Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 1-4 классов специальной общеобразовательной школы- интернат
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УРЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано»
Руководитель МО
_______О.П.Соловьёва
Протокол № 1 от
«31» августа 2015г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________Т.В.Коротина
« 31 » августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ УСКОШ-И VIIIвида ________Н.В.Шагина
Приказ № 94 от
«31 »августа 2015 г.
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов
для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида.
Автор-составитель: педагог- психолог
МКОУ УС КОШ - и 8 вида.
Горбатенко Людмила Николаевна
Урень, 2015
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
-региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
- учебный план МКОУ Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: « Просвещение», 2013.
Настоящая программа разработана в связи с включением данного предмета.
Она составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.:– Л. С. Сековец, С. А. Венералова, В. И. Гайнитдинова), НИРО, 2005г, Издательство «АвтосинтезНН» 2005.
Данный курс интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы. Психомоторика – совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, а также «живые» движения человека, составляющее некое единство с мышечным чувством.
Психомоторика имеет определённую специализацию, а именно:
- произвольные моторные процессы: движения, действия, поступки;
- сенсорные процессы, решающие задачи отражения и регуляции предметных свойств в окружающей действительности.
Развитие моторной системы у обучающихся, воспитанников тесно связано с развитием сенсорного опыта. Сенсорные системы (визуальная, слуховая, вестибулярная, соматическая) и двигательную функцию, необходимо рассматривать как единое целое.
Сенсомоторная сфера лежит в основе развития познавательный функций, восприятия поступающей информации и накопления социоэмоционального опыта. Поэтому сенсомоторная сфера является важнейшим механизмом, с помощью которого человек входит в окружающую среду, взаимодействует с ней и становится частью её.
Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из существенных при решении задач социально-трудовой адаптации их в специальной (коррекционной) школе и формировании жизненной компетентности.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся, воспитанников создаёт предпосылку для более полноценного участия их в овладении школьной программой и социальной адаптации в целом.
Курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" наиболее востребован в начальной школе, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.
Целью программы - является расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции обучающихся, воспитанников через обогащение и развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Создание оптимальных условий для развития сенсомоторных процессов; обогащение сенсорного опыта с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, воспитанников.
2. Совершенствование общей и ручной моторики.
3. Коррекция психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), обеспечивающих детям успешность всех компонентов учебно-познавательной деятельности.
4. Развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через двигательную, социоэмоциональную, познавательную и волевую сферы.
Данный курс осуществляется с детьми начальных классов (1-4) и рассчитан на 68 часов, по 2 часа в неделю в каждом классе. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени на подгруппу или на одного обучающегося при проведении индивидуальных занятий.
ОБЩАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОМОТОРИКЕ
1.РАЗМИНКА:
Цели:
Создание положительного, рабочего настроя в группе.
Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
В этой части занятия используются:упражнения на моторику,сохранение зрения,дыхательные упражнения,стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: РАБОТА ПО ТЕМЕ.
”Развитие сенсорных процессов и психомоторики.”
Цели: Коррекция сенсорных процессов и психомоторики.
1) Работа по теме (Тематические игры и упражнения):
Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и особенностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия).
Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки)
Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям (Упражнения, содержащие равные по времени вдох-задержка-выдох-задержка)
Соединение дыхания и движения для концентрации внимания.
Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации.
Работа с локальными мышечными движениями (Упражнения по обучению ребёнка перекатыванию головы, работа с плечевыми суставами, упражнения для ног: повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия).
Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора.
Работа с телесными патологическими установками (Челюсть рта, губы, язык, зрение).
Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умению ориентироваться в пространстве.
Упражнения на развитие формы, цвета, величины.
2) Физкультминутка
3) Работа в тетради, ИЗО-деятельность.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Цели: 1. Проверка полученных знаний и навыков.2. Закрепление положительных эмоций от работы.3. Подведение итогов занятия.
