Технологическая карта урока русского языка на тему Правописание тся и ться в глаголах (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе .
Тема: Правописание ться и тся в глаголах.
Цель урока: познакомить с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Планируемые результаты:
  Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
  Метапредметные:
  Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.
  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 
Регулятивные  УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.
Оборудование урока: ПК, проектор, нетбуки, презентация к уроку, раздаточный материал, карточки ). Учебник В.П. Канакиной «Русский язык» 4 класс, часть2,
Образовательные ресурсы:
1.Русский язык 4 класс,
2. Поурочные планы по программе «Школа России»-Волгоград: «Учитель,2012-электрон.опт диск (СД-РОМ)
3.http:rusfolder.com\32474579

Этапы урока
Время
Форма работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

I. Этап мотивации
1 мин
Фронтальная
Послушайте легенду. Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу - знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?»
Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? Почему?

Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Во время урока не забываем себя оценивать, чтобы в конце урока оценить свою работу.
А сейчас улыбнитесь друг другу нашим гостям, начинаем работать.

Слушают и отвечают

Личностные УУД:
-развитие познавательного интереса;
-побуждение к деятельности;



II. Актуализация знаний

2мин
Фронтальная, индивидуальная
Послушайте загадку;
Он предметы оживляет
Все их в дело вовлекает
Что им делать говорит
Строго сам за всем следит. (Глагол).
3 человека работают на ноутбуках. Работа на повторение. Академия мл. шк. Орфографический Экзамен. Правописание безуд. Оконч. глаг. №

Сейчас вспомним все, что мы знаем о глаголе .
3 человека работают на ноутбуках. Работа на повторение. Академия мл. шк. Орфографический Экзамен. Правописание безуд. Оконч. глаг. № Неутбук оценит вашу работу.
Что вы знаете о глаголах. Давайте вспомним. Оцените свою работ
Отвечают на вопросы










Оценивают себя
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу,
-читать и слушать, извлекая нужную информацию,

Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.


Регулятивные УУД:
-принимать учебную задачу,
-адекватно оценивать свои достижения, вносить коррективы















III. Самоопределение к деятельности

Создание проблемной ситуации
 


6мин
Фронтальная
Выборочный диктант
Учиться, уч.ница, нравится, ул.ца, вернуться, пятн.ца, лес.ница, бросится, пш.ница,
Посмотрите на экран.. Прочитайте слова. На какие две группы их модно разделить?
Запишите имена сущ. подчеркивая орфограммы
Прочитайте записанные слова, объясните, какую букву вы записали. У кого правильно выполнено задание Оцените себя
. Что интересного вы услышали в записанных словах?
( В конце слов слышится [ца] и пишется ца)
Какой частью речи они являются?
Существуют ли проблемы в написании этих слов?
Посмотрите на слова, которые вы не записали? Прочитайте их.
Что интересного вы услышали во всех этих словах?

Какой частью речи являются эти слова?
Существуют ли проблемы в написании таких слов? Да
Кто догадался какова тема нашего урока
?
Чему мы будем учиться?
Сушествительные и глаголы.






В конце слов слышится [ца] и пишется ца.
Нет.


Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем –тся, -ться
Это глаголы.
Правописание ться и тся в возвратных глаголах
Учиться писать глаголы с ться и тся ,Узнать когда пишется ь знак , а когда нет

Познавательные УУД:
-выделение и формулирование проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные УУД:
-целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.
Коммуникативные УУД:
-планирование учебного сотрудничества,
-умение выражать свои мысли.


IV. Поиск решения проблемы

5мин
Групповая
Карточка жёлтого цвет.
Предстоит работа в группах. Выполнив заданиев тетрадках, посовещавшись в группах., сказать, когда пишется ь , в тся, а когда нет?
Задайте и запишите вопросы к возвратным глаголам
Бросится----------------------- броситься------------------
нравится -------------------- нравиться---------------------
удивится ------------------- удивиться-----------------
-Понаблюдать за словами и попробовать сформулировать 2 вывода ваших наблюдений
Вывод № 1 по ВОПРОСУ
Если глагол отвечает на вопрос _______________ _______________________________, то в конце глагола пишется -ТЬСЯ,
Если глагол отвечает на вопрос _______________ _______________________________, то в конце глагола пишется -ТСЯ,
Определите лицо и число возвратных глаголов
Вывод № 2 по ФОРМЕ СЛОВА
У возвратных глаголов в____________________________________ пишется -ТСЯ,
у возвратных глаголов в ________________________________________пишется -ТЬСЯ.
Заслушиваются группы.


Групповая работа













1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся.
2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся.




Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем.
Регулятивные УУД:
контролировать результаты деятельности вносить коррективы,
- оценивать свои достижения.


