Планирование кружка социального направления по окружающему миру.
Муниципальное образование Тбилисский район п. Октябрьский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29 августа 2015 года протокол № 1
Председатель ______ В.В.Скубачёв
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»
для учащихся 1-4 классов
Срок реализации программы 2 года
Автор составитель
Бондарь Людмила Ивановна,
учитель начальных классов
2015-2016
учебный год
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа курса «Земля-наш дом» составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой, Программ внеурочной деятельности :система Л.В.Занкова , на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Плешаков, образовательная система «Школа России». Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность
Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело человечество к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстановить утраченное. Решение экологических проблем следует искать в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности в коммуникации с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию и экологическому образованию принадлежит заглавная роль.
Программа «Земля –наш дом» позволяет в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Программа кружка «Земля – наш дом» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленной на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Особенности программы. Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Программа «Земля-наш дом» рассчитана на 1 класс. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу обучения учащиеся должны знать:
определение понятия «экология», живая и неживая природа, компоненты живой и неживой природы, окружающая среда», «географическая среда», «экология»;
целесообразность законов природы, разумность и целесообразность поведения человека в окружающем мире;
взаимосвязь природы и человека, влияние состояния природы на здоровье человека;
способы природоохранной деятельности человека, ;группы растений и животных;
- периоды развития Земли, их особенности;
- экологическое состояние Краснодарского края;
образцы горных пород и минералов;
характерные признаки времен года;
природные богатства родного края;
основные стороны горизонта;
- природные зоны России;
- материки и океаны;
назначение «красной книги», нашей заповедной зоны, охраняемых объектов нашего края;
изучить прошлое и настоящее культурное наследие нашей страны;
уметь работать в природе (участок, огород, клумба), убирать территорию;
приобрести комплекс специальных знаний и навыков, применять их в быту, передавать свои знания другим;
строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту, на воде;
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- соблюдать культуру поведения в природе;
предсказывать погоду по народным приметам;
пользоваться приборами для измерения температуры и давления воздуха;
вести наблюдения за природой;
ухаживать за растениями, животными, рыбками;
пользоваться картами;
пользоваться дополнительной литературой
Способы проверки результатов:
тестирование;
наблюдение;
практические работы;
интеллектуальные, экологические игры;
конференции.
Формы работы:
беседа
диалог
игра
викторина
экскурсия
проект
акция – рейд
КВН
Учебно – тематический план кружка.
1 класс
№ Тема Общее кол – во часов Теория Практика
1 Как устроен мир. 3 2 1
2 Эта удивительная природа 10 3,5 6,5
3 Наша безопасность. 9 4 5
4 Экономика и мы. 6 2,5 3,5
5 Путешествия. 6 3 3
Итого: 34 15 19
№ Название темы Количество часов
всего
теория практика
Как устроен этот мир 3 часа
1 Вводное занятие. Общий дом-общие проблемы. 1 1 -
2 Проект «Природа в опасности» 1 0 1
3 Наша планета – Земля. Дискуссия «Как нам жить?» 1 1 0
Эта удивительная природа 10 часов
4 Тела, вещества, частицы. 1 0,5 0,5
5 Вода-водица. 1 - 1
6 Берегите воду! 1 1 -
7-8 Секреты неживой природы. 2 1 1
9 Солнце, растения и мы с вами. 1 - 1
10 Охрана растений. 1 0,5 0,5
11 Проект «Разнообразие природы родного края» 1 - 1
12 Охрана животных 1 0,5 0,5
13 Великий круговорот жизни 1 - 1
Наша безопасность. 9 часов
14 Надежная защита организма 1 1 -
15 Строение тела человека 1 0,5 0,5
16 Опора тела и движение 1 0,5 0,5
17 Проект «Наше питание» 1 - 1
18 Умей предупреждать болезни. Советы – предупреждения. 1 - 1
19 Школа пешеходных наук. 1 0,5 0,5
20 Урок-игра «Кто нас защищает» 1 1 -
21 Осторожно: ядовитые растения! 1 0,5 0,5
22 Экологическая безопасность. Творческая работа. 1 - 1
Экономика и мы. 6 часов
23 Богатство родной природы в творчестве народа. 1 - 1
24 Полезные ископаемые. 1 1 -
25 Растения и человек 1 0,5 0,5
26 Что мы знаем о своем крае. 1 - 1
27-28 Экономика и экология. 2 1 1
Путешествия. 6 часов
29 Экскурсия по родной стране. 1 1 -
30 Что такое Бенелюкс1 - 1
31 Путешествие по Франции 1 0,5 0,5
32 Путешествие по Великобритании 1 0,5 0,5
33 По знаменитым местам мира 1 1 -
34 Игра «Что? Где? Когда?» 1 - 1
Содержание образовательной программы
3 класс
Как устроен этот мир 3 часа
Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ.
