Поурочный план на тему:СПП с придаточными определительными, их строение, значение.


Тема урока: СПП с придаточными определительными, их строение, значение. (слайд 1)
Цели урока:
Образовательные: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Развивающие: стимулировать и развивать мыслительные процессы; развивать навыки критического мышления при усвоении информации;
Воспитательные: прививать интерес и любовь к родному языку.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Оборудование урока: презентация, тетради, учебник, карточки с заданиями, тестовые задания.
Ход урока.
I.Орг.моментПриветствие.
II. Психологический настрой.
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Учащиеся: Да!Учитель: Тогда вперед!
III. Синтаксическая разминка. (слайд 2)
Учитель: Запишите предложения, обозначьте орфограммы, выделите грамматическую основу во втором предложении и начертите схему.
Мне не хочет(?)ся думать ни(о)чем серьезном, хочется только всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся. Воздух чист и душист, каждый луч солнца полон жизни. На сердце светло и радостно.
III. Повторение изученного материала.
Слово учителя: - Какие орфограммы мы повторили, записав эти предложения?
-Ребята, не случайно я попросила вас выделите грамматическую основу во втором предложении и начертите схему. Как вы думаете почему я это сделала?
-Правильно, потому что это сложное предложение, а последние уроки мы говорим о сложных предложениях.
-А теперь давайте проверим, правильно ли вы начертили схему сложного предложения.(слайд 3)
-Хорошо! А теперь давайте повторим то, что мы знаем о СП. (слайд 4).
Слово учителя: - А теперь давайте конкретно поговорим о СПП. Для этого предлагаю вашему вниманию одно предложение. Давайте рассмотрим его. (слайд 5).
-Что это за предложение?
-Задайте вопрос от главного предложения к зависимому.
- Хорошо! Забегая немного вперед, я хочу сказать, что данное предложение является СПП с придаточным определительным, об этой группе СПП мы сегодня и будем говорит на уроке. А пока хочу вам сказать, что по значению у СПП существует три группы-Это СПП с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными. (слайд 6).
IV. Объявление темы урока и целей. (слайд 7).
Учитель: Тема нашего урока: СПП с придаточными определительными, их строение, значение.
Цели урока:
Образовательные: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными.
V. Изучение новой темы:
1. Работа с материалом учебника.
Задание. Познакомьтесь с грамматическим материалом на странице 88-89 и по схеме попробуйте рассказать о том, что вы узнали из материала учебника. (слайд 8).
2.Слово учителя: Обратите внимание на следующий слайд. (слайд 9). Дополните свой ответь о СПП с придаточным определительным.
Учитель: -Хорошо. В грамматическом материале учебника есть предложения, которые соответствуют этим схемам, найдите их , свой ответ обоснуйте.
3. Закрепление грамматического материала учебника.
-Далее обратите внимание на следующий слайд. (слайд10). Выполните задание:
Заполните текст правила недостающими словами.
4.Комментированное письмо. Выпишите предложения с придаточным определительным и постройте схемы. (слайд 11).
Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжающие.
Впереди, где кончалась чаща, стояли березы.
Я не знаю, где граница между этими участками.
На острове, где Виктор Гюго жил в изгнании, ему сооружен памятник.
5.Задание на региональный компонент. (слайд 12).
Предлагаю вашему вниманию отрывок из рассказа усть-каменогорского орнитолога Бориса Щербакова о природе нашего региона, который называется «Один день у Кулуджуна».
Задание: Выпишите из текста СПП с придаточным определительным, докажите свою точку зрения.
Мы подъехали к тростниковой пойме Кулуджуна. Сквозь просвечивающиеся камыши проглядывают зеркала водных разливов. Дальше заросли сливаются в сплошную стену, которая скрывает своих многочисленных пернатых обитателей.
Над Кулуджуном опустилась ночь. По- зимнему холодные звезды усыпали небосвод, который был наполнен свистом крыльев.
6.Физминутка. (видео разминка)
Учитель: Ребята, Вы, наверное, немного подустали. Давайте выполним небольшую физминутку. Смотрите на интерактивную доску и повторяйте за героем.
7.Работа у доски. Упражнение 146, стр. 89. (слайд 13).
Прочитайте, правильно интонируя сложные предложения. Выпишите СПП с придаточными определительными. Укажите главные и придаточные предложения.
8.Работа по карточкам. Задание. Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
1 карточка
1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)
2 карточка
1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)
VI. Закрепление.
Тестирование. (слайд 14, 15,16,17).