V. Первичное закрепление
6мин
Индивидуальная, фронтальная
ѓ°4 человека работают на нетбуках. Акад. Мл.школьника. Орфогр. Экзамен.Тся №
Работаем все вместе. - У вас карточка зелёного цвета.
Прочитайте предложения. Можно ли это назвать текстом. Почему? Выпишите глаголы столбиком, в скобках запишите вопрос, укажите где возможно время и лицо. Вставьте где нужно ь . С комментированием. Оцениваем себя, если правильно выполнили задание.
Весной просыпает.ся природа. Очень трудно просыпат.ся по утрам.
Качают.ся на ветру молодые берёзки. Ира любит качат.ся на качелях.
Скоро вернут.ся домой перелётные птицы. Постарайтесь вернут.ся домой к вечеру.
Образец: просыпается-что делает. Н.в.3 л.
Вывод. Посмотрите на форму слова и скажите Когда пишется ь у глаголов, а когда нет? Давай те составим алгоритм написания этого правила. У меня на доске есть заготовки. Нужно их выложить на доску. К доске пойдёт.Вера

Глагол
тся ться
Что делает? Что делают? Что делать?
Что сделает? Что сделают? Что сделать?

наст. буд. вр.3 л неопр.ф
Вера оценивает себя.
Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр. 104 Прочитать
Работа по карточкам:

Запись в тетрадях

самооценка


























Познавательные УУД:
-построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
-слушать и отвечать на вопросы ,
-
Регулятивные УУД:
-овладение алгоритмом

Физминутка
1мин

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
Назовите возвратные глаголы, которые вы услышали в физминутке. В какой форме стоят эти глаголы? Значит какой вывод мы сделаем?

Регулятивные УУД;
-умение сохранять учебную задачу
-умение самостоятельно осуществлять контроль деятельности


VI.Вторичное закрепление

5мин
Индивидуальная
 Мы продолжаем работать дальше. У вас белая карточка. Таблица, которую вы должны заполнить.
Я читаю предложение, вы находите глагол с тся определяете, пишется здесь ь или не и ставите только галочку . Готовы.
Учитель читает предложения.
1Надо хорошо учиться в школе.
2 Миша учится в школе.
3Я решил отправиться в путешествие.
4Лида одевается на прогулку.
5Поезд отправится с первого перрона.
6Зимой надо тепло одеваться.
7О своём здоровье нужно заботиться.
8Скоро на клумбе появятся первые весенние цветы.





1 2 3 4 5 6 7 8
Тся
- - -
Ться
- - - - -

Проверьте свою работу . Встаньте, у кого нет ошибок. Оцените себя .
Скажите какое сейчас время года? Кто запомнил предложение о весне?
Запись предложения. С комментированием. Даша
Разбор по членам.
Дать характеристику предложению.
Скоро на клумбе появятся первые весенние цветы.

5.Ребята, а хотите ли вы , чтобы и у нас в классе тоже расцвели первые весенние цветы. У вас есть лепесток на котором написано слово, но нет сердцевины. Посмотрите внимательно, подумайте как пишется ваше слово и прикрепите лист на доске.
Проверяем. Если правильно хлопаем, если неправильно топаем.
Индивидуальная работа


Самопроверка по образцу













Заполняют таблицу













Выходят к доске со словом на лепестке и прикрепляют на нужный цветок
Познавательные УУД:
-умение выбирать способы действия. которые приведут к правильному ответу.
Регулятивные УУД:
-прогнозирование
-контроль
-коррекция,
-умение оценить свои достижения.



Коммуникативные УУД:
учебное сотрудничество

7. Дифференцированное задание
10 мин
Индивидуальная
8 Самостоятельная работа.
Дифференцированные задания с правом на выбор.
1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1. Белую карточку
2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2. Зелёная карточка
3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3. Розовая карточка.
1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познаются в беде. Трус своей тени (что делает?) боится. Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учится. За всё (что делать?) братся – ничего не сделать.\
2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму
Друзья познаются в беде. Трус своей тени боится. Не стыдно не знать, стыдно не учится. За всё братся – ничего не сделать.
3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ
Проявлять стремление - .
Они испытывают волнение – ..
Допускать ошибки - .
Он испытывает радость - .

Познавательные УУД
Применять свои знания,
РегулятивныеУУД
-планировать и осуществлять необходимые действия


8.Итог урок
1мин


Какую задачу ставили в начале урока?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Выяснить когда пишется ь у глаголов с тся.
Да


 


9.Рефлексия.
3мин
Индивидуальная

10. Оценка своих достижений.
Оцените свою работу на уроке посчитайте, сколько баллов вы набрали.
Встантье те , кто набрал 7 и больше баллов.-оценка 5
4-6 балла-оценка -4
Меньше 3 баллов оценка-3
Давайте оценим нашу совместную работу. У вас смайлики.
Хорошо усвоил данную тему---------------------
Тему усвоил, но ещё допускаю ошибки.--------------------
Испытываю затруднения------------------------------



Д.З. Найдите и выпишите 5 пословиц, в которых встречается орфограмма –тся, -ться. Правило

Подсчитывают баллы , оценивают






Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно осуществлять контроль деятельности
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свои высказывания
Личностные УУД:
Формирование самооценки и взаимооценки осознание обучающимися своей учебной деятельностью.




















15