных инструментов более чем из 12 музыкантов? (Оркестр).
5) Кто является организатором первого оркестра русских народных инструментов? – В.В.Андреев.
6) Назовите струнный инструмент, который во всём мире ассоциируется с Россией (Балалайка).
7) Как называли народных певцов на Руси, бродячих музыкантов?- Скоморохи, сказители.
8) Как называется инструмент, названный в честь древнерусского певца и сказителя, «песнотворца»? Баян – Боян.
9) Как называется особенность исполнения, когда слог тянется на несколько звуков?
Распев, протяжность.
10) Главная особенность русских народных песен? – Певучесть, песенность.
II ТУР «СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ».
ЗАДАНИЕ 1. Задание на смекалку: догадайтесь, по какому признаку сгруппированы слова и уберите лишнее. На лишнее слово топаем и хлопаем.
1) Колыбельные, трудовые, плясовые, МАРШ, обрядовые.
2) Балалайка, домра, гусли, СКОМОРОХ, гудок.
3) Камаринская, барыня, яблочко, ВАРИАЦИЯ, кадриль, казачок.
4) Чайковский, Даргомыжский, Бородин, БЕТХОВЕН, Глинка, Мусоргский.
ЗАДАНИЕ 2. Определите смысловой ряд и продолжите его ещё тремя словами (1 б. за каждое слово):
1) Бубенцы, ложки, ксилофон… (тарелки, бубен, барабан, колокольчики.).
2) Дудочки, флейта, свирель… (жалейка, волынка, рожок).
3) Бетховен, Моцарт, Бах…(Шопен, Григ, Сен-Санс, Бизе)
4) Мусоргский, Чайковский, Свиридов, Рахманинов (Глинка, Кабалевский, Римский –Корсаков, Бородин, Локтев)
Выполняется на фоне звучащей музыки.. III ТУР «ПОДБОР».
Найдите соответствия. Восстановите смысл, соединив обе части.
ЗАДАНИЕ 1. «Танцы». Определите национальность танца.
1) Вальс
2) Гопак
3) Полька
4) Чардош5) Лезгинка
6) Мазурка
7) Сарабанда
8) Лявониха
9) Молдавеняска10) Хоровод а) русский
б) польский
в) чешский
г) украинский
д) австрийский
е) кавказский
ж) молдавский
з) венгерский
и) испанский
к) белорусский
Ответы: 1 – д; 2 – г; 3 – в; 4 – з; 5 – е; 6 - б; 7 – и; 8 – к; 9 – ж; 10 – а.ЗАДАНИЕ 2. Русские композиторы.
1) Михаил
2) Сергей
3) Геннадий
4) Пётр а) Чайковский
б) Рахманинов
в) Гладков
г) Глинка
Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – в; 4 – а.
ЗАДАНИЕ 3. Иностранные композиторы.
1) Фридерик2) Вольфганг
3) Камиль4) Людвиг Ван а)Моцарт
б) Сен-Санс
в) Бетховен
г) Шопен
Ответы: 1 – г; 2 – а; 3 – б; 4 – в.
IV ТУР «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ»
Конкурс на лучшее исполнение музыкальных произведений (д/задание) в любом составе. Макс. оценка – 10 б.. Подобрать сопровождение с помощью шумовых инструментов. Песни на выбор по жребию: «На горе-то калина», «Пойду ль я»
V ТУР «Конкурс капитанов»
Приглашаются капитаны команд для определения особенностей русских народных песен «Кто больше»
VI ТУР «Народные инструменты».
Болельщики называют русские народные инструменты. Побеждает команда, назвавшая особенность последней и больше.
VI I ТУР «Частушки».
Исполнение частушек на выразительность и количество по очереди представители от команд.
3. Подведение итогов, награждение победителей
Приглашаются капитаны команд для подведения итогов нашего соревнования. Слово предоставляется счетоводу. Команда-победитель получает приз за победу в музыкальной викторине, а команда соперников – поощрительный приз за волю к победе!
Ведущий: Ребята! Вот и завершилось наше необычное занятие. Я на миг посмотрела в окошко, и мне показалось, что сама осень стала немножко веселее. Скоро в её палитре прибавится новый – белый цвет, цвет снега, цвет зимы. Но если с вами рядом будет МУЗЫКА, то даже самый суровый и холодный день будет приятным и радостным. Ведь недаром говорится:
Ровно семь цветов у радуги,А у музыки семь нот.На земле для нашей радостиВечно музыка живёт!
Исполнение песни Г.Струве « Моя Россия»
До свидания!