Конспект урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. 5 класс
Ход урока.
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята, (уважаемые коллеги и гости).
2.Психологический настрой.
Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным. Ребята, пожалуйста, проверьте вашу готовность к уроку, все ли в порядке. …- Хорошо.
3. Актуализация знаний. Подготовка к изучению новой темы.
Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы начали свое путешествие в мир театра и познакомились с новым жанром музыкального искусства. - Каким? (Опера)
-Да, верно. Ребята, что такое опера? - …(ответы) (Опера- жанр муз. искусства, включающий: драм. действие, пение и танцы, оркестровую музыку и декорации).
Опера (с итал.) означает труд, сочинение.
-Где и когда возникла опера? – (Опера возникла в начале 17 века в Италии (1607г)).
-Кто же написал 1-ю оперу и как она называлась? – Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей и Эвридика» (по одноименному мифу Древней Греции о певце Орфее).
-Очень хорошо. Ребята, скажите, пожалуйста, какие виды искусства включает в себя опера? (Музыка, театр, литература и ИЗО(декорации).
- В опере все поют. Скажите, ребята, пожалуйста, как называется сольный номер в опере, исполняемый солистом? – (Ария).
Как называется литературный текст оперы (краткое изложение сюжета)? – (Либретто).
- Молодцы, ребята. А сейчас приведите, пожалуйста, примеры известных Вам опер.
(М.И.Глинка: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», Н.А.Римский- Корсаков: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», П.И.Чайковский. «Евгений Онегин» и др.)
Сегодня мы в очередной раз отправляемся путешествовать в мир музыки, её многочисленных жанров и будем знакомиться еще с одним сложным и интересным жанром. Мы продолжим путешествовать в музыкальный театр.
- Выполним задание и узнаем, какой именно жанр музыки мы будем изучать. Внимание на экран. (Слайд 1).
1. Что такое окраска звука? (тембр)
2. Звучит полонез и танцует поляк,
А хота, конечно, испанец,
А если «Камаринская» зазвучит-
Исполнят для вас русский… (танец)
3. Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссер, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой – на сцене всё, как в жизни.
– ( Что же это за представление?)- (спектакль).
4. Скорость исполнения музыки (темп)
5. В основу оперы ( или другого спектакля ) берется «книжечка»-сжатый сюжет…(либретто).
- Молодцы, справились с вопросами. Наши слова-ответы оставили по одной букве. Какое слово мы можем собрать из этих букв? (БАЛЕТ)
Тема урока - «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» (Слайд2)
4. Знакомство с новой темой. (Слайд 3)
Театр уж полон; ложи блещут;Партер и кресла, всё кипит;В райке нетерпеливо плещут,И, взвившись, занавес шумит.(А.С.Пушкин)
– Эти строки посвятил театру замечательный поэт- Александр Сергеевич Пушкин.
Наверное, кто-нибудь из вас хотя бы раз был в театре и смотрел балетный спектакль. Может быть видели по телевизору? (Слайд 4) (Если нет – Тогда мы с вами сегодня на уроке совершим путешествие в этот необыкновенно сказочный и удивительный мир театра, и в будущем я надеюсь, что вы обязательно когда-нибудь окажетесь в театре и станете его завсегдатаем и полюбите этот замечательный вид искусства.) (Слайд 5)
Итак, сегодня мы познакомимся с жанром балета. Изучая новую тему, на какие вопросы вы бы хотели найти ответы? (Что такое балет, термины балета, танцоры и балерины, композиторы и названия балетов…)
Я обобщила ваши ответы и представила на экране задачи нашего урока. (Слайд 6)
- Балет. Ребята, это слово вам знакомо?- (да)
- Какие представления о балете вы уже имеете? (Балет – это сложный жанр).
Задание №1. У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала его на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино. Выполним это задание в парах. (Слайд 7)
(Дети составляют на партах определение балета)
А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. (Слайд 8)
Такое определение мы найдём в музыкальном словаре. Какие главные слова вы можете выделить в этом определении?
(Спектакль, музыкальных и хореографических образах)
Балет – искусство синтетическое. В нём воедино переплетены различные виды искусства. Какие? (Литература, музыка, хореография). (Слайд 9)
Французское слово «ballet» произошло от итальянского ballare-- танцую. Французское название и его итальянские корни не случайны. (Слайд 10)
Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. (Слайд 11) Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.
(Слайд 12) Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор. (Слайд 13) 5 октября 1581г считается Днем рождения балета. В этот день в Париже впервые был разыгран спектакль в танцах.
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. (Слайд 14) Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению.
Запишите эти балеты : 1.«Спящая красавица», 2.«Лебединое озеро». (Написать на доске)
А название 3-его балета мы сможем вспомнить, посмотрев видеофрагмент. (Слайд 15)
5. Слушание музыки.
Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из «Щелкунчика» (2 мин.)
- Да верно, это балет «Щелкунчик».
- Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (Сказка Гофмана). (Слайд 16)
Кто может рассказать сюжет этой сказки?
(Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем. …)
- Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишем в тетрадь: .П. И. Чайковский. Битва с мышами из балета « Щелкунчик». (Слайд 17) (Оставить слайд.)
Ребята, давайте подумаем, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке? Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это… (Хор, солисты, дуэты.)
В балете танцуют.. – Кто? ( Танцор и балерина или группа танцовщиков).
Музыку исполняет …- ( Симфонический оркестр)
Под управлением ….( Дирижера)
Музыку пишет …- (Композитор)
Ребята, а кто помогает сделать спектакль таким грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные образы) ?... ( Кто ставит танцы?) – Балетмейстер ( или хореограф).
А без кого ещё не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный? – Либреттист и режиссёр. (Слайд 18), (Слайд 19)
В балете также, как и в опере, могут выступать один, два и более актёров.
(Слайд 20) В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ
В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ
В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ
Итак, запишем в тетрадь эти термины. Проверим.
(Слайд 21) У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. (Слайд 22)
Запишите, пожалуйста, себе в тетрадь их названия.
Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. (Слайд 23) Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.
(Слайд 24) А это современные костюмы.
6. Отработка нового материала.
Задание № 2. Сейчас я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров. У вас на столах лежат таблицы. Пожалуйста, заполните их, и затем, обменявшись в парах, мы с вами проверим. – (Работа самостоятельно и в парах) (Слайд 25)
Итак, сверим, что у нас получилось. (Слайд 26)
Вид деятельности БАЛЕТ ОПЕРА
Пение нетестьМузыка Симфонический оркестр Симфонический оркестр
хореографияестьВторостепенная роль
Литературная основа спектакля либреттоВыход солиста вариацияарияВыход дуэта Па-де-де дуэтгруппакордебалетхорРусский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Попробуем узнать некоторых из них и записать в тетрадь. (Слайд 27) -Галина Уланова, (Слайд 28)- Майя Плисецкая, (Слайд29)-Екатерина Максимова, (Слайд30)- Владимир Васильев, (Слайд 31) - Юрий Григорович. – (Записать на доске имена).
Из современных танцоров балета это: ( Слайд 32) -Николай Цискаридзе, Светлана Захарова, Анастасия Волочкова.
Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры. Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам. Давайте запишем в тетрадь названия балетов и их авторов.
(Слайд 33) - С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский» «Петрушка».
7. Физминутка. И сейчас я приглашаю вас на разминку. Давайте немножко отдохнем. (Выполняем физ. упражнения+ зрительная гимнастика) (Слайд 34)- 2 мин.
-Спасибо! Садитесь, пожалуйста. Продолжаем работу.
Великолепный балет-сказка «Щелкунчик» был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского. (Слайд 35) Запишем в тетрадь фамилию хореографа.
- Чем заканчивается балет Чайковского?
Ответы учащихся (Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где их встречает фея Драже…)
А вот фрагменты из балета «Щелкунчик». (Слайд 36), (Слайд 37) – оставить слайд.
Для создания музыкального образа феи П. И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент – челеста). (Слайд 38) ( записать название в тетрадь)
Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже. Постарайтесь определить, на какой русский музыкальный инструмент похоже её звучание?
8. Слушание музыки. Музыкальный фрагмент из б. «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Танец феи Драже». (Слайд 39)
Подумаем, с помощью, каких музыкальных средств композитор создаёт образ этой феи?
Тембр- челеста (особое звучание этого инструмента создаёт атмосферу звучания колокольчиков),
Динамика- пиано (тихо)- легкость, воздушность,
Регистр- высокий .
(Сегодня мы знакомимся с новой песней, фрагмент которой вы слышали в начале урока. Она называется «Балет». Музыка композитора Игоря Николаева, слова Ильи Резника. Исполняет Алла Пугачёва. Сегодня мы начнем разучивать песню, а на следующем уроке продолжим работу. (Слайд 40), (Слайд 41), (Слайд 42) )9. Закрепление нового материала. Оценивание знаний.
Наше путешествие в мир Балета подходит к концу. И в заключение мне хочется назвать вам и показать знаменитые театры мира. (Слайды 43- 47)
В самом начале мы ставили ряд задач. Удалось ли нам выполнить их? -(да).
Что узнали сегодня на уроке? Что удивило вас на уроке? Что понравилось на уроке? Что запомнилось? Активно сегодня работали …. – (оценки).
10. Домашнее задание. (Слайд 48)
Найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет.
Кто эти композиторы?
Какие балеты?
На чьи сказки?
Привести в тетради 2-3 примера. А по желанию можно выполнить творческое задание – нарисовать афишу к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Спасибо за внимание и активную работу на уроке. До свидания.
Список литературы.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5-6 классы. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2005.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2007.
Розанова Ю.А., Разумова С.М. Балетные либретто. Краткое изложение содержания балетов. М.: Музыка, 2002.
Э. Филькенштейн. Музыка от А до Я. С- Петербург: Композитор Санкт- Петербург, 2008.
Келдыш Ю.В. М. Музыкальная энциклопедия, том 6. М.: Советская энциклопедия, 1982.