КСП урока русского языка Синтаксический разбор предложения для 9 класса
Проверила зам директора: Акбарова Г Т учитель Ерлибекова Б Ж .2015 9 а,э,б классы
Тема урока : Синтаксический разбор предложения
Цели урока: Закрепить умение определять границы главного и придаточного предложений; Определять тип придаточного ;Составлять графически схемы ;Научить расставлять знаки препинания на границе главного и придаточного предложений.
Оборудование: Схемы расстановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении (должны быть в наличии у каждого ученика);Конверты с раздаточным материалом; тексты для работы на нем; Тесты по количеству учащихся класса.
Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организация внимания уч-ся
(2мин.) Привлечь внимание уч-ся на начало урока. Приветствует уч-ся
Проверяет готовность рабочих мест.
Создаёт положительный эмоциональный фон. Готовят рабочие места к уроку.
Приветствуют учителя.
2. . Мотивация
(5 мин) Убедить детей внеобходимости совершенствовать пунктуационные навыки как необходимое условие успешности и характеристики современного молодого человека
Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. . Устная синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся строят схемы предложений, называют союзы, определяют вид придаточного:
Маргарита получила ответ, что Наташа полетела на своем борове вперед. [:], (что :) - спп с придаточным определительным.
Он носил темные очки, фуфайку и, когда садился на извозчика, приказывал поднимать верх. [:, (когда:), :] - спп с придаточным обстоятельственным.
Я вспомнила, как отец рассказывал о своих путешествиях. [:], (как :) - спп с придаточным изъяснительным.
И вели они себя привольно, будто летом в парке. [:], (будто :) - спп с придаточным обстоятельственным.
Если он в ближайшее время не расскажет о случившемся, я умру от любопытства. (если :), [:] - спп с придаточным обстоятельственным.
Любовь - это такая книжка, которую всякий сам сочиняет. [:], (которую:) - спп с придаточным определительным. Заслушивают отрывки, фиксируя своё внимание на нарушении синтаксических норм.
Отвечают на поставленный вопрос
Восстановление слепой схемы” (работа в парах).(Схема записана на доске.)
Обсудят в парах восстановленную схему. Озвучивают полученные результаты.
Приходят к выводу, что необходимо уметь правильно излагать свои мысли , а для этого надо уметь правильно строить предложения.
3. Актуализация
знаний
(15 мин.) Повторить признаки простого сложносочинённого и сложноподчинённого предложений 2. Пунктуационная разминка. Групповая работа.
Даются задания 3 группам:
I группа - учащиеся по 2 человека работают на доске меняясь местами, под контролем учителя - расставляют знаки препинания.
II группа - 1 ученик работает на доске, остальные в тетради. Они должны графически на доске построить схемы, показать грамматические основы, расставить знаки препинания.
III группа - 1 ученик работает на второй доске, остальные в тетрадях - постротить схемы и распределить предложения по трём основным схемам:
(союз или союзное слово :), [ : ].[ : ], ( союз или союзное слово :).[ :, ( союз или союзное слово :), :].Работают в тетрадях. Ученики не исправляют ошибки, а задают вопросы, связанные с построением предложений, наличием и строением грамматических основ, местом нахождения союза или союзного слова. Вопросы могут касаться мест, где есть ошибки, а могут быть заданы лишь с целью выяснения логики рассуждения. Ученики, работавшие у доски, должны, отвечая на вопросы, либо убедиться в своей правоте, либо найти свою ошибку
Когда я вышел было уже светло.
Здесь где море плещется о камни я тебя когда-то повстречал.
Подростки рисуют в своём уме картины которые в большинстве своём далеки от истины.
Аркадий николаевич редко показывался дома потому что обедал в английском клубе и не любил долгих и утомительных семейных разговоров.
Если пристально вглядеться в снежинку можно увидеть ее тончайшее кристаллическое строение.
Иван без всякого испуга приподнялся увидел что на балконе находиться мужчина и сел опершись на подушку.
4. Постановка цели урока
(5 мин) Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Задает вопрос:
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Записывают тему урока. Синтаксический разбор предложения
5. Формирование новых знаний
(18 мин.) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ СПП НА СЛУХ.
Нет предела силы человечьей, если эта сила – коллектив. (В. Маяковский). (СПП с придаточным условия).
Хотя у совести нет зубов, она может загрызть насмерть. (пословица) (СПП с придаточным уступки).
Кто Родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (СПП с придаточным местоименно-определ.).
Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше. (А. Толстой) (СПП с придаточным сравнения) Пересказывают текст(теоретический материал) напарнику и задают свои вопросы.
Производят синтаксический разбор
6. Рефлексия деятельности
(2 мин.) Сформировать личную ответственность за результаты деятельности 11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.
- В чем же сходство и различие СПП и ССП?
- Какие трудности испытывали при изучении этих тем ?ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК УЧАЩИМСЯ ЗА УРОК. Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
7.Домашне задание
(1 мин.) Предложить домашнее задание разного уровня сложности.
. Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.
ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Подготовиться к контрольной работе (повторить правила о СПП и ССП И БСП)
Написать Составить Диаграмму Венна
Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю.