Урок литературы в 6 классе. А. Яшин Спешите делать добрые дела


Стихотворение А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела»
Урок начинаем с викторины. Ученики угадывают автора и произведение. Примерные отрывки из произведение:
«… корова отдала нам все, то есть молоко, мясо, кожу, она была доброй. Я тоже хочу, чтобы всем людям на земле была от меня польза и хорошо» (А. Платонов «Корова»)
«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой» (В. Астафьев «Конь с розовой гривой»)
«Среди зимы мне пришла на школу по почте посылка. Аккуратными плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они» (В. Распутин «Уроки французского»)
- Что общего между этими произведениями?
Обобщение: сегодня мы поговорим о добром отношении людей друг к другу, к животному миру, к окружающей нас среде. Урок наш так и называется «Спешите делать добрые дела». Записи темы и двух эпиграфов.
Эпиграфы. «Поэзия должна делать людям добро» А. Яшин
«Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Пословица.
Записи плана урока. Проблемный вопрос. Прав ли автор, утверждая, что «поэзия должна делать людям добро». Второй эпиграф. Работа с ним. Что представляет собой это высказывание? Назовите пословицы и поговорки о добрых делах, о доброте – это было домашним заданием.
Некоторые пословицы записываем на доске и в тетрадях.
Примерные записи. «На добрый привет – добрый ответ». «Жизнь дана на добрые дела». «Доброе слово и кошке приятно». «Добро и век не забудется». «Доброму Савве и добрая слава». «Не дорог подарок – дорога любовь». «Добро не лихо, ходит тихо».
Объяснение пословиц. – А что помимо пословиц и поговорок вы приготовили к уроку? Стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает. Чтение стихов, демонстрация иллюстраций. Н. Заболоцкий «Журавли». А. Яшин «Орел». И. Северянин «Что шепчет парк».
Обобщение. В каждом стихотворении говорится о событии. Они сходны. А можно ли сказать, что похожи главные мысли этих стихотворений? Докажите свое мнение. Слово учителя. Да, в каждом стихотворении главным является утверждение любви к жизни, к человеку, утверждение деятельной доброты. – А каким настроением проникнуты следующие стихотворения: А. Яшин «Покормите птиц»; В. Витка – «Синица». Какие мысли они у вас вызывают? Чтение стихов из подборки учеников. Дети не просто читают стихи, а объясняют, почему выбрали именно это стихотворение, чем оно им понравилось, о чем оно, что в нем является главным, над чем стоит задуматься. Звучали стихи В. Пальчинскайте «Муравей». Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок). Голландская песенка «Счастливого пути». И. Северянина «В парке плакала девочка».
Обобщение. Старый Мазай, мальчики с кормушками, хлопочущая над больной птицей девочка и девочка, у которой для каждого находится ласковое, доброе слово, - что можно сказать о них? Судя по их поступкам? А как на этот вопрос отвечает стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела»? Чтение стихотворения. Вопросы. – Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему? Осуждает или оправдывает автор своего героя? Почему стихотворение названо «Спешите делать добрые дела»? этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Почему? Как вы думаете, к кому обращение автора? Как вы понимаете смысл этого обращения? Мог ли А. Яшин сказать так, как сказал Н. Заболоцкий:
О! Я недаром в этом мире жил.
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь,
Ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не завершил.
Сравнение заключительных строк стихотворений. Вывод и обобщение. – Какие стихотворения А. Яшина прозвучали на уроке? Какое понравилось? Какие стихотворения других авторов вы запомнили? Чье исполнение понравилось? Раскрылось ли содержание первого эпиграфа на уроке? Как связан второй эпиграф с центральным вопросом урока: что является самым ценным в человеке? Домашнее задание: приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах. В качестве заголовка к рассказу предлагаю взять одну из пословиц или фразу «Спешите делать добрые дела». Урок не этом не заканчиваем. Раскрываем витрину с выставкой иллюстраций, и мы отправляемся в галерею картин. Рисунки и плакаты сделана заранее. Тема «Спешите делать добрые дела». Одна часть рисунков к стихотворениям А. Яшина, Н. Заболоцкого, И. Северянина, В. Витки. Угадывание автора, подбор цитат и текстов к рисункам. У каждого рисунка свой заголовок. «Тот, кто дерево посадит, тот хороший человек». «Мы поддержим птиц зимой». «Доброе слово и кошке приятно» (пословица и ребус). «Символ доброты». «Просто старушка».
Символ доброты.
Хотели дело доброе ребята совершить,
Подумали и деревце решили посадить.
В его тени когда-то прохожий отдохнет,
А может быть, и спелый плод с его ветвей сорвет.
Конечно, это все пока далекие мечты,
Но пусть растет то деревце как символ доброты.
Мы поддержим птиц зимой.
Зимою птичкам голодно, им трудно корм найти,
И мальчики решили на помощь к ним прийти.
Повесили кормушки, насыпали зерна,
Теперь зима морозная тем птичкам не страшна.
В заключении рефлексия. Звучит музыка, исполняется песня «Улыбка», дети дарят друг другу подарки, сделанные собственными руками. Игольницы, ухватки, салфетки, поделки. Дарят в память об уроке, который запомнится им если не навсегда, то обязательно надолго. Это видно по их глазам. Они почувствовали, что «лучше добрым на свете жить, злого и так довольно».