Урок русского языка в 4 классе на тему: Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Дидактическая цель: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам, создавать условия для усвоения детьми нового знания; научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.
Здоровьесберегающая: соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Планируемые результаты урока:
Личностные: - формировать интерес к предмету, к учению.
Предметные: умение задавать вопросы к глаголам; учиться действовать по алгоритму для проверки изучаемой орфограммы.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получаемую на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других; эффективно сотрудничать в совместной работе.
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель и задачи на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Методы обучения: проблемный, поисковый, групповой.
Форма организации познавательной деятельности: работа в парах, малых группах, групповая дискуссия, фронтальная, самостоятельная
Средства обучения: наглядный материал с использованием мультимедиа, раздаточный материал, учебник, оценочные листы.
Этапы урока.
I. Этап мотивации
Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.
Методы: словесный, мотивации учебной деятельности.
Форма деятельности: работа над пословицей.
Средства обучения: образные представления.
Способы организации деятельности: фронтальный.
Формирование познавательного интереса (Л.)
Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К)
1. Психологический настрой. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.(слайд №1)
-Если вы готовы к работе, откройте рабочие тетради и возьмите в руки ручки.
-Запишите число; классная работа.(Дети записывают число, классная работа.)
2.Минутка чистописания
-Ребята , проверяя ваши тетради, я увидела, что у вас встречаются ошибки в соединениях букв. Обратите, пожалуйста, на это внимание. Посмотрите на доску.( на доске выделено соединение буквы « с» с буквой « я», буквы «а» с буквой «м».)
Грамоте учиться – всегда пригодится. (Слайд №2)
-Что записано на доске? (Пословица) -Как вы понимаете эту пословицу? (Чтобы получить профессию, надо учиться. Грамотный человек сможет путешествовать, делать открытия, писать книги. Без грамоты даже не прочитать письма, объявления!)- Давайте возьмём эту пословицу девизом нашего урока. -Запишите пословицу и подчеркните данные соединения.
II. Актуализация знаний
Цель этапа:
Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия.
Методы: наглядный, словесный, познавательный.
Форма деятельности: работа в малых группах.
Средства обучения: мультимедийная презентация, карточки.
Способы организации деятельности: коллективный, фронтальный.
-Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательным и активным. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Работаем с оценочными листами.
Работа в группах. Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей (П.)
- У вас на столах лежат карточки №1.Прочитайте задание. Есть вопросы? (Выделить группы слов и доказать: первым группам - ученик, желать, библиотека, гореть, аккуратно, впереди, сверкать ;
вторым группам - чёрный, под, путешествовать, прекрасный, работать ,шёл, через, под(подо);
третьим группам - одиннадцать, тобой, они, восемь, я, вам, праздновать, шестнадцать, ужинать) -Вспомним девиз работы в группе . (Слайд №3)
Работают в группах. ( Группы слов: имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, глаголы ,предлоги, наречия).
- Проверим выполнение работы. (Отвечает представитель каждой группы. В 1гр.-сущ., глагол , наречие; 2гр.-прилаг., глагол, предлог; 3гр. –числит. ,местоимение., глагол) По каким признакам делили на группы? (По морфологическим)
- Какая часть речи встретилась в каждой группе и почему? (Глагол, т.к. мы изучаем тему «Глагол»). - Оцените свою работу в группе. (Ставят отметку в соответствующей графе)
III. Создание проблемной ситуации
Цель этапа : Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия.
Методы обучения: проблемный.
Форма деятельности: наблюдение, дискуссия.
Средства обучения: мультимедийная презентация.
Способы организации деятельности: фронтальный.
Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения (П.)
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
-Я прочту вам слова, а вы внимательно прослушайте и скажите, чем они вам покажутся интересными.