Численность группы не более 5-6 человек. Коррекционно-развивающая работа по реализации программы строится на основе диагностики (комплектование подгрупп для занятий с учётом структуры дефекта, уровня психомоторного и сенсорного развития; контроль над усвоением программы обучающимися. воспитанниками осуществляется на основе динамического наблюдения и исследования уровня развития основных параметров программного материала).
Коррекционно-развивающая работа предусматривает также систему тренинговых и игровых занятий, составной частью которых являются дидактические игры и упражнения для комплексного сенсомоторного развития обучающихся, воспитанников начальных классов.
Программа носит модульных характер (инвариантная и вариативная части).
Инвариантная часть предусматривает темы, направленные на развитие и коррекцию психических процессов, формирование адекватной самооценки, положительной восприятие себя и других, развитие произвольности в социально-эмоциональной сфере.
Вариативная часть программы предполагает подбор индивидуально-дифференцированных заданий с учётом психофизических возможностей обучающихся, воспитанников, разработку индивидуального образовательного маршрута для формирования базовых компонентов психомоторного и сенсорного опыта обучающихся, воспитанников.
Структура содержания программы представлена 4-мя блоками:
- двигательная сфера;
- сенсорная сфера;
- коррекция психических процессов;
- социально-эмоциональное развитие.
Структура содержания программы:
-коррекционная направленность - предусматривает преодоление недостатков психофизического развития учащихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования,
-индивидуально-дифференцированный подход - обеспечивает реализацию программы с учётом особенностей учащихся в процессе коррекционно-развивающей работы,
-принцип комплексного подхода – способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно-отсталого школьника в целом,
-преемственность - обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащихся.
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2 раза в год), а так же в «Дневники наблюдений». В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).
Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсомоторных процессов у детей.
Оценка состояния общей моторики( диагностические задания Н. И. Озерского, М. О. Гуревича)
Методика оценки статистического равновесия. Сохранить равновесие в течении не менее 10 сек в позе «аиста»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Методика « Изобрази животное». Цель: выявление особенностей крупной моторики, умение выразительно передавать образы в движении, мимике, пантомимике.
Оценка результатов:
4 балла- легко справляется с заданием, укладывается во времени. Движения свободные и непринужденные, продуктивные, целенаправленные. Легкое переключение и смена позы в соответствие заданием. Мимика живая, выразительная. Взгляд прямой, открытый, заинтересованный;
3 балла- незначительные затруднения в выполнении задания;
2 балла- испытывает затруднения в выполнении задания. Движения недостаточно координированные. Снижена целенаправленность движений. Мимика мало выразительна. Взгляд не заинтересованный;
1 балл- значительные затруднения в выполнении задания. Движения бесцельные, непродуктивные, наблюдается их обилие или заторможенность, напряженность, инертность, импульсивность. Переключение и смена позы в соответствии с заданием - малодоступны. Мимика вялая или гримасничанье. Взгляд малоосмысленный. Могут наблюдаться физические дефекты (подрагивание, хромота, нарушение координации движений).
0 баллов- с задание не справляется.
Оценка тонкой моторики рук.
«Зашнуруй» Цель: выявление особенностей мелкой моторики, определение уровня развития зрительно-моторной координации.
Ребенка просят зашнуровать, как на образце.
Оценивается соответствие образцу.
Координация движений обеих рук. « кулак – ладонь» : руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Задания оцениваются по пятибалльной системе.
4 баллов – точное и правильное воспроизведение образца, зрительный контроль достаточный;
3 балла- незначительные затруднения при выполнении задания;
2 балла – испытывает затруднения в выполнении задания, незначительные искажения.
1 балл – задание принимает, но не может воспроизвести образец;
0 баллов – задание не принимает.
Исследование ориентировки в пространстве и времени.
Беседа. Задаются вопросы:
Назови части суток?
Какое сейчас время суток?
Перечисли времена года?
Перечисли дни недели?
Что находится справа от тебя, слева от тебя?
Где находятся предметы по отношению к тебе? и т. д.
