Рабочая программа по учебной дисциплине Естествознание раздел Физика,социально-экономический профиль.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ
КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА И БИЗНЕСА № 79
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая
программа учебной дисциплины
ОДБ. 06 Естествознание
для обучающихся на базе основного общего образования профессии 260807.01. «Повар, кондитер»
2011

Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание для профессий начального профессионального образования социально – экономического профиля: 260807.01. Повар, кондитер
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Естествознание для профессий начального профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (16.04.2008 г.).
 Рабочая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по Естествознанию (разделы – физика, химия и биология) на базовом уровне в пределах основной образовательной программы начального профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Донской профессиональный лицей кулинарного искусства и бизнеса № 79 Ростовской области
Разработчики: Симоняк Р.И., Негодаев В.И. – преподаватели высшей квалификационной категории ГБОУ НПО ДонПЛКИиБ №79 РО
Рецензенты
Бареева Р.К. – заслуженный учитель РФ, преподаватель высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Естествознание изучается как базовый учебный предмет: при освоении профессий НПО и специальностей СПО социально-экономического профиля в учреждениях НПО – в объеме 244 часов, в т.ч. 56 ч самостоятельная внеаудиторная работа.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально-экономического профиля, Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.
Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.
В программе для социально-экономического профиля преполагается сокращенный, но достаточно традиционный перечень дидактических единиц.
При организации учебной деятельности обучающихся учреждений НПО повышенное внимание уделяется изучению разделов «Неорганические соединения», «Органические соединения», тем, относящихся к общей биологии: клетка, ДНК – носитель наследственной информации, уровни организации живой природы, эволюция, раскрывающих влияние экологических факторов на развитие растений и животных. При этом увеличено количество лабораторных работ, опытов, время на их проведение.
В тематическом плане предусмотрен резерв учебного времени, предоставляющий возможность преподавателям включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.
Программа учебной дисциплины «Естествознание» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных работ, экскурсий, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Науки о природе, их роль в познании окружающего мира и развитии цивилизации. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование явлений и объектов природы. Естественно-научная картина мира и ее важнейшие составляющие. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики.
ФИЗИКА
1. Механика
Механическое движение. Относительность механического движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание*.
Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Практические задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных сооружений).
Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Демонстрации
Относительность механического движения.
Виды механического движения.
Инертность тел.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Невесомость.
Реактивное движение, модель ракеты.
Изменение энергии при совершении работы.
Свободные и вынужденные колебания.
Образование и распространение волн.
Колеблющееся тело как источник звука.
Лабораторные работы
Исследование зависимости силы трения от веса тела.
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
2. Молекулярная физика. Термодинамика
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.
Демонстрации
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
3. Электродинамика
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.
Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор и переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения.
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы.
Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине.
Демонстрации
Электризация тел.
Взаимодействие заряженных тел.
Нагревание проводников с током.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Работа электродвигателя.
Явление электромагнитной индукции.
Работа электрогенератора.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Разложение белого света в спектр.
Интерференция и дифракция света.
Отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Лабораторные работы
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.
Изучение интерференции и дифракции света.
4. Строение атома и квантовая физика
Волновые и корпускулярные свойства света. Фотоэффект. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии.
Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества.
Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Демонстрации
Фотоэффект.
Фотоэлемент.
Излучение лазера.
Линейчатые спектры различных веществ.
Счетчик ионизирующих излучений.
5. Эволюция Вселенной
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
Образование планетных систем. Солнечная система. Возникновение химических элементов и синтез веществ на звездах и планетах.
Демонстрации
Эффект Доплера на звуке или поверхностных волнах.
Движение планет в Солнечной системе.
ХИМИЯ
6. Химические свойства и превращения веществ
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связь между строением электронной оболочки атома и химическими свойствами элемента.
Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллические решетки веществ с различными видами химической связи.
Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие.
Демонстрации
Химические реакции с выделением теплоты.
Вещества с различными типами кристаллической решетки.
Обратимость химических реакций.
Лабораторные опыты
Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов).
7. Неорганические соединения
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора (6).
Металлы. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные реакции (6).
Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода (2).
Демонстрации
Восстановительные свойства металлов.
Химические свойства соединений металлов.
Лабораторные опыты
Реакции обмена в водных растворах электролитов.
Определение рН раствора солей.
Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей.
8. Органические соединения
Многообразие органических соединений. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия: структурная, пространственная. Классификация органических соединений.
Углеводороды, их строение и характерные химические свойства. Метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь – природные источники углеводородов.
Спирты, их строение и характерные химические свойства. Этиловый спирт. Глицерин. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Моющие и чистящие средства. Токсичные вещества. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Демонстрации
Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.
Реакция получения уксусно-этилового эфира.
Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты
Качественная реакция на глицерин.
Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).
Обратимая и необратимая денатурация белков.
БИОЛОГИЯ
9. Клеточное строение организмов
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория строения организмов. Роль в клетке неорганических и органических веществ. Строение клетки: основные органоиды и их функции. Метаболизм, роль ферментов в нем.
Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Матричное воспроизводство белков.
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Одноклеточные и многоклеточные растительные и животные организмы. Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний.
Размножение организмов, его формы и значение. Гаметы и их строение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез).
Демонстрации
Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Объемные модели молекул белка и ДНК.
Наблюдение митоза в клетках растений.
Лабораторные работы
Строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом.
Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений.
10. Наследственность и изменчивость
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом (на примере наследования у человека). Хромосомная теория наследственности и теория гена.
Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Причины наследственных изменений. Мутагены и мутации. Влияние мутагенов на организм человека и оценка последствий их влияния. Значение генетики для медицины.
Биотехнологии. Генная, клеточная инженерия. Клонирование. Оценка этических и правовых аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Лабораторная работа
Изучение изменчивости: построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
11. Многообразие и эволюция органического мира
Система органического мира и ее основные систематические категории (классификация). Вид, его критерии. Проблема реального существования видов в природе.
Популяция – структурная единица эволюции. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина. Предпосылки и движущие силы эволюции (борьба за существование и естественный отбор). Результат эволюции: адаптация, видообразование, многообразие органического мира, вымирание. Искусственный отбор, селекция.
Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез происхождения жизни. Происхождение и эволюция человека.
Демонстрации и экскурсии
Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных.
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения.
Лабораторная работа
Изучение способов адаптации организмов к среде обитания.
12. Надорганизменные системы
Экологические факторы. Приспособление организмов к влиянию различных экологических факторов.
Экосистема, ее основные составляющие. Характеристика видовой и пространственной структуры экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Искусственная экосистема – агробиоценоз.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, живом веществе и его функциях в биосфере. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы.
Демонстрации и экскурсии
Наблюдения, иллюстрирующие влияние экологических факторов на развитие растений и животных.
Взаимосвязи в природных экосистемах (лес, луг, водоем).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем Количество
часов
244
Введение 3
ФИЗИКА 118
1. Механика 2. Молекулярная физика. Термодинамика 3. Электродинамика 4. Строение атома и квантовая физика 5. Эволюция Вселенной В т.ч самостоятельная работа 27
ХИМИЯ 6. Химические свойства и превращения веществ 7. Неорганические соединения 8. Органические соединения В т.ч самостоятельная работа 15
БИОЛОГИЯ 9. Клеточное строение организмов 10. Наследственность и изменчивость 11. Многообразие и эволюция органического мира 12. Надорганизменные системы В т.ч самостоятельная работа 14
Резерв учебного времени 4
Всего: 244

