Технологическая карта урока русского языка по теме СПП с придаточными определительными
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД Время
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой из раздела «Сложноподчинённые предложения», будет много заданий, поэтому нужно работать быстро, слаженно, помогать друг другу и не отвлекаться, тогда мы все успеем.
- Есть у нас силы? А настроение?
- Вот и хорошо!
Откройте тетради, подпишите число и классная работа.
Записывают число и вид работы
Задача этапа: обеспечить положительный настрой учащихся к учебной деятельности на уроке Личностные: положительное отношение к урокам русского языка 2мин.
II. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового)
Выразительно прочитайте предложения, определите виды данных предложений (ПП, ССП, СПП, БСП). Предложения на слайде, знаки препинания не расставлены (Слайд №1).
Безветрие и всё небо залито ровной синевой.
Мы ночевали в гостинице где уже останавливались.
В воздухе чувствовался травяной запах плывущий с полей.
О человеке к которому я направился ходят легенды.
Зазеленел листок стал пригож лесок.
Увидев дом возле железной дороги я остановился.
Ответы: 1 – ССП, 2 – СПП, 3 –ПП, 4 – СПП, 5 – БСП, 6 – ПП
Самооценка (оценочный лист).
Опрос
- Что показалось вам самым трудным в ходе комментированного чтения?
- Над чем, по-вашему, надо ещё поработать?
- На какие виды делятся сложноподчинённые предложения?
- Какие виды сложноподчинённых предложений были представлены в разобранных нами примерах?
- Какой вид не был представлен?
- Какой вид сложноподчинённых предложений был представлен два раза? Читают предложения, проводят частичный анализ предложений, определяют вид предложений, корректируют друг друга в ходе комментированного чтения.
Оценивают себя.
Отвечают на вопросы учителя, выявляют затруднения в ходе проделанной работы. Регулятивные: выполнение задания за короткое время, умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные:
относить объекты к известным понятиям;
определять составные части объектов, а также состав этих составных частей;
делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
высказывать свое мнение при обсуждении задания. 5мин.
III. Целеполагание и сообщение темы урока
- Попробуйте определить тему нашего урока (Слайд №2).
- Какие цели поставим перед собой? (Знать строение и отличительные признаки СПП с придаточным определительным; уметь находить СПП с придаточным определительным и пунктуационно правильно его оформлять; уметь конструировать СПП с придаточным определительным, составлять схему таких предложений (Слайд №3).
- Как будем достигать поставленной цели?
Проектирование урока: (Слайд №4)
Читать теоретический материал учебника
Рассматривать примеры
Анализировать
Конструировать.
Определяют тему и цель урока, необходимость получения знаний по этой теме.
Определяют основные этапы работы.
Регулятивные:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
Познавательные:
определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала
3мин.
IV.Изучение нового материала
Поисковое чтение теоретического материала учебника на с.69 и работа с таблицей на с.60
- Пользуясь материалом параграфа 11 и материалом на с.60 самостоятельно заполните таблицу «СПП с придаточными определительными»
Отвечают на вопросы Поясняют Прикрепляются Место придаточногоУказательные слова в главном
Обобщение по таблице
-Пользуясь таблицей, докажите, что перед вами СПП с придаточными определительными (Слайд №5).1) Есть люди, которые через всю жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или юности.
2) Они сидели в том саду, где играл оркестр.
- Сделайте вывод, дополнив высказывание ключевыми словами.
Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении именем существительным или другим словом в значении существительного, и присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов (Слайд №6).
Самостоятельно читают материал учебника, заполняют таблицу.
Анализируют примеры в соответствии с полученной информацией, доказывают свою точку зрения.
Делают вывод.
Задача этапа: самостоятельное осмысление нового знания, которое фиксируется в таблице и иллюстрируется примерами. Познавательные:
понимать информацию, представленную в виде текста; извлечение, преобразование и использование текстовой информации;
устанавливать закономерности и использовать их при анализе примеров; относить объекты к известным понятиям;
определять составные части объектов, а также состав этих составных частей;
Регулятивные:
оценивать собственные успехи в определении СПП с придаточными определительными.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
8мин.
V.Закрепление изученного
Работа с текстом (с отрывком из рассказа И. Бунина «Перевал»)
- Выразительно прочитайте текст, определите тему и основную мысль текста.
В сумерках, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинался этот голый пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особенным чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, всё расширялся, и, поднимаясь туманно-голубой стеной, обнимал полнеба. Но в горах уже наступала ночь. Темнело быстро, я шёл, приближался к лесам – и горы вырастали всё мрачней и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами.
Задания к тексту:
Найдите в тексте сложные предложения с придаточными определительными. Аргументируйте свой ответ.
Определите средства связи в данных предложениях. Какими членами предложения являются здесь союзные слова.
Определите, чем осложнены части сложных предложений.
Какой частью речи является слово “гонимый”. Аргументируйте свой ответ.
Объясните написание слова “полнеба”.
Выпишите слова с приставками при-, пре-. Объясните написание.
Найдите имена прилагательные форме сравнительной степени, какую роль они играют в тексте.
Найдите в тексте имена прилагательные с удвоенной –НН- в суффиксе, объясните написание.
Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне.
Закрепление умения находить СПП с придаточными определительными, ставить в них знаки препинания.
- Среди данных предложений найдите СПП с придаточными определительными, выпишите номера этих предложений.
- Проверьте себя по ключу (Слайд №7)
Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что был при въезде.
Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки.
Не знаю, где я нежности училась.
Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом.
Надо мною расстилалось голубое небо, по которому плыло и таяло сверкающее облако.
В бурливой котловине, куда сливаются воды, живописно разбросаны громадные валуны.
Я не знал, куда деваться.
Только туда, где полукруглая часть окна была не зашторена, глядело тёмное небо.
Слышно было, как ворчала река.
В доме, куда мы попали совершенно случайно, нас встретили очень радушно.
Ответ: 1, 4, 5, 6, 10 (Слайд №7)
-В предложениях с придаточными определительными расставьте знаки препинания. Поменяйтесь листочками, проверьте по ключу (Слайд №8). Составьте схемы двух любых СПП с придаточными определительными.
Конструирование СПП с придаточными определительными (по вариантам) Упражнение 98 – с.70
- Преобразуйте два простых предложения в одно сложноподчинённое. Составьте схемы этих предложений.
Читают текст, определяют тему и мысль текста.
Выполняют задания по тексту, аргументируют, определяют, доказывают, оценивают свои ответы и ответы одноклассника.
Находят СПП с придаточными определительными, выписывают номера этих предложений, проводят самопроверку по ключу, оценивают себя.
Расставляют знаки препинания, составляют схемы предложений, проводят само- и взаимопроверку.
Конструируют СПП с придаточными определительными, составляют схемы. Регулятивные:
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий;
Познавательные:
относить объекты к известным понятиям;
определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
24мин.
VI.Рефлексия
- Давайте вместе определим, какими учебными навыками вы должны владеть?
Очень уверенно Уверенно Неуверенно Не могу справиться
Находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Составлять схемы сложноподчинённых предложений Расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях Определять средства связи придаточного предложения с главным - Над чем нам ещё надо потренироваться? Определяют свои учебные навыки, намечают дальнейшие пути самообучения. Регулятивные:
умение адекватно оценивать свои возможности
Личностные:
формирование устойчивого познавательного интереса к изучению предмета; воспитание готовности к самообразованию.
2мин.
VII.Домашнее задание §11 – с.69, №96 – с.70 или №99 – с.70, +№100 – с.71 (работа со словом). Выбирают задание и записывают в дневнике. 1мин.