Коррекционно-развивающая работа с семьей, имеющей ребенка с умственной отсталостью.


Коррекционно-развивающая работа с семьей,
имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями
Введение.
Появление ребёнка – большое и радостное событие в каждой семье. Ребёнку с нарушением интеллектуального развития, как и всем детям, необходимы любовь, забота, внимание. Эти дети нуждаются в постоянной помощи, руководстве в обучении гораздо больше, чем их здоровые сверстники. Установление взаимопонимания, тесного контакта специалиста с родителями является необходимым условием успешной психолого – педагогической работы с ребёнком.
Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, представляет собою важную и сложную проблему. Социальная адаптация ребёнка с аномальным развитием зависит т правильного родительского поведения.
Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребёнка с родителями, другими членами общества. Это значительно затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие ребёнка с интеллектуальным нарушением. Вопросами формирования адекватных видов взаимоотношений в рамках семьи занимаются различные специалисты: психологи, психотерапевты, олигофренопедагоги, логопеды и др
Проблемы отношений в семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. В общей и специальной педагогике установлено, что развитие ребёнка, его социализация начинаются с общения с близкими ему людьми. Эмоциональное общение ребёнка с матерью – это первый вид деятельности, в который он вступает в качестве субъекта обучения. Успешное развитие ребёнка с ограниченными возможностями в значительной степени зависит от правильного подхода к ребёнку в семье. Установлено, что для детей, растущих в атмосфере отчуждения, характерны повышенная аффективность, недостаточность контроля жизни, эмоциональная незрелость, антагонизм и более высокая возбуждённость. Как правило родители с трудом воспринимают диагноз, который определяют ребёнку. Хотя тяжело избежать начальной эмоциональной травмы, большинство родителей постепенно привыкают к ситуации и воспринимают ребёнка как больного. В этот период семья начинает следовать советам специалистов, строить собственные программы помощи. Однако отношение родителей к своему ребёнку остаётся деформированным, специфичным.
Особенности отношений родителей к ребёнку с нарушением интеллекта. Умственная отсталость детей действует на родителей не только в психологическом, но и в экономическом и социальном плане. Первичная реакция на диагноз – сознание «вины»: «Почему именно у меня?»
Амбвивалентность (двойственность) – второй вид реакции. При возникновении стресса появляются как позитивные, так и негативные реакции. Гнев, ярость, разочарование – нормальные проявления любви и заботы о ребёнке. Амбвивалентность проявляется при всяком новом кризисе и с трудом устраняются. Разочарование, стыд, боль – это реакции, типичные для 48% родителей детей данной категории.
Кризис девиации (отсутствие правил) – ещё одна форма реакции, появление которой зависит от идентификации состояния и стресса, который этим вызывается. Родители сталкиваются с неизвестным им явлением и ищут помощи: новой информации, новых знаний и контактов с ещё незнакомыми специалистами. Патология некоторых специфических состояний вызывают у родителей тяжелейший стресс.
Кризис хронического напряжения возникает у родителей вследствие расхождения между потребностями УО ребёнка и стилем их жизни. Ребёнок лишает родителей возможности следовать обычному укладу жизни.
Острота боли со временем притупляются, но всё же большинство родителей испытывают хронические страдания («хроническую боль»), чего специалисты, которые им должны помочь, не принимают во внимание. Некоторые родители уходят в себя, прерывают все связи со знакомыми и друзьями, другие, напротив, в поисках помощи стремятся более широким контактам.
Три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятных для развития ребёнка, которые должны сформировать у родителей специалисты:
Адекватность наиболее близких к объективной оценке психических и характерологических особенностей своего ребёнка и построение на этой основе процесса воспитания
Динамичность - как способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребёнка применительно к ситуации и условиям жизни семьи
Прогностичность – как направленность воспитательных усилий в будущее.
В специальных исследованиях (Е.А.Игнатьева) у многих детей выявлено ощущение отверженности, отгороженности в системе семейного функционирования. Установлено, что родительское зависит от степени тяжести интеллектуального нарушения. При более лёгкой степени интеллектуального нарушения отношение к нему характеризуется адекватным восприятием его особенностей, конструктивными формами поведения. При умеренных, глубоких степенях нарушений отношение взрослых принимает дисфункциональный характер, а взаимодействие отличается деструктивными формами поведения (жёсткое доминирование, попустительство).
Основные принципы коррекционно- развивающих программ, направленные на оптимизацию детско-родительских отношений.
В настоящий период развития специальной педагогики мысль о влиянии на возникновении позитивного прогноза в развитии ребёнка стала очевидной, а необходимость работы м семьёй осознаётся всё острее. Осуществляя комплексный подход, имеющим интеллектуальные нарушения, работает междисциплинарная команда специалистов – невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и др. В рамках собственной деятельности каждый специалист проводит специфическую работу с родителями. В специальной педагогике разработана комплексная коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию детско- родительских отношений. При построении программы как базовые выделены принципы:
---обязательной связи коррекционного обучения с социальным воспитанием;
---неразрывности процессов обучения и воспитания;
--- осуществления целенаправленного обучения ---с ориентацией на особенности сензитивного периода развития;
---преемственности образовательных программ;
---включение семьи в коррекционно – педагогический процесс.
Реализация таких программ взаимодействия должна проходить комплексно. Это может происходить в специальном (коррекционном) учреждении, в медико-психолого-педагогическом центре, социальном центре и т.д. Комплексность обеспечивается взаимодействием подсистем, включённых в отношения с ребёнком данной категории.
Организационные формы психолого – педагогической помощи ребёнку и его семье
Психолого-педагогический консилиум. В основное содержание деятельности входит анализ путей развития каждого ребёнка, обсуждение направлений коррекционной работы специалистов учреждения в рамках программы оптимизации, разработка оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка данной категории.
На лекционных занятиях в родительской группе, которые проводят специалисты образовательного учреждения, осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельностей, родители знакомятся с приёмами и методами работы в процессе эффективного взаимодействия с ребёнком, семинары и тренинги становятся основными способами по формированию адекватного восприятия ребёнка родителями.
Специально организованные специалистом занятия с детьми направлены на формирование навыков сотрудничества, повышения уровня сплочённости в детском коллективе. В ходе подобных занятий также уточняются и обогащаются знания детей о семье, семейных ролях, семейном функционировании.
Групповая форма работы в детско-родительском коллективе предназначена для непосредственного обучения близких взрослых педагогическим техникам взаимодействия с ребёнком, формирование навыков сотрудничества у детей с родителями, со сверстниками, другими взрослыми. Совместные занятия детей и родителей построены с использованием игр, в том числе дидактических, которые предлагаются для выполнения в паре (родитель-ребёнок), команде (2-3 диады), группе (все участники занятия). Данный вид занятий направлен на создание тёплых, позитивно-эмоциональных отношений.
Групповая форма работы с родителями служит для расширения арсенала средств педагогического и психологического воздействия на ребёнка, тренировке родителей в использовании новых приёмов воздействия.
Индивидуальное консультирование предусматривается с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании ребёнка в семье. Встречаются ситуации, когда требуется помощь семейного психолога. К таким ситуациям можно отнести часто встречающиеся случаи: прекращение занятий при некотором улучшении состояния ребёнка; лечение у народных целителей, экстрасенсов; неприятие родителями факта инвалидности ребёнка и другие.
Заключение
Эффективность внедрения таких комплексных программ по работе, связанной по оптимизацией детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребёнка с нарушениями интеллекта, может быть подтверждена проявлением позитивных изменений как в отношениях между родителями, так и в изменении поведения ребёнка. Среди них обращает на себя внимание снижение симбиотической зависимости ребёнка от матери, что позволяет установить конструктивные отношения с другими членами семьи; включение в психолого-педагогический процесс и матери, и отца; участие ребёнка в занятиях детской и детско-родительской групп приведёт к позитивным изменениям в области межличностного взаимодействия со сверстниками; сплочение родительской группы, где родители понимают проблемы своего ребёнка как личности, окажет существенное влияние на внутрисемейные отношения, отношение семьи и внешнего окружения.
Литература
Белопольская Н. Л. Некоторые вопросы психолого- педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1984.-№5.
Игнатьева Е. А. Умственная отсталость в контексте детско-родительских отношений: Материалы 6 конференции молодых учёных. –М.,1999
Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка в семье.- М.,1972.
Маллер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьёй ребёнка-инвалида // Дефектология. -1995. -№5
Семаго М. М. Основные аспекты психологического подхода при консультировании семей с детьми, имеющими отклонения в развитии: клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. –М., 1991.