Конспект урока русского языка Мягкий знак на конце слов после шипящих

Русский язык.
Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
МБОУ НОШ №95 город Челябинск
Черничкина Галина Валентиновна


Планируемые результаты:

Личностные УУД:
- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;
- формировать навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
- развивать навыки сотрудничества в группах.
Регулятивные:
- развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
- развивать умение аргументировать, доказывать.
Познавательные:
- использовать предметные знания в модельной ситуации;
- формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Предметные УУД:
- обеспечить усвоение написания мягкого знака на конце слов после шипящих.

Ресурсы: презентация, конверты с заданиями, карточки




Этапы урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

Организационный момент.

-Глубоко вдохнем. Выдохнем.
Здравствуйте, уважаемые ребята!
Поприветствуем гостей. Садитесь.
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
Желаю вам удачи на уроке!
Сегодня мы работаем в группах, и вы должны помнить правила работы в группе.
Ваш успех будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе!
Создание позитивного настроя на урок.




Слайд № 2
Настрой на успешную работу.




Повторяют правила работы в группе.
Личностные УУД:
Формирование интереса (мотивации) к учению.

Определение детьми темы урока
- Прочитайте внимательно группу слов, найдите «лишнее» слово и докажите, почему вы так считаете.
рожь
замуж
сберечь
настежь
ночь
хорош
прилечь
вскачь
- Что общего у оставшихся слов?
Сформулируйте тему урока.
А на какие бы группы вы могли разделить данные слова? Обоснуйте свой выбор.

Слайд № 3
Создание проблемной ситуации «Найди лишнее слово».
Предлагают варианты ответов.
Доказывают свой выбор.








Формулируют тему урока.
Личностные УУД:
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Постановка учебной задачи
- Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании Ь на конце слов после шипящих?
1. Определить часть речи.
2. Вспомнить правило.
- Какова же наша задача?
1. Составить таблицу «Мягкий знак после шипящих».
Приступаем к выполнению нашей задачи.
Создание проблемной ситуации.




Подводит к определению учебной задачи.
Предлагают свои варианты, доказывают.



Определяют учебную задачу.
Регулятивные УУД:
Определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной речи.

Решение учебной задачи.
Составление таблицы.
- Каждая группа работает со своей таблицей.
(6 групп по 5 человек)
Если вы выполнили задание, то приступаете к дополнительному заданию.
Доп-но: (Учебник) стр. 73, из упр. 1 выписать свою часть речи и графически доказать правописание мягкого знака.
- Возьмите конверт синего цвета.
Приступаем к выполнению задания.
Карточка №1.
Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся имена существительные, оканчивающиеся на шипящий.
дочь
(нет) туч
луч
ночь
рожь
плащ
(нет) сокровищ
жилищ
Заполните таблицу.
Часть речи
Ь пишется
Ь не пишется


1.
1.
2.
3.

Карточка №2.
Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся имена прилагательные, оканчивающиеся на шипящий.
хороший
хорош
пахуч
свеж
пригож
могучий
Заполните таблицу.
Часть речи
Ь пишется
Ь не пишется



1.



Карточка №3.
Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся глаголы, оканчивающиеся на шипящий.
беречь
приедешь
стричь
вспомнишь
назначь
съешь
Заполните таблицу.
Часть речи
Ь пишется
Ь не пишется


1.
2.
3.



Карточка №4.
Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся наречия, оканчивающиеся на шипящий.
вскачь
уж
навзничь
настежь
прочь
замуж
невтерпёж

Заполните таблицу.
Часть речи
Ь пишется
Ь не пишется


1.






- Проверим, как же группы справились с заданием. (Каждая группа прикрепляет свою таблицу на доску).
- Возьмите конверт белого цвета. Во время проверки мы заполним общую таблицу «Мягкий знак после шипящих».


Контролирует работу групп.
Предлагает задания.






Наблюдает за выполнением
































































Подведение к составлению общей таблицы.
Выслушивает, подводит итоги на данном этапе.
Слайды № 4 – 8.








Работа в группах.
(6групп по 5 человек)






Обсуждают, заполняют таблицы, аргументируют.































































Представитель от каждой группы защищает согласованное решение.
Заполняют общую таблицу «Мягкий знак после шипящих».

Личностные УУД:
Знание основных моральных норм.
Коммуникативные УУД:
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

Познавательные УУД:
сопоставлять и отбирать информацию.
Представлять информацию в виде таблицы.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.

Регулятивные УУД:
Определять цель выполнения заданий













































Коммуникативные УУД:
Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого.

Физминутка для глаз.
Презентация.
Организует физминутку.
Выполняют упражнения.
Личностные УУД:
Установка на здоровый образ жизни.

