Урок русского языка в 4 классе по теме:«Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих»»




Урок русского языка
Тема: «Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
4 класс
УМК «Начальная школа XXI века»





Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 45 г. Сургута
Савко Елена Геннадьевна


2011 г.
Цель: повторить знания обучающихся о роли мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
Задачи:
Образовательные: закрепить умение правильно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих, формировать умение работать по алгоритму.
Развивающие: развивать внимание, мышление, речь, фонематический слух, орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, уважение к родному языку, к мнению друг друга при работе в паре.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, индивидуальные карточки, учебник «Русский язык» С.В.Иванов.
Медиапродукт: презентация (среда POWER POINT).
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Тип урока: повторение и закрепление знаний.
Методы: исследовательский, объяснительный, частично-поисковый.

Ход урока.


п/п

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся.


1.




Организационный
момент.
Задача: психологически настроить учащихся на работу; обеспечить мотивацию обучения.

– Наш урок русского языка я хочу начать со слов Ивана Сергеевича Тургенева:
«Берегите наш прекрасный русский язык
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса».
– Желаю вам увидеть и услышать красоту языка, удивиться его возможностям и сделать свои маленькие открытия.
– Сегодня мы продолжим разговор о написании букв после шипящих.

Учащиеся в тетради записывают число.


2.
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.
1.Актуализация знаний.
Задача: воспроизвести опорные знания и способы действий, необходимые на данном уроке.
2.Чистописание.
Задача: правильное каллиграфическое написание букв и соединений (на протяжении всего урока)

На доске написаны слова: руж...ё морков помощ рож Слайд 1
– Определите, какая буква пропущена. Какова её роль в данных словах?
Это буква – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится. (ь знак)

– Чем необычна эта буква? (Не обозначает звука)
– Напишите до конца строки, соблюдая последовательность.
Написание: ь ьь ь ьь
ружьё морковь помощь рожь

– Слова какой части речи вы написали?
– В каком числе стоят имена существительные? (Имена существительные стоят в
единственном числе.)
Обобщение: – Какую роль выполняет мягкий знак (ь) в написанных словах? Слайд 2
ДЕТИ: В слове ружьё – разделительный мягкий знак, пишется после согласного перед
гласным. В слове морковь – мягкий знак (ь) – показатель мягкости предыдущего
согласного звука, пишется после согласного. В словах помощь, рожь – выполняет
грамматическую функцию

– Что вы заметили в словах помощь, рожь?
ДЕТИ: Все слова оканчиваются на шипящий с мягким знаком
– Определите тему урока. Слайд 3
ДЕТИ: Мягкий знак на конце слов после шипящих.

3.
Повторение и закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечить восприятие и осмысление пройденного материала.

















Задача: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, подвести к самостоятельному составлению алгоритма действий.
Проблемная ситуация.

Работа в парах (учебник, стр. 39).

(много) задач ключ вещ могуч
(нет) груш чертёж ноч дремуч
(желаю) удач кирпич рож хорош

– Что объединяет слова каждой группы? Где необходимо написание мягкого знака?

ДЕТИ: 1 столбик – сущ., Р.п., мн.ч., ь знак не пишется;
2 столбик – сущ., м.р., 2 скл., ь знак не пишется;
3 столбик – сущ., ж.р., 3 скл., ь знак пишется;
4 столбик – кр. прил., ь знак не пишется

Вывод: – Когда на конце слова после шипящих пишется мягкий знак?
ДЕТИ: У существительных 3 склонения.

Физкультминутка. Выполнение упражнений на различные группы мышц.

«Кто прав?»
Работа по учебнику стр. 40.
Выбор правильного ответа. Фронтальная работа.

Федя: «На конце слов после шипящих мягкий знак не пишется никогда, так как согласные звуки [ч’], [щ’] всегда мягкие, а звуки [ж ], [ш] всегда твёрдые».
Даша: «Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется у имен существительных, но не пишется у имен прилагательных в краткой форме».
Костя: «У существительных женского рода мягкий знак после шипящих на конце слова пишется всегда, а у существительных мужского рода и в кратких прилагательных не пишется».
Валя: «У имен существительных 3-го склонения на конце слова после шипящих пишется мягкий знак. У имен существительных 1-го и 2-го склонения и у кратких прилагательных на конце слова после шипящих мягкий знак не пишется».

ДЕТИ: Федя – забыл, что у мягкого знака есть грамматическая функция.
Даша – забыла о сущ. 1 и 2 склонения, где мягкий знак не пишется.
Костя – забыл о сущ. 1 склонения, которые стоят в Р.п. мн ч.
Вывод: права Валя – мягкий знак у существительных с шипящим на конце
указывает, что слово относится к 3 склонению.

Составление алгоритма.

– Я предлагаю поработать над составлением алгоритма определения написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
– Но перед этим вспомним, что такое алгоритм?
ДЕТИ: Порядок действий для решения проблемы

Коллективное составление алгоритма. Слайд 4


4.
Закрепление материала
Задача: обеспечить закрепление в памяти алгоритма написания мягкого знака после шипящих у имен существительных.
Упражнения.