Пр. р. Создание проекта.
Эта удивительная природа 10 часов
Понятия: тела, вещества, частицы. Вода – вокруг нас. Круговорот воды в природе.
Проблема пресной воды. Охрана водных источников. Растения, занесенные в Красную книгу. Заповедники, заказники, национальные парки. Изучение живой и неживой природы.
Пр. р: экскурсия
Пр. р. Выпуск эколистовок. Правила поведения в природе.
Пр. р. Экологический рейд «Выявление источников загрязнения вод».
Пр. р. Выпуск экологических листовок: недопустимость использования чистой воды для мытья машин, тротуаров, полива огорода.
Пр. р. Экологическая игра «Путешествие в царство Природы».
Наша безопасность. 9 часов
Формулировка правил сохранения хорошей осанки, разработка комплекса упражнений, формирующих красивое и сильное тело. Создание словаря поговорок, изречений о здоровье.
Пр. р. игра «В гостях у Айболита»
Пр. р: экскурсия в медицинский кабинет
Пр. р.Викторина «Правила движения достойны уважения»
Пр. р. Мой двор – моя забота(конкурс рисунков).
Экономика и мы. 6 часов
Пр. р. Природа в произведениях писателей, поэтов, композиторов, художников.
Зеленые помощники наших восприятий. Сколько дел у растений. Полезные ископаемые.
Пр. р. Экологическая игра «Растения и животные Красной книги»
Пр. р. Выпуск экологических листовок.
Путешествия. 6 часов
Подготовка и проведение бесед. Подведение итогов работы.
Пр. р. Просмотр в/фильмов о знаменитых местах мира.
Пр. р. Игра «Что, где, когда?»
Планируемые результаты
3 класс:
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Учебно-тематический план кружка 4 класс
№ Тема Общее кол – во часов Теория Практика
1
Земля и человечество 4 2 2
2 Природа России 5 2 3
3 Родной край-часть страны 8 4 4
4 Страницы Всемирной истории 2 1 1
5 Страницы истории России 10 5 5
6 Современная Россия 5 2 3
Итого: 34 16 18
Содержание образовательной программы
4 класс
Земля и человечество 4 часа
Человек проникает в тайны природы. Путешествие в прошлое. Откуда пошла земля Русская!
П.р. -2: Экологический календарь. Создание проекта «Солнечная система»
Природа России 5 часов
Путешествие по карте России. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Жизнь в горах. У Черного моря. Земля – наш общий дом.
П.р – 3: Моя страна –моя забота(конкурс рисунков). Составление сборника «Красная книга России» Выпуск экологической газеты
Родной край – часть страны. 8 часов
Велик ли наш край? Поверхность края, района, поселка. Моря, омывающие край. Растительный и животный мир края.
П.р. – 4 : Экскурсия, викторина, конкурс рисунков, создание презентации
Страницы Всемирной истории. 2 часа
Археологические находки, достижения в истории человечества.
П.р. 1: Посещение музея
Страницы истории России. 10 часов
Как жили наши предки славяне. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Русь расправляет крылья. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Патриоты России. Михайло Ломоносов. Отечественная война 1812 года. Россия в 20 веке. Великие даты ВОВ.
П.р. - 5: просмотр видеофильмов по темам, подготовка сообщений, экскурсия, викторина.
Современная Россия. 5 часов
Планируемые результаты
класс:
Личностные результаты:
-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Литература.
А.П.Муранов. В мире необычных и грозных явлений природы.
Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.
Д.Аттенборо. В мире животных.
Л.Экономов. Мир наших чувств.
В.Борисов. Занимательное краеведение.
И.П.Лотышев. География Краснодарского края.
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека.
Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе
Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов
Технические средства обучения.
Компьютер, экран, мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Презентация «Человек как часть природы»
Презентация «Что такое снег»
Презентация «Звери и растения нашего края».