Решение учебной задачи.
- Ну, а сейчас выполним следующую задачу.
- Один представитель от каждой группы вытягивает слово.
1.ЛИНЮЧ
2. ДАЧ
3. НАЗНАЧЬ
4. СТРИЧЬ
5. МУЖ
6. МЕЛОЧЬ
7. РЕШАЕШЬ
- Возьмите конверты желтого цвета.
- Подберите слова, из предложенной вам группы слов, на эту же орфограмму.
Слова:
линюч..., дач, назнач, стрич, муж, мелоч, решаеш, горяч, свеж, задач, умнож, печ, пейзаж, тиш, думаеш, пахуч, туч, намаж, жеч, камыш, глуш, учиш, хорош, рощ, убереч

- Проверим, как же вы справились с данной задачей.



- Выполняя данное задание, вы должны были видеть орфограммы.
- Что для этого вам было необходимо?
1. Знание правил.
2. Внимание.
- Сейчас и проверим ваше внимание.
Выдает слова.
Предлагает задание.







Контролирует работу групп.









Организует проверку, делает выводы по решению данной задачи.
Слайд № 9.


Создание проблемной ситуации.
Представитель от каждой группы вытягивает слово.






Подбирают слова на выбранную орфограмму.








Представитель от каждой группы аргументирует свой выбор.



Высказывают свою точку зрения.
Коммуникативные УУД:
Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого.














Решение учебной задачи.
- Откройте учебники на стр.74, упражнение 3.
- Найдите в тексте четыре орфографические ошибки.


- О чем говорилось в тексте? (о жестах)
- Что такое жест?
- Что такое мимика?
Дает задание по учебнику.



Проводит словарную работу.
Слайд № 10.
Работа в группах.
Находят орфографические ошибки.
Доказывают.
Объясняют.
Дают толкование слов.
Коммуникативные УУД:
Читать про себя текст учебника, понимать прочитанное.
Познавательные УУД:
Находить необходимую информацию в учебнике.

Физминутка «Поздороваться с помощью жестов»
- Как мы здороваемся с помощью жестов?
(пожимаем друг другу руки)
- Как здоровались в старые времена китайцы?
(пожимали руки сами себе)
- Как здороваются лапландцы?
(трутся носами)
- Как приветствуют друг друга египтяне?
(ладонь прикладывают ко лбу)
- Как приветствуют африканцы?
(передают тыкву)
Организует физминутку.
Слайд № 11.
Показывают жестами приветствия.
Личностные УУД:
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Решение учебной задачи.
- Что такое пословица?
- Прочитайте пословицу.
- Объясните смысл данной пословицы.
- Назовите слова, которые вы бы могли поместить в нашу таблицу.

- Откройте учебники на стр.73, упражнение 2.
- Каждая группа выпишет одну пословицу, соответственно номеру группы, объяснит смысл.
- Проверим, как вы справились с данной задачей.
Слайд № 12.
Создание проблемной ситуации.
Обобщает ответы детей.

Организует работу с учебником.
Дает задание.

Слушает ответы детей, корректирует их.
Дают формулировку.
Объясняют смысл пословицы.
Доказывают свой выбор.
Работа в группах.



Представитель от каждой группы объясняет смысл пословицы.
Коммуникативные УУД:
понимать точку зрения другого.
Отвечать на вопросы учителя.


- Возьмите зеленый конверт.
- Каждый из вас приступает к работе с карточкой самоконтроля.
Карточка самоконтроля.
Прочь, полночь, молодежь, лучь, карандаш, спряч, вскачь, замуж, сберечь, отрежь, свитер, мелочь, лещ, свеж, съеш, навзничь, невтерпёж, прилечь, речь, клещ, загадаешь.
- Назовите слова, в которых были допущены ошибки.
Наблюдает за работой.






Организует самопроверку.
Индивидуальная работа по карточкам.





Самопроверка.
Личностные УУД:
Ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоконтроль.
Познавательные УУД:
Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания.


- Сейчас мы с вами выполним тест.
- Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете. Если в данном слове пишется мягкий знак, то вы ставите плюс, а если не пишется – минус.
Слова: ночь, нет туч, гараж, настежь, прячь, дичь, из груш, жечь, свеж.
- Обменялись тетрадями, проверим работу.
( +, -, -, +, +, +, -, +, - )
Проводит тест.






Организует взаимопроверку.
Слайд № 13.
Подводит итог тестирования.
Выполняют тест.






Выполняют взаимопроверку.
Делают выводы для себя.
Регулятивные УУД:
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Рефлексия урока.

Каждая группа отвечает на вопросы:
Какие задачи ставили на уроке?
Выполнили ли их?
Для чего нам нужна данная таблица?
Кто активно участвовал в работе группы?
- Благодарю вас за урок! Молодцы!

Подводит итог.







Благодарит детей за работу!
Слайд № 14.
Отвечают на вопросы.
Делают выводы.
Регулятивные УУД:
Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Домашнее задание
-  В рабочей тетради «Пишем грамотно №2», на стр. 19, упражнение 1.       
 

Объясняет домашнее задание.
Слушают и смотрят задание.
Задают вопросы.
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.














13PAGE 15


13PAGE 14115




15