Конспект урока по русскому языку Двойная роль букв е,ё,ю,я ( 5 класс)


ТЕМА: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. 
ЦЕЛИ: 1) узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука;
2)отработать первичные умения и навыки учащихся;
3) учить различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Оборудование: презентация по теме
Ход урока:
I.Орг.момент.Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь всё понять.
II.HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fedu.kpfu.ru%2Fmod%2Fglossary%2Fshowentry.php%3Fcourseid%3D78%26eid%3D258%26displayformat%3Ddictionary"Актуализация знаний.
- Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Фонетике, в которой много загадочного и очень интересного. У вас есть возможность проявить сообразительность и показать знания и умения.
- Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели тучку. Но из неё падают не капли, а слова. Давайте правильно их произнесём.
1. Словарная работа: (слайд 1)
1. Повторяем орфоэпию слов: конечно (шн), скучный (шн), пустячный (шн), скворечник (шн), яичница (шн) – словарная работа предыдущего урока.
2. А сегодня у нас ряд новых слов с точки зрения орфоэпии.
Итак: ателье (тэ), кашне (нэ), модель (тэ), теннис (тэ), партер (тэ), шоссе (сэ).
а) Что обозначают эти слова?б) Давайте ещё раз правильно их проговорим.
3. А теперь найдём логическую ошибку в следующих предложениях: (слайд 2)
а) Закричал охотник: “ОЙ!Двери гонятся за мной!» (звери)
б) «Посмотрите-ка, ребятки,Раки выросли на грядке». (маки)
в) Старый дедушка ПахомНа козе скакал верхом. (коне)
г) На пожелтевшую травуРоняет лев свою листву. (лес)
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
–Какой вывод, ребята, напрашивается? (Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения).
- А какой раздел науки о языке изучает буквы и звуки? ( Фонетика). А теперь давайте докажем, что мы хорошо знаем фонетику (слайд 3,4)
2. Блиц-опрос.
1) Какой раздел науки о языке мы изучаем?
2) Что изучает фонетика?3) В какой речи используются звуки?
4) А в письменной речи?5) Что такое буквы?6) Подберите синоним к слову «алфавит».
7) Расположите слова в алфавитном порядке:
Буря, буран, мороз, вьюга, пороша, метель, позёмка.
8) Сколько букв в русском алфавите?
9) На какие группы они делятся?10) Сколько гласных букв? 11) А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?
III.Формулирование темы урока, постановка задач урока.- Итак, сегодня на уроке мы будем отвечать на вопрос: «В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?
- Значит, тема нашего урока: (слайд 5)
 Делают вывод:  тема урока…(коллективное формулирование темы урока).  Двойная роль букв е, ё, ю, я.
(слайд 6) Задача: узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Представьте себе, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу, имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: “Яша! Юра!” И ещё раз: “Яша, Юра!” В начале первого имени отчётливо слышится (й а), в начале второго – (й у). Эти сочетания звуков обозначаются буквами я, ю.
- Буквы е, ё тоже могут обозначать сочетания двух звуков – (й) и гласного. Например: буква е в слове ель обозначает звуки (й э), буква ё в слове ёж – звуки (й о). Но у букв е, ё, ю, я есть ещё одна роль. (слайд 7)
- Произнесём протяжно слова мел, мёд, люк, ряд. Мы услышим в начале каждого слова мягкий согласный, а вслед за ним гласный: (м э), (м о), (л у), (р а). Буквы, Е, Ё, Ю, Я указывают, что согласный, после которого они стоят, мягкий. Убедиться в этом нетрудно: заменим в слове ряд букву я буквой а, получится другое слово – рад, и произнесём мы уже не мягкий, а твёрдый согласный (р). Указывая на мягкость согласного, буквы Е, Ё, Ю, Я в то же время обозначают и гласные звуки (э), (о), (у), (а).
Вывод: Если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после согласной, то они обозначают один звук Э,О,У,А и смягчают предыдущий согласный.
- Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях. ( слайд 8)
В начале слова После гласной После разделительных
Ъ и Ь
Ель Боец Подъезд
Ёлка Поёт Съёмка
Юг Каюта Вьюга
Ясный Заяц Объяснить
- Сформулируем вывод, в какой фонетической позиции буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в какой два звука? (слайд 9)
V. Первичное закрепление во внешней речи.1. Работа с учебником.
Упр. 310, 311 - Фронтально  проговаривают изученный материал, определяют количество букв и звуков в словах, обдумывают  то, что делают, как делают, выясняют, всё ли понятно.
Упр. 312 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
- Устали?
1. Наступила минутка для шутки. ( слайд 10)
2. Упражнение – распределите слова в три колонки ( слайд 11)
3. Тест по теме «Фонетика». (слайд 12) ( выполняется на заранее приготовленных листиках)
VII. Рефлексия. 
- Что нового узнали на уроке?
- Какие затруднения вы испытали во время урока?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
VIII. Домашнее задание. (слайд 13)
Стр. 141-142 – выучить правило, упр. 314