Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс по теме Двойная роль букв Е,Ё,Я,Ю


«Алтынсарин ауданы әкімдігінің білім беру бөлімінің Маяковский орта мектебі» КММ
КГУ «Маяковская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Открытый урок русского языка в 5 «Б» классе по теме
"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Подготовила и провела : Садыкова Н.Ф. - учитель русского языка и литературы 2
категории
с Первомайское Ноябрь 2016 год
Садыкова Нталья Федоровна - учитель русского языка и литературы КГУ «Маяковская средняя школа»
Урок русского языка по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Категория русский язык
Тип урока комбинированный
ЦЕЛЬ УРОКА:
дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
продолжить формировать навык транскрибирования;
ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.
УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.
Ход урока
1.Оргмомент. Разминка. Создание коллаборативной среды.
Упражнение «Я дарю тебе свою улыбку».
 Учитель:  Ребята,  напишите на стикерах, что вы ожидаете от урока сегодня и наклейте на «Дерево понятий».
2.Проверка домашнего задания. Игра «Волшебный мяч»
1)      Фронтальный опрос
Что изучает фонетика? Орфография? Что такое орфоэпия? Как узнать гласный или согласный звук? Когда две буквы образуют один звук? Как нужно проверять непроизносимые согласные? Какие гласные называются ударными? Безударными? (Уч-ся оценивают друг друга, учитывается правильность ответов, полнота объяснения) какие органы участвуют в образовании звуков?
3. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков?
Отгадайте загадки, запишите ответы.
Енот жуёт, жуёт енот,Ежевику он жуёт,И на розовой стене Он рисует букву ... Е
Буква Е передохнула,Как тотчас же на неёПара птенчиков вспорхнула – Получилась буква… (Ё) Чтобы О не укатилось,Крепко к столбику прибью.Ой, смотрите-ка,Что случилось:Получилась буква… (Ю)Поглядите-ка, друзья,Смастерил скворечник я.А в скворечник залетелаВместо птички – буква... (Я)
(Каждую букву учитель вывешивает на доску) о чем сегодня мы будем говорить?
- Сколько всего гласных букв?(10)
- Сколько всего гласных звуков? (6)
- Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.
- Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков - 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)
- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему?
Учитель:  Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.
О чем сегодня мы будем говорить?
Правильно о буквах Е, Ё, Я, Ю.-это наши буквы –актрисы.
Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
Открываем тетради, записываем число и тему урока
4. Словарная работа:
а) повторяем орфоэпию слов: конечно (шн), скучный (шн), пустячный (шн), скворечник (шн), яичница (шн) – словарная работа предыдущего урока.
б) и сегодня нас интересует ряд новых слов с точки зрения орфоэпии.
Итак:  ателье (тэ), кашне (нэ), модель (тэ), теннис (тэ), партер (тэ), шоссе (сэ).
Подчеркните буквы – актрисы. Обратите внимание на написание и произношение этих букв.
III. Объяснение нового материала.
Диктант по памяти
Ярко сияет
Пушистый снег
Новогодняя ёлка
Шлёт нам свой необъятный привет.
(взаимопроверка ) выставление отметок
Критерии: «5» нет ошибок, все написано верно , «4» есть ошибки 1-2, есть 1-2 неточности в изложении, «3» есть 3-4 орфографические ошибки, 3-4 ошибки в изложении.
4. Фонетический разбор слов 1 группа - снег, сияет. 2 группа - ярко, необъятный
Презентация у доски
5.По результатам разбора составим кластер –алгоритм. работа в группе
Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Обозначает 1 звук
(смягчает согласный звку) Обозначает 2 звука
После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)
После гласных(баян)
После Ъ и Ь(съел, вьюга)
6. Физкультминутка (закрепление правила )
- один прыжок на одной ножке, если обозн. мягкость, два прыжка, два хлопка, если 2 звука.
-  ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён.
Самооценивание критерии: «5» не ошибался, «4» -1-2 ошибки, «3» более двух ошибок
IV.Закрепление материала.
Отгадайте загадки, а отгадки запишите . Сделайте транскрипцию звуков е, ё, я,ю, объясните, сколько звуков они обозначают и почеу.
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …  (ракету)
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
«Спать ложитесь, поздно!»
Потому что мать – луна,
А дочурки - …      (звёзды)
 
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.   (язык)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ёлка)
Вьётся верёвка,
На конце головка. (Змея)
Закружится на острой ножке.
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет — вскачь пойдёт немножко,
Захочет — ляжет на бочок. (Юла)
Не умеют они ходить —Только прыгать и летать.«Чик-чирик» могут сказать.Кто готов их назвать?(ВОРОБЬИ)
Взаимопроверка Оценивание : «5» не ошибался, «4» -1-2 ошибки, «3» более двух ошибок
Работа с учебником упр 461 «Игра Собери слова » какая команда больше за 3 минуты.
Сделайте транскрипцию звуков е, ё, я,ю.
Взаимопроверка по группам: Оценивание : «5» не ошибался, «4» -1-2 ошибки, «3» более двух ошибок.
IV.Анализ текста.
Приложение 1
Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.
Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.
( В. Драгунский)
Задания:
Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.
Озаглавьте текст.
Какая основная мысль текста.
К какому стилю речи можно отнести этот текст?
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука
V.Итог урока
-С какой темой мы сегодня познакомились?
-Сколько выводов сделали (3)
-Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука)
-При каких условиях обозначают 2 звука?
-При каких условиях 1 звук?
- достигли ли вы того, что ожидали от урока.?
VI.Домашнее задание. Упр 462 фонетический разбор слов колдунья, сидит.
Приложение 2
Тест по теме «Фонетика».
I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:
1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.
II. Какие из указанных букв названы неверно:
1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».
III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.
IV. Какие из данных согласных являются звонкими:
1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.
V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.
Какие из данных слов отступают от данного правила:
брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.
Тест по теме «Фонетика».
I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.
II. Какие из указанных букв названы неверно:
1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».
III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.
IV. Какие из данных согласных являются звонкими:
1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.
V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.
Какие из данных слов отступают от данного правила:
брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.