Учится, ученица, учиться, столица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются, веселиться, веселится.-Что интересного вы услышали в словах? (На конце слов слышится «ца»)
-Скажите, в каких словах слышим «ца» и пишем это словосочетание? А сейчас посмотрите, как эти слова пишутся. Какие орфограммы должны ещё вспомнить? ( непроверяемую гласную в корне слова в словах « стОлица», «улИца», «учЕница»-эти слова из словаря, их надо запомнить; проверяемую гласную в корне слова в слове «сИница», подбирая проверочное слово).
-Запишите эти слова.
-Что общего у этих слов?
-Какой частью речи они являются? (Имена существительные) Проверьте (Слайд № 4) Оцените себя.
-Существует ли проблема написания этой орфограммы? (Нет)
- Какой частью речи являются остальные слова? (Это глаголы)
-Что вы заметили?
(В конце слов тоже слышится «ца».-Слышится [ца], а пишется -тся или –ться.
-Какого знания недостаетдля решения задачи (Р,) ( В окончании глаголов произношение расходится с написанием).
IV. Постановка учебной задачи.
Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р.)
-Вы можете сказать, когда пишется –тся, а когда –ться? Выскажите своё мнение.
-Это проблема? Сочетание [ца] на конце глаголов - это опасное место – орфограмма.
- Можете, исходя из этой проблемы, сформулировать тему урока?
(Тема: «Правописание –тся и ться в глаголах»). (Слайд № 5)
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
- Что мы должны выяснить на уроке?
- А чему мы должны научиться?
(Мы должны узнать ,когда писать в возвратных глаголах –тся, а когда –ться , научиться правильно писать такие глаголы)
V. Поиск решения проблемы
Цель этапа : развивать умение самостоятельно находить новый способ действия.
Методы обучения: проблемный, информационный.
Форма деятельности: наблюдение, дискуссия.
Средства обучения: мультимедийная презентация.
Способы организации деятельности: работа в парах.
Умение строить монологическое высказывание (К.)
Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.)
-Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить проблему.
-С чего начнем наше маленькое исследование?
На партах карточки №2 со словами. .Учится, учиться, трудится, трудиться, искупаться, искупаются, веселиться, веселится.
Работа в парах- Распределить в 2 группы и доказать. (Выполнение работы в тетрадях)
-По каким морфологическим признакам распределили глаголы? (Определили лицо , число и время глагола )
-Доказываем. (Устно определяют лицо , число и время глаголов)
- Какой вывод можно сделать? ( Если глагол стоит в неопределённой форме, то пишем его с мягким знаком, а в форме 3 лица ед. и мн. числа пишем без мягкого знака.) (Заполнение таблицы-алгоритма)
-Проверьте себя и оцените свою работу в сотрудничестве. (Слайд № 6)
-А теперь откроем учебник на стр.104 и прочитаем правило. Как ещё можно проверить написание возвратных глаголов? (Читают правило )
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Правил легче нет на свете,
Что в вопросе- то в ответе! (таблица-алгоритм)
-От чего же зависит написание -ться и -тся в глаголах? (Если в вопросе есть ь – то пишем –ться, а если в вопросе нет ь , то пишем –тся)
-Задайте вопросы к этим глаголам. (Устно задают вопрос к каждому глаголу).
-Вы вправе сами выбрать, как вам легче запомнить: определив форму глагола или по вопросу. Посмотрите на схему-алгоритм, которую мы построили в ходе нашего исследования. Она поможет вам в написании и объяснении орфограммы.
(параллельно на доске выстроили алгоритм)
Глагол
{ца}
/ \
-ться -тся (что делать?) (что делает?) (что делают?)
(что сделать?) (что сделает) (что сделают?)
Н. Ф. глагола 3 л., ед., мн. ч. ,наст., буд. вр.
VI. Динамическая пауза
Цель этапа : отдохнуть, восстановить силы.
Методы обучения: метод фронтальной организации учащихся.
Форма деятельности: учитель называет действия, учащиеся выполняют.