Письмо с комментированием.
· Слайд 5
Объясни, применяя алгоритм рассуждения. Распредели слова в два столбика.

Плач, грач, помощ, шалаш, тиш, лещ, мыш, брош, врач, реч, луч, глуш, много туч, фальш

– Какое слово вызвало затруднение? (фальшь)
Словарная работа:
– Фальшь - 1. Несоответствие тону в пении; отсутствие естественности,
соответствия художественной правде.
2. Неискренность, лицемерие.
3. Обман, мошенничество.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов, Москва «Оникс 21 век», 2004г)

Вывод: - На что указывает мягкий знак после шипящих у имен существительных?
(Мягкий знак у существительных с шипящим на конце
указывает, что слово относится к 3 склонению.)

Игра «Запомни пару». (Дифференцированный подход.)

Запись на доске. После прочтения существительные стираются.
звёзная ноч золотая рож
острый нож чрный грач
усная реч тжёлый багаж

К именам прилагательным подобрать подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце. (Ученикам с уровнем развития ниже среднего предметные картинки –помощники на карточках). Орфограммы выделить.
звезная __________ золотая __________
острый __________ чрный __________
усная __________ тжёлый __________

Взаимопроверка и оценивание. Слайд 6

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Для контроля обратите внимание на доску.
Ученики, допустившие ошибку, объясняют орфограмму.

- Какой вывод можно сделать о написании мягкого знака после шипящих у имен существительных?

Физкультминутка для глаз.

Самостоятельная работа.
Работа по карточкам жёлтого и зелёного цвета. (Разноуровневые задания).
Карточки разложены заранее.

а) Карточка жёлтого цвета.
Напишите предложения, раскрывая скобки. Определите склонение имен существительных. Укажите номер предложения, соответствующий схеме.

Трубач(ь,-), ц(и,ы)ркач(ь,-), скр(и,е)пач(ь,-) ели дич(ь,-) и калач(ь,-) .

Ц(а, о)ревич(ь,-) и кор(а, о)левич(ь,-) в полн(о, а)ч(ь,-) встретили мыш(ь,-).
Стор(о,а)ж(ь,-) услышал плач(ь,-), надел плащ(ь,-) и пот(е,и)рял ключ(ь,-) .


|_______, _______, _______ _______ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
_______


б) Карточка зелёного цвета.
Напишите предложения в соответствии со схемами. Вставьте нужные буквы,
Укажите склонение имен существительных.

Цревич и корлевич в полнч встретили мыш .
Сторж услышал плач, надел плащ и потрял ключ .
Трубач, цркач, скрпач ели дич и калач .

|_______, _______, _______ _______ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
_______

|_______ _______ _ ._ ._ ._. _______ _ _ _ _ _ .
_______

|_______ _______ _ _ _ _ _ , _______ _ _ _ _ _ _______ _ _ _ _ _ .
_______ _______ _______

*Дополнительно: (для детей, быстро справившимися с заданием). Оценивается отдельно.

Заполните столбики таблицы. В первый столбик напишите узкие понятия, во второй – средние понятия, в третий – широкие.

Узкое понятие
Среднее понятие
Широкое понятие

резиновый
мяч
игрушка


брош



плащ


ландыш
лесной цветок


грач

птица

плющ
вьющееся растение



(серебряная, украшение, кожаный, одежда, цветок, перелётная птица, растение)

Проверка с комментированием. Слайд 7.

Трубач (2 скл), циркач (2 скл), скрипач (2 скл) ели дичь (3 скл) и калач (2 скл).
Царевич (2 скл) и королевич (2 скл) в полночь (3 скл) встретили мышь (3 скл).
Сторож (2 скл) услышал плач (2 скл), надел плащ (2 скл) и потерял ключ (2 скл).
(1 предложение)
Вывод: – Когда после шипящих будем писать мягкий знак?

Блиц – тест. Слайды 8 - 14
Проверим ваши знания об употреблении мягкого знака.
Дети выбирают букву правильного ответа и сразу выполняют самопроверку.
Оценку учащиеся получают сразу по окончании работы (выставляется автоматически по количеству правильных ответов)


Обобщение и систематизация знаний.
Задача: обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.
Над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?
- Какую грамматическую функцию выполняет мягкий знак после шипящих?



Домашнее задание.
Задача: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

А) Закрепить умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих.
упр.1 стр.40
Б) дополнительно (по желанию)
Придумать сказку об употреблении мягкого знака после шипящих.



Рефлексия.

- У вас на столах листки со смайликами. Оцените свое участие в уроке. Слайд 15
А) - Если вы считаете, что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя, обведите зелёным карандашом смайлик наверху пирамиды.
Б) - Если старались не всегда, обведите синим карандашом – посередине.
В) - Если были простым наблюдателем, обведите красным карандашом – внизу.

- Покажите свои смайлики. Посмотрите, как много зелёных смайликов!
-Похвалите своего соседа за работу на уроке.
-Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.





15