Оценка результатов:
5 баллов – все ответы правильные, самостоятельно отвечает на все вопросы;
4 балла – ответы с ошибками. Но ошибки исправляются самостоятельно;
3 балла – отвечает с помощью взрослого;
2 балла – отвечает с активной помощью взрослого;
1 балл – задание не выполняется.
Исследование зрительного и слухового восприятия.
Подбор по образцу и название цветов. Инструкция: покажи все красные, синие, желтые фигуры. При затруднении другая инструкция: покажи все фигуры такого же цвета (указать одного из цветов).
Подбор по образцу геометрических фигур. Инструкция: покажи все квадраты, треугольники, круги. При затруднении: покажи только такие фигуры (указать на квадрат, треугольник, круг).
Узнавание контурных изображений(4-5).
Узнавание реалистических изображений (10 изображений).
Узнавание перечеркнутых изображений.
Различение ритмических изображений.
Ритмы задаются по следующей схеме. (по 2 раза, по 3 раза, по 2 сильно, по 3 раза слабо и т. д.) Инструкция: послушай, и скажи сколько раз я стучу. Сколько слабых ударов, сколько сильных.
Оценка результатов.
5 баллов – задание выполняется правильно и самостоятельно.
4 балла – испытывает незначительные затруднения в процессе выполнения задания.
3 балла – самостоятельно справляется только с легкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приемам после подсказки, но и тогда делает ошибки.
2 балла – задание выполняется с ошибками при оказании помощи.
1 балл – не справляется с заданием.
Исследование концентрации и объема внимания.
Концентрация внимания – это степень сосредоточения внимания, направленное на какой – либо один объект или вид деятельности.
Тест переплетенных линий (методика Мак-Керри).
Ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Нужно проследить по порядку все линии глазами без помощи рук и найти конец каждой линии. Вслух назвать номер начала и конца каждой линии. На все задание отводиться не более 4 минут. Инструкция: сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить глазами от начала до конца каждую линию. Найти ее начало и конец.
Нормативы.
Высокая концентрация внимания – равномерный темп внимания, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок. ( время 1 минута 20 секунд именее).
Средняя концентрация – без ошибок. Время в пределах 1.5-2 минуты ( или 1-2 ошибки, но быстрее темп).
Низкая концентрация – 3 и более ошибок за то же время.
Очень низкая – большое число ошибок.
Оценка результатов:
5 баллов – выделил все объекты – очень высокая
4 балла – выделил 7-8 объектов – высокий
3 балла – выделил 6-5 объектов – средний
2 балла – выделил 4-3 объекта – низкий
1 балл – выделил менее 3 объектов – очень низкий.
Объем внимания – это количество объектов воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью.
Методика «Запомни и расставь точки».
Ребенок работает по инструкции с восемью малыми квадратами на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Последовательно сверху вниз показывается (1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанеси их на пустую карточку за 15 секунд. Оборудование. Набор карточек из 8 малых квадратов сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Инструкция. Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду показывать одну за другой карточки, на которых нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках.
Оценка результатов:
5 баллов – 6 и более – очень высокий объем внимания
4 балла – 5 – высокий
3 балла – 4 – средний
2 балла – 3 – низкий
1 балл – 2 и менее – очень низкий.
Определение особенностей внимания.
Ребенок работает по инструкции с односюжетными картинками, различающимися отдельными деталями. Инструкция: Посмотри на рисунки, назови все признаки, по которым отличается один рисунок от другого.
Оценка результата:
5 баллов – за 1 – 1.5 мин, 15 отличий, ошибок нет
4 балла – за 1.5-2 мин, 14-15 отличий, 1-2 ошибки
3 балла – за 2-2.5 мин. 12-14 отличий, 3 ошибки
2 балла – за 3-3.5 мин. 8-6 отличий, 7-5 ошибок
1 балл – за 3.5-4 мин. Менее 6 отличий, более 7 ошибок.
Исследование памяти.
Методика опосредованного запоминания — методика А.Н. Леонтьева.
Оборудование: 5 слов: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.
16 картинок : столовый прибор, школьная доска, булочная, расчестка, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.