Презентация «Красная книга»
Презентация «Страны мира»
№ Название темы Количество часов
всего
теория практика
Земля и человечество 4 часа
1 Вводное занятие. Общий Дом – общие проблемы. Мир глазами ученых 1 1 -
2 Проект «природа в опасности»» 1 - 1
3 Экологический календарь «Планета загадок»
1 1 -
4 Изготовление поделок из бросового материала «В мире нет вещей ненужных» 1 1
Природа России 5 часов
5 Моря, озера и реки России 1 - 1
6 Путешествие по природным зонам 1 1 -
7 Жизнь леса 1 0,5 0,5
8 Выпуск экологической газеты 1 - 1
9 Красная книга России в рисунках 1 0,5 0,5
Родной край – часть страны. 8 часов
10 Жизнь в пресных водоемах 1 1 -
11 Викторина «Золотая рыбка». 1 1 -
12 Конкурс рисунков «Природа родного края» 1 - 1
13 Растениеводство моего края. 1 1 -
14 Растения моего края. Экскурсия в природу 1 - 1
15 Животноводство на территории нашего района. Экскурсия 1 - 1
16 «В мире животных». Викторина 1 1 -
17 Презентация проектов «Край, в котором я живу» 1 - 1
Страницы Всемирной истории. 2 часа
18 Мир древности: далекий и близкий 1 - 1
19 История продолжается 1 1 1
Страницы истории России. 10 часов
20 Торговый путь «из варяг в греки» 1 1 -
21 Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. 1 0,5 0.5
22 Возрождение Руси в 19 веке. 1 0,5 0,5
23 Иван Грозный – первый российский царь. 1 0,5 0,5
24 Минин и Пожарский – патриоты России 1 1 -
25 Михаил Васильевич Ломоносов 1 - 1
26 Отечественная война 1812 года. 1 1 -
27 Россия вступает в 20 век 1 0,5 0,5
28 Экскурсия в музей боевой славы. 1 - 1
29 Космическая викторина 1 - 1
Современная Россия. 5 часов
30 Викторина «Мы – граждане России» 1 1 -
31 Такие разные праздники. 1 - 1
32 Путешествие по России 1 0,5 0,5
33 Знаменитые соотечественники 1 0,5 0,5
34 Что мы узнали и чему научились. Конкурс презентаций
1 - 1
Планируемые результаты
3 класс:
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
класс:
Личностные результаты:
-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Литература.
А.П.Муранов. В мире необычных и грозных явлений природы.
Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.
Д.Аттенборо. В мире животных.
Л.Экономов. Мир наших чувств.
В.Борисов. Занимательное краеведение.
И.П.Лотышев. География Краснодарского края.
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека.
Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе
Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов
Технические средства обучения.
Компьютер, экран, мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Презентация «Человек как часть природы»
Презентация «Что такое снег»
Презентация «Звери и растения нашего края».
Презентация «Красная книга»
Презентация «Страны мира»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
по плану фактически
1 Вводное занятие. Общий дом-общие проблемы. 1 03.09 2 Проект «Природа в опасности» 1 10.09 3 Экологический калейдоскоп. Планета загадок. 1 17.09 4 Моря, озера и реки России. 1 24.09 5 Вода-водица. 1 01.10 6 Интеллектуальный турнир «Своя игра» 1 08.10 7-8 Земля и человечество. 2 15.10
22.10 9 Викторина «Зеленый мир вокруг нас» 1 29.10 10 Викторина «Золотая рыбка» 1 12.11 11 Викторина – игра «Кто важнее?» 1 19.11 12 Путешествие по родному краю. 1 26.11 13 Семь чудес света 1 03.12 14 Новые семь чудес света 1 10.12 15 Семь чудес России 1 17.12 16 Интеллектуальная игра «Чудеса на Земле» 1 24.12 17 Игра «Поле чудес» 1 14.01 18 Хозяйка дома - кошка 1 21.01 19 Наши верные друзья - собаки 1 28.01 20 Необычайные способности животных 1 04.02 21 Стальной и льняной. 1 11.02 22 История пуговицы. Очки 1 18.02 23 Телефон – великое изобретение. 1 25.02 24 Мир игрушек. 1 04.03 25 Игра «Поле чудес» Изобретение машин и приборов 1 11.03 26 Игра 1 «Что? Где? Когда?» 1 18.03 27 Игра 2 «Что? Где? Когда?» 1 01.04 28 Игра 3 «Что? Где? Когда?» 1 08.04 29 Викторина «В мире животных» 1 15.04 30 Игра «Птичий час» 1 22.04 31 Летопись природы родного края 1 29.04 32 Фотографии моей родины 1 06.05 33 Просмотр фильма «Патриоты России» 1 13.05 34 Заключительное занятие. Интеллектуальный турник 1 20.05