Конспект занятие по коррекционному курсу Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Развитие двигательной сферы у обучающихся 3 класса
специальной (коррекционной) школы VIII вида

Цель: развитие общей моторики обучающихся.

Задачи:
I Образовательные
1. Закреплять умение ориентироваться, используя пространственные характеристики:
- относительно своего тела;
- относительно воображаемого пространства;
- на листе бумаги
2. Формирование навыков произвольности в движениях и их координации.

II Коррекционно-развивающие
Развитие крупной и мелкой моторики;
Развитие координации движений рук;
Развитие слухового внимания и восприятия.
Развитие навыков выразительных движений и элементов расслабления.

III Воспитательные
Воспитывать навыки межличностного толерантного взаимодействия.
Воспитывать чувство взаимовыручки, самостоятельность.
Воспитывать интерес к занятиям, аккуратность при выполнении заданий.


Оборудование:

1
Мячи резиновые массажные

2
Кусочки ваты

3
6 планшетов

4
6 фломастеров

5
6 листов бумаги формата А4

6
Магнитофон

7
Аудиокассета «Малыш в лесу». Волшебные голоса природы.






















ХОД ЗАНЯТИЯ

Методические комментарии


I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ


Дети входят в сенсорную комнату, встают в круг.
Ритуал приветствия.
Пед.: Ребята, мы с вами пришли на занятие в сенсорную комнату. Давайте вначале поздороваемся. Для этого мы будем передавать друг другу мяч, смотреть друг на друга и обращаться друг к другу по имени, например: «Здравствуй, Коля!» и т.д.

Создание положительного настроя

Пед.: сейчас я каждому из вас раздам по мячу. Возьмите его в правую руку.
(Пед.раздает мяч, обращая внимание на качество мяча «мяч он какой? круглый, резиновый, мягкий, колючий, большой-маленький, легкий-тяжелый) и т.п.)

1.Упражнение с мячами. Дети катают мяч на правой руке. По одному хлопку – переворачивают его на другую руку; два хлопка – катают между ладонями.

Пед.: А теперь повернулись направо и катаем мячик по спине соседа справа, повернулись налево и катаем мячик по спине соседа слева.

Ориентирование в схеме собственного тела.
Развитие словарного запаса



Развитие моторики; координации движений рук;
развитие слухового внимания;
развитие пространственной ориентировки.


II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Пед.: Я предлагаю вам отправиться на прогулку в волшебный лес. В лесу нам будут встречаться различные препятствия. Для того, чтобы их преодолеть нам нужно быть ловкими, сильными, внимательными, уметь хорошо ориентироваться. Давайте потренируемся.

2. Игра «Поезд». Дети выстраиваются друг за другом. Кладут руки на плечи впереди стоящим детям. Первый ребенок – паровоз. Его задача – хлопать в ладоши. По хлопку дети поднимают руки вверх: хлопок – правая рука верх; хлопок – левая рука вверх; хлопок – опустили левую руку на плечо товарища; хлопок – опустили правую руку на плечо товарища. (Игра проводится при наглядном показе педагога)







Развитие пространственной ориентировки; ориентирование в схеме собственного тела; развитие внимания

Пед. Дорога в волшебный лес непростая
3. Дети проходят по оборудованию сенсорной комнаты:
- ребристая дорожка;
- сенсорная дорожка;
- доска равновесия;
- горка;
- сухой бассейн;
- туннель;
- дорожка со ступнями.
Все действия детей сопровождаются инструкцией педагога.



Развитие двигательных навыков.










Пед.: Вот мы и вышли с вами на берег озера. Нам надо перебраться на другую сторону на волшебную поляну. А перебраться можно с помощью лодочки.

Релаксационное упражнение «Лодочка»
Пед.: Представьте, что мы с вами сели в лодочку. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу, руки вдоль туловища. Качнуло лодочку, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Стало лодочку качать!
Ногу к лодочке прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратить внимание детей на напряженные и расслабленные мышцы ног.





Расслабление мышц рук, ног, корпуса.


Пед.: Вот мы и перебрались с вами на волшебную поляну. Давайте присядем и отдохнем.
Упражнение на закрепление сенсорных эталонов
(В качестве поляны – мягкий мат «Путаница», к которому на липучку прикрепляются круги с изображением геометрических форм.)
Педагог раздает «пенечки» (круги с изображением геометрических форм), затем спрашивает какого цвета «пенек» и какая геометрическая форма на нем изображена.

Упражнение на ориентировку относительно другого человека
Пед.: Садиться вы будете по очереди.
- в центре сядет(имя ребенка);
- справа от (имя ребенка) сядет (имя ребенка);
- слева от(имя ребенка) сядет (имя ребенка);
- сзади (имя ребенка) за (имя ребенка) сядет (имя ребенка);
- впереди (имя ребенка) сядет (имя ребенка);
- между (тем-то и тем-то) сядет (имя ребенка).(далее можно спросить этого ребенка с какой стороны относительно этих двоих детей он сидит.)





Закрепление сенсорных эталонов цвета и формы








Закреплять умение ориентироваться, используя пространственные характеристики : в центре, справа, слева, впереди, сзади, между.




7.Упражнение «Рисуем фигуры на листе бумаги»
После того, как дети разместились, педагог раздает планшеты, фломастеры и листы бумаги.
По инструкции педагога дети рисуют геометрические фигуры.




Пед.:
- справа вверху (в правом верхнем углу листа) нарисуйте
- слева вверху (в левом верхнем углу листа) нарисуйте
- справа внизу ( в правом нижнем углу листа) нарисуйте
- слева внизу ( в левом нижнем углу листа) нарисуйте
- в центре (в середине листа) поставьте точку
Затем педагог предлагает детям проверить правильность выполнения задания, раздает образцы с правильно выполненным заданием.









Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги используя пространственные характеристики: вверху справа, вверху слева, внизу справа, внизу слева, в центре.


Развитие навыка самоконтроля.

Педагог собирает «пенечки» и предлагает детям лечь на спину.
Пед.: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но пока не все умеют расслабляться, отдыхать. Ребята, мы же с вами в волшебном лесу, лягте на спинку и отдохните, расслабьтесь, послушайте пение птиц в лесу, звуки музыки.
ВКЛЮЧАЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
8.Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»
Дети лежат на спине. Педагог раздает каждому по кусочку ваты.
Пед.: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть: на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Вот он забрался к тебе на шею. Он – не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты подружись с ним. – Пауза- Открыли глазки. Медленно сели, затем встали















Расслабление; снятие напряжения


III ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Дети стоят в кругу.
Пед. Ребята, а что вам на занятии понравилось и запомнилось больше всего? что было интересно? Что было легче всего? Что было трудно? (Спросить каждого ребенка)
Затем педагог еще раз спрашивает каждого ребенка с какой стороны относительно другого человека он стоит.
Ритуал прощания .
Дети стоят в кругу. По кругу дают вначале правую руку, затем – левую руку. Произносят все вместе, вслух.
Пожелаем всем успеха,
много радости и смеха!

Рефлексия занятия.



Закрепление материала.



Закрепление положительных эмоций


15