Инструкция: Сейчас будем запоминать слова. Я буду говорить тебе слово, ты, чтобы лучше его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь из карточек, но такую, которая поможет тебе вспомнить это слово. Слова, которые я буду говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово.
На выбор карточки отводится 1 минута.
5 баллов- находит карточки без помощи по истечении 1 минуты или быстрее.
4 балла- находит карточки, но с затруднением.
3 балла – требуется помощь
2 балла – требуется повторная помощь,
баллов – не понимает инструкцию.
« 10 слов»- определение уровня слуховой механической памяти.
Оборудование: слова: дом, лес, ком, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол.
Инструкция: Сейчас я прочту десять слов. Слушать нужно внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Дается 4 попытки.
5 баллов- 10 слов,
4 балла – 8-9 слов,
3 балла – 6-7 слов,
2 балла – 4-5 слов,
1 балл – 1-2 слова.
«25 картинок» ( методика Истоминой)- зрительная память.
Оборудование: 25 знакомых картинок.
Инструкция: поочередно показывается 25 картинок животных, растений, игрушек. Время на каждую картинку 3 сек. Потом предлагают вспомнить, что он видел.
5 баллов- 8 картинок,
4 балла- 7 картинок,
3 балла- 5-6 картинок,
2 балла- 3-4 картинок,
1 балл- 1-2 картинки.
Исследование мышления.
Наглядное мышление. Доска Сегена.
Оборудование: Доска с выемками для вкладок.
Инструкция: Ребенку показывается доска со вкладками, затем вкладки высыпаются на стол, и предлагается ребенку вложить их на место.
5 баллов – ребенок вкладывает все без помощи взрослого.
4 балла – ребенок вкладывает с подсказкой взрослого.
3 балла – ребенок вкладывает после показа взрослого.
2 балла - ребенок вкладывает после повторного показа взрослого.
баллов – не понимает инструкцию.
Логическое мышление.
Обобщение.
Стимульный материал: набор близких понятий.
Детям дается задание на обобщение — предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий:
Шкафы, кровати, стулья.
Футболки, брюки, куртки.
Сапоги, туфли, тапочки.
Васильки, ландыши, розы.
Дубы, ёлки, берёзы.
Вороны, голуби, утки.
Смородина, малина, клубника.
Картошка, морковь, помидоры.
Яблоки, груши, мандарины.
Моряки, лётчики, артиллеристы.
5 баллов – высокий уровень,100% выполнения задания,
4-3 балла – средний уровень, 50% выполнения задания,
2 балла – низкий уровень ,30% выполнения задания,
1-0 баллов – не понимает инструкцию.
Особенности выполнения методики. Дети с ИН чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне:
Шкафы, кровати, стулья — квартира.
Футболки, брюки, куртки — одевают.
Васильки, ландыши, розы — весна.
Дубы, ёлки, берёзы — улица.
Вороны, голуби, утки — летают.
Смородина, малина, клубника — еда.
Картошка, морковь, помидоры — овощи.
Яблоки, груши, мандарины — вкусная еда.
Моряки, лётчики, артиллеристы — взрослые.
Дети с интеллектуальными нарушениями при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе занятия, должна дополняться индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных детей.
Тематический план курса занятий «Развитие моторики и сенсорных процессов» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения.
Структура занятия:
1 этап. Вводный (2- 3 мин.) На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, положительный настрой к продуктивной совместной деятельности.
2 этап. Основной (16-20 мин.) Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы. После выполнения основного содержания занятия применяются упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиотерапия).
3 этап. Заключительный (2 мин.) На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься.
Методы и приемы реализации программы
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно совместной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия детей по образцу;
действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков.
Психолого-педагогические условия. Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с: Педагогами: Участие в малом педсовете педагогов, работающих в классах с детьми ОВЗ, консультации педагогов по вопросам организации учебного процесса; Родителями: выступление на родительском собрании, консультации родителей, рекомендации.
Материально технические условия.
