Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме Синтаксический разбор предложения(закрепление)


Урок русского языка в 5б классе.
Учитель русского языка и литературы: Сафонова Светлана Леонидовна.
Тема: «Синтаксический разбор предложения».
Тип урока: урок обобщения и закрепления ранее изученного материала.
Форма работы на уроке: работа в группах, парах, индивидуальная работа
Цели урока:
Обучающие: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Синтаксис». Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
Воспитывающие: прививать любовь к родному языку, родной стране, формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
-учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения поставленной задачи;
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету, школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Познавательные:-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Коммуникативные:-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач
Методы контроля:
Устный
Письменный
Самоконтроль
Оборудование:
рабочие тетради;
компьютер, мультимедийный проектор;
презентация урока;
карточки с заданием
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать план синтаксического разбора и порядок характеристики предложения;
- знать словарные слова, представленные в теме;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
-правильно определять морфемный состав слова
Метапредметные:
- соблюдать на практике изученные орфографические правила;
- уметь употреблять в речи теоретические сведения;
- строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения;
Личностные:
- пополнить словарный запас для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения
- учиться анализировать свою работу и объективно оценивать её
Коммуникативные:
- Работать в группе
- Прислушиваться к мнению учителя и товарищей
 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)Физминутка5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 
Здравствуйте! Садитесь!
Сегодня наша задача состоит в том, чтобы хорошо поработать и получить, во первых, прочные знания и, во вторых, отличные оценки. А для этого нам надо хорошо потрудиться, а эпиграфом к нашему уроку взяла известную пословицу «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Почему именно эту пословицу я выбрала?
Начнем ловить нашу рыбку в реке знаний?
Посмотрите на тему урока и сформулируйте цель. Научиться выполнять синтаксический разбор предложения. А зачем нам надо научить выполнять этот вид разбора? Для чего он может пригодиться? Находить члены предложения, видеть, какое перед нами предложение, определять его вид. Это нужно для сдачи экзамена.
Правильно! Итак, начнем!
Сегодня индивидуальную работу по карточке выполняют Алена Торопынина и Прокопьев Андрей.
У доски по карточкам работают 2 человека (выполняют задания на повторение)
Индивидуальные карточки получают на повторение безударной гласной и ь в словах ...
Все остальные работают вместе с …., пишем словарные слова. Называете слово…
Запишите слова: Москва, Россия, столица.
Проверяет… Какую оценку заработали ребята?
Проверим работу ребят у доски …..
Составьте простое предложение с любым из словарных слов.
Составьте предложение, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Москва – столица России.
Разберем это предложение синтаксически! ….
Повторим план разбора предложения. Откройте учебник на стр.
Характеристику предложения даст…
Какой праздник мы будем отмечать на каникулах? Правильно, День Единства. А почему его так назвали? Что нас всех объединяет?
Запишем и разберем новое предложение….
Мы граждане дружной России!
ФизминуткаПродолжаем работу
Сравните два предложения Что общего и в чем различие между ними?
Проанализируйте и скажите, а в этом предложении нужно поставить тире или нет? Почему? Когда мы должны поставить тире между подлежащим и сказуемым?
На повторение: записать на новую строчку слово дружной для разбора по составу, запишите рядом однокоренные слова друзья дружба. Обратите внимание на разные согласные в корне. Как называется такое явление? Чередование согласных.
Следующее предложение запишет….
В нашей стране проживают русские, татары, башкиры, украинцы, армяне.
Какие орфограммы в слове проживают?
Докажите, что слово русские надо писать с двумя сс.
Чем это предложение отличается от других?
Оно осложнено однородными членами.
Задание по группам. Внимание на экран!
В какой стране ты живешь?
Ребята, любите свою Родину!
Проанализируйте данные предложения и соотнесите их с характеристиками.
Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, распространенное, осложнено обращением.
Вопросительное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено.
Докажите свою точку зрения! Начните со слов «Мы считаем…»
А сейчас небольшая проверочная работа в парах. Ваша оценка будет зависеть от того, как дружно и слажено вы будите работать вместе с товарищем. Каждая пара получает карточку с предложением, которое необходимо разобрать синтаксически и дать ему характеристику. Запишите свои фамилии и начинайте работать.
Домашнее задание: Подобрать два предложения с разными характеристиками. Записать их в тетрадь. Открыли дневники, записываем задание.
Рефлексия: Какие понятия на уроке мы повторили, назовите слова, которые вам запомнились?
У вас на партах смайлики. Нарисуйте свое настроение от урока вашему смайлику. Поднимите их. Вы сегодня молодцы!
Подведение итогов
И в заключении скажите: мы достигли цели урока- научиться выполнять синтаксический разбор и характеризовать предложение?
Оценки по карточкам я назову на следующем уроке.
Спасибо всем за урок!