Методические приемы и их содержание: игровой прием .Способы организации деятельности: фронтальный.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
-Какие глаголы помогли вам выполнить упражнения? (Возвратные глаголы в неопределённой форме)
VII. Первичное закрепление
Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений поэталону.
Методы обучения: практический.
Форма деятельности: наблюдение, дискуссия.
Средства обучения: мультимедийная презентация.
Способы организации деятельности: индивидуальный, групповой.
Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.)
Умение осуществлять контроль, коррекцию.
1.Графический диктант. - Отметьте × нужную клеточку, пользуясь алгоритмом.
(У каждого карточка №3 с таблицей)
(Диктует учитель) Запираться на засов, расстилается туман, собирается в школу, надо заботиться о здоровье, хочет учиться, девочка учится, любит трудиться, слышится голосок.
-Проверим ( Слайд № 7)
Оценивают свою работу.
Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других (К)
2. Групповая дискуссия. ( Разноуровневые карточки №4)
-Прочитайте задание . Всё ли понятно? (Вставь в слова -ться или –тся, соедини части стихотворения. Вставь –ться или –тся и составь пословицу. )
А) Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся.
Б) Кто любит трудит…ся, тому без дела не сидит..ся.
В) Надо наклонит…ся, чтобы из ручья напит…
Ответы (Читают пословицу (стих), объясняя изученную орфограмму, используя алгоритм-схему на доске) ( Слайд № 8)
-О чём стихотворение и пословицы? (Чтобы чего-то добиться в жизни, надо трудиться. На уроке надо тоже трудиться, тогда будешь всё знать и получать хорошие оценки)- Вспомните девиз нашего урока. (Грамоте учиться- всегда пригодится.)
-Ребята, а где понадобятся в жизни знания, полученные сегодня на уроке? ( Мы должны грамотно оформлять документы, писать заявление, телеграмму.)
- Вы должны быть образованными людьми своей страны!
-Любите, цените и знайте свой язык! (Слайд №9)
-Оцените свою работу в группе.
VIII. Итог урока. Рефлексия
Цель этапа : Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты
Методы обучения: словесный.
Форма деятельности: учитель задает вопросы, учащиеся отвечают
Методические приемы и их содержание: игровой, прием устной рефлексии.
Способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный.
Оценивают свои достижения.
Умение логически рассуждать, делать выводы (П.)
Умение слушать и понимать речь других (К.)
Умение соотносить цель и результаты своей деятельности. (Р)
1.Итог урока.
-Какая проблема стояла в начале урока? ( узнать, почему в одних возвратных глаголах пишется « ь» , а в других нет.)
-Как вы думаете, мы ответили на этот вопрос, всё узнали о глаголе? ( Мы ответили на этот вопрос и учились правильно писать глаголы с новой орфограммой.)
-Ребята, мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. В последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этой части речи.
- На уроке русского языка какие задачи всегда решаем. (Учимся писать грамотно, каллиграфически правильно и аккуратно.)
- Дайте оценку работе в тетради. ( Заполняют оценочный лист.)
-Оцените свои достижения – поставьте общую оценку за урок. Я соберу ваши листы и выставлю отметки за работу на уроке. (Подводят итог своей работе в оценочном листе.)
2.Рефлексия. (Карточки №5 с фразеологизмами: « схватывал на лету, бил баклуши, хлопал ушами, зарубил на носу»)
- На уроках мы изучали фразеологизмы. Вспомним их. Выберите и покажите ту карточку с фразеологическим оборотом, которая соответствует вашей работе на уроке. ( Показывают карточку с фразеологическим оборотом).
-А что это значит? (Говорят одним словом. Например, «зарубил на носу»- запомнил).
Домашнее задание.
-А какое бы домашнее задание хотелось выполнить?
( Записать пословицы , где встречаются глаголы на изученную орфограмму. Найти и записать четверостишие с такими глаголами. )
Выполните любое из заданий.
- Всем спасибо за работу. Молодцы! (Слайд №10)