Начало формы
1. Укажите предложение с определительным придаточным:
1) Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий.(К.Паустовский)2) Долго и трудно пришлось бороться гребцам с течением, которое не давало подойти к острову. (И.Чесноков)3) Уже совсем рассвело, хотя поле и лес еще затягивала редкая пелена тумана. (В.Быков)4) Когда баркас отвалил и пароход тронулся в путь, Возницын спустился в столовую. (А.Куприн)
2. Укажите предложение, в котором нет определительного придаточного:
1) Простодушие, с каким маленький рябоватый солдат признавался в бегстве, было особенно страшным. (А.Бек)2) Человек, на чью песню я так спешил, оказался кривоногим парнем лет шестнадцати.(Ю.Казаков)3) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.(А.Грин)4) По встревоженному лицу Жени женщина угадала, что вошедшая в сад Ольга недовольна.(А.Гайдар)
3. Укажите предложение, в котором нет определительного придаточного:
1) Морозка понял, что разговор окончен, и уныло поплелся в караульное помещение.(А.Фадеев)2) Одинокая былинка на краю бруствера, что с утра беспокойно билась о высохший ком чернозёма, обессилено свисает в окоп. (В.Быков)3) После разговора с генералом у меня осталось впечатление, что он не придает особенного значения оборонительной линии.(А.Бек)4) Главной новостью была та, что бригадный комиссар наконец получил при переаттестации звание генерала.(В.Гроссман)
4. Укажите предложение с определительным придаточным:
1) На белой реке далеко, где летом шли пароходы, виднелись чёрные точки. (В.Дудинцев)2) По воскресеньям Турбин с утра уходил в поле, туда, где видны были на горизонте станция и один за другим уходящие вдаль телеграфные столбы. (И.Бунин)3) Сразу за поляной выскочило обширное болото, где во все предыдущие годы крепко тянул вальдшнеп.(В.Агафонов)4) Мама узнала, где находится школа, и повела меня туда сразу же, на рассвете следующего дня.(А.Алексин)
5. Укажите предложение с определительным придаточным:
1) Дня через три, когда все было уложено, паровозик вкатил на складскую территорию комбината пустой товарный вагон. (В.Дудинцев)2) Наконец настал день, когда Кошкин и собака Алый попрощались со школой собачьих инструкторов.(Ю.Коваль)3) Гараське удалось наконец расстаться с столбом, когда он заметил величественно-безмолвную фигуру Баргамота. (Л.Андреев)4) Сотни раз бывал здесь Царев, когда их батальон занимал этот участок обороны. (А.Ананьев)
6. Укажите предложение, в котором определительное придаточное находится в середине главного (знаки препинания не расставлены):
1) Командиры помечали на картах схему минных полей которые предстояло заложить ночью.(А.Бек)2) Без особой готовности Сотников протянул руку в которую Рыбак отсыпал из своей горсти. (В.Быков)3) При всем своем довольно богатом жизненном опыте я редко встречал такую шоковую реакцию какая приключилась с полковником.(Л.Разгон)4) В маленьком купе первого класса которое я заказал заранее шумно лил дождь по крыше.(И.Бунин)
7. Укажите предложение с определительным придаточным:
1) Иван Петрович спрыгнул вниз и побежал к тому месту, где он только что видел начальника участка.(В.Распутин)2) Герасимов с подкормщиком стали решать, каким путём идти дальше. (И.Чесноков)3) Коровин хотел посмотреть, что так взволновало приятеля.(А.Рыбаков)4) Когда Крымова привезли со сталинградского берега, его ненадолго поместили в общую камеру. (В.Гроссман)
8. Укажите предложение, в котором нет определительного придаточного:
1) Он [Егор]с напряжением вглядывался в лист ватмана, где были помечены все находившиеся на дне вокруг транспорта посторонние объекты.(Ю.Баранов)2) Солнце ослепительно сияло, когда Шарыгин возвращался домой. (Л.Андреев)3) Мелкое болотистое озеро, по берегу которого мы пробирались, еще белело меж деревьев.(И.Бунин)4) В бою за тот самый город, куда с двумя гранатами ушла полгода назад Таня, гвардии лейтенант Марьянов был тяжело ранен в плечо. (К.Воробьёв)
9. Укажите предложение с определительным придаточным:
1) Впереди, куда бежало шоссе, разрозненно сверкали огни недалёкой придорожной деревни Будиловичи. (В.Быков)2) За те дни, что Лешка с матерью пробыли у тети Глаши, решительно все изменилось на земле и в небе.(Г.Немчинов) 3) Механик доложил Шубину, что осколок снаряда попал в моторный отсек. (Л.Платов)4) Уже светало, когда по правую сторону дороги стали вырисовываться избы.(Ю.Яковлев)
10. Укажите предложение с двумя определительными придаточными:
1) Я мечтала, чтобы наш школьный эстрадный оркестр, который я всегда любила слушать, поскорее умолк. (А.Алексин)2) Но случилось так, что рядом было подходящее поле, на котором высокий немецкий штаб наметил оборудовать промежуточный аэродром.(И.Акимов)3) На этажерке, где сиротели учебники для десятого класса, Марьянов нашёл свои нераспечатанные письма, что посылал из госпиталя отцу Тани. (К.Воробьёв)4) От имени командира воинской части мы сообщили Екатерине Андреевне Тихомировой, что муж ее, легко раненный, попал к партизанам, в такие места, откуда писать невозможно.(А.Алексин)
Ключ к тесту: 1.2, 2.4, 3.1, 4.3, 5.2, 6.4, 7.1, 8.2, 9.2, 10.3. (слайд 18,19).
VII. Рефлексия. (слайд 20).
---Что узнали на уроке?
- Чему научились?
--Какие были затруднения, с чем они связаны?
---Поставьте себе оценку за работу на уроке.
---Я оцениваю вашу работу…
VIII. Домашнее задание по выбору учащихся. (дифференцированное). (слайд 21).
Параграф № 13
Первый уровень -- Упр.155, стр. 95. Перестойте предложения , заменяя обособленные определения придаточными определительными предложениями. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова из скобок.
Второй уровень -- Упр.152, стр. 93. Спишите, вставляя из скобок подходящие по смыслу синонимы и союзные слова который, какой.
Третий уровень -- Упр.151, стр. 92-93. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Укажите главные и придаточные предложения. Определите тип придаточных предложений.