Рабочая программа по русскому языку для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 4 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена согласно «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год) в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ Олонская СОШ.
Программа рассчитана на 170 часов, в том числе на контрольные работы – 9 часов.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Обучение русскому языку в 4 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов названий предметов, действий, признаков.
В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2009г.- 271с.)
Цель программы обучения:
расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Задачи программы обучения:
обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
совершенствование произносительной стороны речи;
формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
Содержание программы учебного курса
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена согласно «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)
2.Содержание тем учебного курса
ПОВТОРЕНИЕ. Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
ЗВУКИ И БУКВЫ Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водб вуды) или подбора по образцу родственных слов (водб вудный).
СЛОВО. Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные.
Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (2030 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ. Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв: 1-я группа И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М,
·А; 2-я группа О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я; 3-я группа У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
УСТНАЯ РЕЧЬ. Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя). Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам. Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
3. Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 170 часов, в том числе на контрольные работы – 9 часов. В программу по русскому языку включены следующие разделы:
Разделы
Кол-во часов
Краткое содержание раздела
Повторение
(предложение)
9
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.
Выражение в предложении законченной мысли.
Звуки и буквы.
67
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё,ю,я,и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча,ща,чу,щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водб вуды) или подбора по образцу родственных слов (водб вудный).
Слово.
42
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами. Разделительный ъ.Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение.
52
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
График контрольных работ по русскому языку
I четверть
1
Контрольный диктант №1 по теме:
«Разделительный мягкий знак».
2
Контрольный диктант № 2 по теме:
«Гласные после шипящих».
II четверть
3
Контрольный диктант №1 по теме:
«Правописание безударных гласных».
4
Контрольный диктант №2по теме:
«Непроверяемые безударные гласные»
III четверть
5
Контрольный диктант №1 по теме:
«Названия предметов, действий и признаков».
6
Контрольный диктант №2 по теме:
«Предлоги».
7
Контрольный диктант №3 по теме:
«Родственные слова».
IV четверть
8
Контрольный диктант №1по теме:
«Знаки препинания в конце предложения».
9
Контрольный диктант №2 за год по теме:
«Главные и второстепенные члены предложения».
4.Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
-Учащиеся должны уметь:
составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку предложения и тексты (3035 слов).-Учащиеся должны знать:
алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку предложения и тексты (3035 слов).
5..Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Учебная дисциплина
Класс
Программа, кем
рекомендована и когда
Тип программы
(государственная, авторская)
Кол–во часов в неделю, общее
кол–во часов
Базовый учебник
Методическое обеспечение
Русский язык
4
«Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В.(Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)
Государственная
5 часов
в неделю 170ч. в год
Учебно-методический комплект: учебник (А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва:
6.Список литературы.
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в
1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.
Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.
Заголовок 1”ђЗаголовок 415