Формы и методы работы с семьёй, воспитывающей лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Формы и методы работы с семьёй, воспитывающей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ребенку для полноценного и гармонического развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей.
 Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности. При каких условиях это будет осуществляться наиболее успешно? Во многом результат зависит от отношения родителей к самому факту рождения больного ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.
Содержание практической работы с семьей определяется характером ее проблемы. Практическая деятельность позволила мне выделить наиболее эффективные формы и методы работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 
Беседа. Это метод, во–первых, даёт возможность выяснить трудности данной семьи, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становиться методом воздействия на семью; в – третьих, выполняет консультативную функцию. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь. 
Консультации. Психологическому просвещению родителей способствует широкое внедрение в работу консультативного материала. Консультирование по содержанию может быть: 1. Социально-правовым 2. Социально- педагогическим 3. Социально-психологическим 4. Информационным. 
Семинары - практикумы «Помоги своему ребенку» для родителей, воспитывающих детей со схожими проблемами. Объединенные общими проблемами родители, откровенно обсуждали наболевшие темы, совместными усилиями находили пути решения. Положительным результатом такой работы является дальнейшее общение участников за пределами учреждения.  Совместный семейный досуг, как одна из форм работы с семьей, помогает восполнить пробел общения, взглянуть на ребенка со стороны, весело и с пользой провести время. 
Интернет. Еще одной эффективной формой взаимодействия с семьей является интернет.
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка. Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ограниченными возможностями характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями, но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с педагогами, дефектологом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.
Во время индивидуальных консультаций необходимо предоставить родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижении уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением роли родителя ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты. Сотрудники школ и детских садов должны помочь родителям принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть.
В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. При работе с такими родителями нужно стараться нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения.
Как показывает опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требуется социально-психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка. При адекватно построенной семейной атмосфере, отношении к своему ребенку функционирование семьи сохраняется.
Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Я считаю, что наилучший способ помощи детям с ограниченными возможностями здоровья – это помощь их родителям.