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ГОУ НПО Донской профессиональный лицей кулинарного искусства и бизнеса №79 Ростовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
раздел «ФИЗИКА»
для профессии начального профессионального
образования 260807.01 «Повар,кондитер»
Ростов-на-Дону
2011г




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Естествознание»,раздел «ФИЗИКА» предназначена для изучения естествознания в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих .
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Естествознание изучается как базовый учебный предмет: при освоении профессий НПО социально-экономического профиля в учреждениях НПО – в объеме 195 часов, в том числе раздел «ФИЗИКА» в объеме 91 часа.
Программа раздела «ФИЗИКА» ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально-экономического профиля.
Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.
Важное место в программе раздела «ФИЗИКА» занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, а также вопросы экологии и космологии.
Социально-экономический профиль
(учреждения начального профессионального образования)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Естествознание»
раздел «Физика»
Введение
Науки о природе, их роль в познании окружающего мира и развитии цивилизации. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование явлений и объектов природы. Естественно-научная картина мира и ее важнейшие составляющие. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики.
1. Механика
Механическое движение. Относительность механического движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание*.
Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Практические задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных сооружений).
Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Демонстрации
Относительность механического движения.
Виды механического движения.
Инертность тел.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Невесомость.
Реактивное движение, модель ракеты.
Изменение энергии при совершении работы.
Свободные и вынужденные колебания.
Образование и распространение волн.
Колеблющееся тело как источник звука.
Лабораторные работы
1.Исследование зависимости силы трения от веса тела.
2.Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
2. Молекулярная физика. Термодинамика
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.
Демонстрации
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
3. Электродинамика
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.
Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор и переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения.
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы.
Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине.
Демонстрации
Электризация тел.
Взаимодействие заряженных тел.
Нагревание проводников с током.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Работа электродвигателя.
Явление электромагнитной индукции.
Работа электрогенератора.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Разложение белого света в спектр.
Интерференция и дифракция света.
Отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Лабораторные работы
2.Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.
3.Изучение интерференции и дифракции света.
4. Строение атома и квантовая физика
Волновые и корпускулярные свойства света. Фотоэффект. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии.
Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества.
Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Демонстрации
Фотоэффект.
Фотоэлемент.
Излучение лазера.
Линейчатые спектры различных веществ.
Счетчик ионизирующих излучений.
5. Эволюция Вселенной
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
Образование планетных систем. Солнечная система. Возникновение химических элементов и синтез веществ на звездах и планетах.
Демонстрации
Эффект Доплера на звуке или поверхностных волнах.
Движение планет в Солнечной системе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ФИЗИКЕ
Наименование разделов и тем Количество
часов
Введение 1
ФИЗИКА 1. Механика 22
2. Молекулярная физика. Термодинамика 19
3. Электродинамика 27
4. Строение атома и квантовая физика 14
5. Эволюция Вселенной 8
Итого =SUM(ABOVE) 91
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание»
по разделу «ФИЗИКА» обучающийся должен:
знать/понимать
смысл понятий: естественно-научный метод познания, дискретность материи, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика,
вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
уметь
приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, , превращения энергии и вероятностный характер процессов в неживой природе,
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, охраны окружающей среды;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
энергосбережения;
осознанных личных действий по охране окружающей среды.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Перышкин А.В. Физика. 7, 8, кл. – М., 2001.
Физика. 7, 8 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2002–2003.
Физика и астрономия. 9 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2000.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей.М 2010 «Академия»
Для преподавателей
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………........................
Примерное содержание учебной дисциплины ………............................
Введение…………………………………………………………...................
Физика……………………………………………………………...................
Примерный тематический план ……………………………….....................
Требования к результатам обучения …………………............................
Рекомендуемая литература………………………………………………..