Конспект урока по русскому языку Двойная роль букв е, ё, ю, я (5 класс)


Конспект урока русского языка в 5 классе: «Двойная роль букв е, ё, ю, я»
Школа СОШГ № 9

Предмет Русский язык
Учитель Димитрюк Мария Владимировна
Тип урока урок закрепления и развития ЗУН
Цели: - научиться четко различать позиции, когда данные буквы обозначают два звука
- развивать внимание и мышление, фонематический слух
- уважать мнение друг друга при работе в паре, группе
- продолжить формирование у учащихся навыка работы с интерактивной доской.
- развивать операции логического мышления: сопоставления, анализ.
Оборудование:
1) Интерактивная доска
Программа PowerPoint(слайды).
Программа ActivinspireДидактический материал.
Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы. – «Атамура» 2012.
Ход урока.
Этапы урока
Методы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент.
Мотивационный этап.
Беседа.
Письменное высказывание.
Работа над устранением речевых ошибок.
Целеполагание. -Приветствие гостей. Эмоциональный настрой на урок.
Откроем тетради, запишем число.
Подготовьте письменное высказывание «Что я знаю о фонетике?» (полный ответ)
На доске появляются гласные буквы. Слайд № 1
- Ребята, посмотрите на доску, вспомним, сколько гласных букв в русском языке. (10)
- Это все гласные буквы, но среди них есть необычные и интересные буквы. Какие? Почему?
- Итак, тема нашего урока?
Флипчарт № 1
Объявление темы урока.
Чему должны научиться на уроке? (постановка цели).

Флипчарт № 1
Учащиеся готовят письменное высказывание.
Ответы учащихся. Исправления недочетов.
Двойная роль букв е, ё, ю, я
Флипчарт № 1
Цель: научиться четко различать позиции, когда данные буквы обозначают два звука

Операционный этап.
1. Работа в группах.

Выходят к доске.

Выборочное письмо на материале упражнения 460 стр. 133.

Прием «Контейнер»
Метод соответствия.
Флипчарт № 2
Грамматическая зарядка.
Слайд № 2
Прием Лесенка
Синтаксическая пятиминутка.
Задание
Конструирование слов по схеме.
Схемы на доске.
Усложненный разбор слов по составу.
Дом.заданиеФлипчарт № 3
Тест. Взаимоконтроль.
Рефлексия.


- Ребята, сегодня мы работаем с корзиной идей. Чтобы ее заполнить, мы должны выполнить задание.
Возьмите карточки с заданием. Время выполнения 2-3 минуты.
Каждая группа работает с заданием на карточке. ( 4 группы)
см. приложение № 1.
Каждая группа выносит свою идею на доску.
- Оцените работу каждой группы.
Итак, три позиции, когда гласные буквы обозначают два звука. Номерую их на листах.
Выбрать по 2 слова на каждый случай.
Четыре столбика.
Однажды наши буквы пошли погулять. Но они так веселились и играли, что совсем забыли, в каком домике живут. Помогите им вернуться домой.
- Встаньте. Если в слове буква обозначает два звука - вы хлопаете в ладоши, если один звук в слове - топают ногами.
Ребята, теперь попрыгаем по лесенке.
Итак, слово ёлка
Составить словосочетание. Разобрать его.
Составить простое осложненное предложение. Начертить схему.
Запись слов на доске:
Слово и его транскрипция.
Выделение морфем.
Моя – майаАвария – аварийаСудья – судйаЯма – йамаЯвление – йавлэнийеВ чем видим не соответствие ? Почему?
(Присутствие скрытого Й в морфеме. Насколько богат и разнообразен русский язык)Задание на дом. (На выбор.)
Флипчарт №
Творческая работа: написать сочинение-миниатюру со словами, где есть буквы е, ё, ю, я или упражнение 458
- Вернемся к нашей корзине идей, и расскажите в паре, какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я в русском языке.
- Итак, для того чтобы проверить полученные знания на уроке, выполните тест.
Взаимопроверка по ключу.

Внесите оценки в оценочный лист.
Итоговая оценка за урок. Сдайте оценочные листы.
Ребята, напишите смс-сообщение другу на бумажных сотовых телефонах о том, как прошел урок, оценить как плодотворно он работал.
Используйте карточку № 2
Слушаю несколько уч-ся
Самооценка – светофор!!! стикерыПоставьте себе оценку, на каком уровне выходите с урока?
5 – материал усвоен, могу объяснить другим
4 – материал усвоен, готов к выполнению дом.задания3 – материал усвоен, но есть вопросы Групповая работа.
Выполняют задания на карточке, отвечают на поставленные вопросы в карточке.
Работают у доски.
Оценивают работу групп в оценочных листах.
Указать звуковое значение букв Е, ё, ю, я
Проверяем вслух, оценивание поставь себе плюс в оценочный лист.
Уч-ся выходят к интерактивной доске, распределяя слова по столбикам.
Работа у доски.
.

Уч-ся выходят к доске и записывают полученные слова.
Индивидуально работает уч-ся у доски.
Выполняют тест.
На слайде ключи.
Слайд № 3
Зачитывают несколько смс.
Карточка № 1
1 группа
Задание: Посмотрите внимательно на записанные слова и укажите, в каком случае (это условие должно быть одно) буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука?
Ель, ёж, Юра, яблоко
Обсудите и сформулируйте в группе свой вывод и оформите на листе ответа.
Представитель группы выходит к доске с листом ответа.
Карточка № 1
2 группа
Задание: Посмотрите внимательно на записанные слова и укажите, в каком случае (это условие должно быть одно) буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука?
Поезд, пою, моё.
Обсудите и сформулируйте в группе свой вывод и оформите на листе ответа.
Представитель группы выходит к доске с листом ответа.
Карточка № 1
3 группа
Задание: Посмотрите внимательно на записанные слова и укажите, в каком случае (это условие должно быть одно) буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука?
Лью, съел, съезд, вьюга.
Обсудите и сформулируйте в группе свой вывод и оформите на листе ответа.
Представитель группы выходит к доске с листом ответа.
Карточка № 1
4 группа
Задание: Посмотрите внимательно на записанные слова и укажите, в каком случае (это условие должно быть одно) буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука?
Тема, мёд, тюль, мята.
Обсудите и сформулируйте в группе свой вывод и оформите на листе ответа.
Представитель группы выходит к доске с листом ответа.
Карточка № 2
СМС – сообщение другу…
Напиши о том,
- как прошел урок…
- оцени свою работу…
- что тебя порадовало …
- что огорчило…
Карточка № 2
СМС – сообщение другу…
Напиши о том,
- как прошел урок…
- оцени свою работу…
- что тебя порадовало …
- что огорчило…
Карточка № 2
СМС – сообщение другу…
Напиши о том,
- как прошел урок…
- оцени свою работу…
- что тебя порадовало …
- что огорчило…
Карточка № 2
СМС – сообщение другу…
Напиши о том,
- как прошел урок…
- оцени свою работу…
- что тебя порадовало …
- что огорчило…
Тест.
I вариант
1. Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.
а) мёл;
б) ёжик;
в) щётка
2. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) ель;
б) если;
в) въезд
3. В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) скользкий;
б) город;
в) трое
4. В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) проехать;
б) лает
в) фиолетовый;
5. В каком слове есть звук [й]?
а) позёмка;
б) каёмка;
в) осина
II вариант
1. Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь;
б) светлая;
в) мята
2. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка;
б) тёрка;
в) приём
3. В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень;
б) кружка;
в) вьют
4. В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить;
б) моет;
в) веять
5. В каком слове есть звук [й]?
а) рябина;
б) вперёд;
в) армия