Конспект урока по музыке на тему Звучит нестареющий Моцарт (2 класс)


Класс: 2
Учебник (программа): УМК «Школа России»
Критская Е.Д. Музыка. 2 класс / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.
Тема урока: Звучит нестареющий Моцарт.
Цель: продолжать создавать условия для ознакомления учащихся с музыкой народов мира через знакомство с творчеством австрийского композитора В.А. Моцарта.
Задачи:
- дать представление об австрийской народной песне;
- расширить знания о жизни и творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта;
- продолжать развивать хоровые навыки исполнения;
- продолжать воспитывать интерес к музыке народов мира.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты обучения:
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие музыкально-эстетического чувства;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях музыкального произведения;
- формирование умения сравнивать, анализировать содержание и особенности музыкального произведения;
- познакомятся с биографией и творчеством австрийского композитора В.А. Моцарта.
Музыкальный материал: австрийская народная песня, франц. нар. песня «Пастушья песня», В.А. Моцарт «Вариации на французскую народную песню», В.А. Моцарт «Рондо в турецком стиле», франц. нар. песня «Каде Руссель».
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент - Приветствие, проверка готовности к уроку. Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются
Определение темы урока - Какой раздел мы начали изучать в прошлой четверти?
- С чем он нас знакомит?
- Откройте стр. 98 в учебнике и найдите с творчеством, какого композитора мы сегодня познакомимся? Анализируя имеющиеся знания, отвечают:
- мы стали изучать раздел «В музыкальном зале»
- данный раздел нас знакомит с творчеством русских и зарубежных композиторов.
Открывают учебник на нужной странице и находят: с творчеством Моцарта.
Постановка учебно-познавательной задачи - Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшний урок? Что будем делать? Высказывают предположения: познакомимся с биографией и творчеством Моцарта, будем слушать музыкальные произведения этого композитора, петь песни.
Введение в тему урока - Мы с вами продолжаем путешествие по разным странам. И сегодня я предлагаю посетить Австрию. А свое знакомство с этой страной мы начнем с прослушивания австрийской народной песни.
Слушанье: Австрийская народная песня
- Как вы думаете, почему свое путешествие мы начали именно со слушанья народной мелодии Австрии?
- Какая песня по настроению прозвучала?
- К какому ладу мы можем ее отнести?
- Что вы можете сказать о темпе этой песни?
- В каждой стране есть известные всему миру композиторы. Чтобы поближе познакомиться с австрийским композитором мы посетим город Вену (показать фотографии города), где во второй половине 18 века сложился определенный музыкальный стиль. Одним из представителей этого стиля был Вольфганг Амадей Моцарт (показать портрет).
- Вам наверное известно имя В.А. Моцарта. А что вы знаете о нем?
- Чтобы расширить ваши знания о жизни и творчестве композитора, я предлагаю вам посмотреть фильм «Детство В.А. Моцарта»
(4 минуты).
- Скажите, во сколько лет у В.А. Моцарта проявились музыкальные способности?
- Кто обучал маленького Моцарта игре на музыкальном инструменте? И что это был за музыкальный инструмент?
- Что еще интересного о жизни и творчестве Моцарта вам запомнилось?
- Вольфганг Моцарт прожил всего 36 лет. Но за свою короткую жизнь он создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, пьес, песен.
- Вот один из примеров его любознательности и фантазии:
Слушанье и исполнение французской народной песни «Пастушья песня»
- Эту песню услышал Моцарт во Франции и мелодия ему очень понравилась и запомнилась. Моцарт написал на ее основе новую музыку.
Послушайте и подумайте, как композитор назвал свое произведение?
Слушанье «Вариации на французскую народную песню»
- Как изменилась эта песня, какой она стала?
- Моцарт как бы «одевает» незатейливую народную мелодию в разные наряды, оплетает ее красивыми кружевами.
- А сейчас давайте послушаем еще одно произведение В.А. Моцарта «Рондо в Турецком стиле»
Слушанье «Рондо в Турецком стиле»
- Какие особенности в звучании вы заметили?
- Давайте графически в тетрадках зарисуем форму, прозвучавшего произведения.
- В завершении урока я хочу познакомить вас с шуточной французской народной песней «Каде Руссель»:
Слушанье франц.н.п. «Каде Руссель»
Вопросы по прослушанной песне:
- Почему эта песня называется шуточной? Подтвердите свой ответ строчками из песни.
- Какой темп у песни?
- Какие особенности вы заметили?
Исполнение песни Слушают учителя
Слушают песню, выражают эмоциональные реакции на услышанное.
Высказывают предположения.
Опираясь на прослушанную песню, учащиеся отвечают на вопросы.
Слушают рассказ учителя, проявляют эмоциональные реакции на услышанное.
Рассматривают портрет композитора.
Опираясь на знания из жизненного опыта, учащиеся рассказывают о композиторе.
Смотрят фильм, проявляют эмоциональные реакции на увиденное.
Опираясь на просмотренный фильм, учащиеся отвечают на вопросы:
- в 3-4 года
- обучал отец игре на клавесине
- учащиеся высказывают то, что больше всего запомнил.
Слушают рассказ учителя, проявляют эмоциональные реакции на услышанное.
Слушают, а затем поют песню
Слушают рассказ учителя, проявляют эмоциональные реакции на услышанное.
Слушают, проявляют эмоциональные реакции. Затем выдвигают варианты названия услышанного произведения.
Высказывают предположения
Слушают учителя
Слушают, проявляют эмоциональные реакции.
Опираясь на услышанное, высказывают свои предположения об особенностях музыкального произведения.
Зарисовывают строение формы совместно с учителем.
Слушают, проявляют эмоциональные реакции.
Опираясь на прослушанную песню и текст, отвечают на вопросы учителя.
Поют песню
Итог урока рефлексия - Какую задачу мы поставили в начале урока?
- Что нового и интересного вы узнали на уроке? Учащиеся обобщают полученные знания, рассказывают, что новое узнали и что их больше всего заинтересовало.