«Спешите делать добрые дела» (урок литературы в 6 классе)

СУД
«Спешите делать добрые дела» (урок литературы в 6 классе)

Заранее раздаются роли, приглашаются зрители.
Оборудование: таблички (судья, адвокат, обвинитель, подсудимый, свидетели, зрители), плакаты с высказываниями:
«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля»
К.Г.Паустовский
«Человек, который понимает природу, - благороднее, чище»
Л.М.Леонов

«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее»
И.С.Тургенев


Ход урока
Сегодня у нас пройдет необычный урок по прочитанному рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»
Прошу всех встать! Суд идет!
СУДЬЯ: Прошу садиться! Сегодня слушается дело мальчика из деревни Вереино.
ОБВИНИТЕЛЬ: Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их ютится маленькая деревенька в три дома – Зуяты.
Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков верст темным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти не суются туда.
Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надежно хоронит от худого глаза своих жильцов – птиц, барсуков, горностаев.
Однажды поселилась в чащобе косогора – белогрудая куница. На третье или четвертое лето Белогрудка родила кунят, маленьких как бобовые стручки. Мать грела их своим теплом, облизывала каждого до блеска и, когда кунята чуть подросли, стала добывать для них еду.
Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки.
СУДЬЯ: Спасибо, выслушаем свидетелей.
СВИДЕТЕЛЬ 1: Мы с подсудимым и еще одним мальчиком увидели куницу, спустились за нею по косогору и притаились.
Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что мы ушли, и вернулась к гнезду.
Мы наблюдали за куницей. Белогрудка лизнула каждого из детенышей в мордочку – и вымахнула из гнезда.
Подсудимый предложил: «Давай возьмем их себе»,- мы взяли и пошли домой.
СУДЬЯ: Слово дается подсудимому, мальчику из деревни Вереино.
ПОДСУДИМЫЙ: Я принес кунят домой, положил в старую шапку. На следующий день вынес шапку с кунятами на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками и щелкая их по носу. Пришли мальчишки, стали кормить кунят сырым мясом. Потом вышел мой отец, он сказал: «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут».
На следующий день, когда я заглянул в шапку, то увидел, что один из кунят умер. Я взял куненка за лапу и кинул собаке.
СУДЬЯ: Послушаем жителя деревни Вереино.
СВИДЕТЕЛЬ 2: В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился дворовый пес, съевший куненка. Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась. И долго мы не могли узнать, кто это разбойничает ночами на селе.
Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днем, расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы охали, старухи крестились, мужики ругались: «Это ж сатана! Накликали напасть».
СУДЬЯ: Спасибо, садитесь. Слово обвинителю.
ОБВИНИТЕЛЬ: Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но она не погибла. Лишь две дробинки попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.
Когда она вылечила себя, то она снова пришла к тому дому, куда ее будто на поводе тянули.
Мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнем и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушел. Здесь их нашла и прикончила лиса.
Я считаю, что мальчика нужно строго наказать.
СУДЬЯ: Послушаем последнего свидетеля, жительницу села Зуяты.
СВИДЕТЕЛЬ 3: Как-то раз я открыла погреб и увидела там белогрудую куницу. Пока я ее ловила, перебила все банки, кринки, чашки. Я посадила куницу в ящик. Белогрудка свирепо грызла доски, крошила щепу. Пришел хозяин, и когда я рассказала, что изловила куницу, он заявил: «Ну и зря. Она не виновата. Ее обидели, осиротили – и выпустил куницу на волю, он думал, что больше она в Зуятах не появится.
Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.
АДВОКАТ: Уважаемый суд! Прошу дать слово подсудимому.
СУДЬЯ: Хорошо. Подсудимый, что Вы можете сказать в свое оправдание?
ПОДСУДИМЫЙ: Прошу не наказывать меня строго. Я просто хотел поиграть с ними, думал, что куница родит других кунят. Хотел приручить, я не думал, что так все получится. Обещаю: больше никогда не трону зверушек, птиц без надобности.
СУДЬЯ: Садись, мальчик. Послушаем присутствующих, что они скажут.
ЗРИТЕЛИ: Рассказывают стихотворения:
«Орел», «Покормите птиц», «Покормите птиц» А.Я.Яшина
«Журавли» Н.А.Заболоцкого
УЧИТЕЛЬ: Стихотворение «Берегите Землю»
СУДЬЯ: Предоставляется последнее слово подсудимому.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди, не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля.

ПОДСУДИМЫЙ:






АДВОКАТ: Прошу, уважаемый суд, учесть, что мальчик осознал свою вину.
СУДЬЯ: Надеюсь, что мальчику будет наукой сегодняшний суд, и что никогда более не тронет он живое существо, никогда не отнимет детеныша у матери. Мы даем ему свободу, потому что свобода самое ценное.
УЧИТЕЛЬ: До сих пор помнят в Вереино и Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают детям, чтобы не смели трогать детенышей зверушек и птиц.
Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сел, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки.
(Далее можно обсудить прочитанные самостоятельно другие рассказы В.П.Астафьева и сделать вывод).