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики;
оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью;
разнообразный арсенал техники арттерапии. Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ребенок активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 4 года обучения.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
теоретические Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)
1 кл. 2
кл. 3 кл. 4 кл. 1 Двигательная сфера
22 20 11 12 2 Сенсорная сфера
18 18 15 19 3 Формирование общей чувствительности 9 8 9 9 4 Коррекция психических процессов 6 10 10 7 5 Социально – эмоциональное развитие
11 11 20 21 6 Диагностика 2 2 2 2 Всего: 68 69 67 70
Программа курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса включает в себя следующие блоки.
1 блок
Двигательная сфера
Диагностика психомоторного развития.
Определение умения ориентироваться в своём теле.
Закреплять названия частей тела: правая, левая нога(стопа, колено, бедро), правая, левая рука(кисть, локоть, плечо). Назвать части тела: живот, спина, грудь, шея, голова, уши, глаза, нос, лоб, щеки, губы, подбородок, брови. Закреплять названия пальцев рук (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве.
Учить ориентироваться в помещениях школы.
Формирование навыков произвольности в движениях и их координации.
Учить владеть своим телом, вращать частями тела (головой, плечами, кистями, предплечьями, руками и т. д.).
Овладение выразительными движениями и элементами расслабления.
Учить выразительным движениям в различных этюдах и упражнениях (тепло, жарко, опасно и т. д.). Учить элементам расслабления (имитация стряхивания воды с пальцев рук, «маятник»).
6. Развитие ручной моторики и зрительно – двигательной координации.
Укреплять кисти и пальцы рук; овладевать зрительно-двигательной координацией, используя самомассаж рук, пальчиковую гимнастику, дидактические игры на развитие ручной моторики, пальчиковые игры с предметами, игры со скороговорками и стихами; формировать графические навыки (штриховка и раскрашивание по трафарету геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и полуовал).
2 блок.
Сенсорная сфера.
I. Развитие зрительного восприятия.
1. Восприятие формы, величины, цвета.
Учить различать форму предмета при помощи зрительного восприятия и осязания. Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела(круг, квадрат, прямоугольник, куб, шар). Определять разницу по величине и цвету между предметами одной и той же формы. Различать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный).
2.Формирование целостного образа предмета.
Учить целостному восприятию предмета и осознанию того, что внешний вид предмета может меняться, если на него смотришь спереди, сбоку, снизу или сверху.
3. Ориентироваться на листе бумаги.
Учить ориентироваться на листе бумаги: справа-слева, вверху-внизу, середина.
4. Формирование временных представлений.
Учить последовательно называть: времена года; сутки: утро, день, вечер, ночь. Учить последовательно называть дни недели, называть какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Учить сравнивать людей по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
II. Развитие слухового восприятия.
Различать неречевые звуки (стук, звон, гудение, жужжание), шумы и их оттенки.
III. Формирование общей чувствительности.
Развитие тактильно – кинестетической, термической чувствительности.
Учить тщательно мыть руки с мылом, сухо вытирать их полотенцем. Трогать, ощупывать предметы только чистыми руками. Учить приемам ощупывания, касания поверхностей предметов из дерева, ткани, бумаги, различая их в гладкости- шероховатости.Упражнять в термическом чувстве: вода холодная, теплая, горячая.
Воспитание барического чувства (чувства тяжести).
Учить определять предметы по вкусу: легкий, тяжелый; с закрытыми и открытыми глазами.
Развитие чувства обоняния и вкуса.
Учить различать по запаху аромат 2-3 цветов. Определять на вкус сладкие и горькие продукты.
3 блок.
Коррекция психических процессов.
Развитие свойств внимания.
Расширять объем внимания до 2-3 объектов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы (6 мин.). Способствовать развитию элементов произвольно внимания.
Развитие памяти. Способы запоминания.
Развивать непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного воспроизведения. Знакомить с наиболее целесообразными приемами заучивания и припоминания различного материала.
Формирование процессов мышления.
Способствовать формированию понятийного аппарата. Обучать сравнению двух предметов, находить сходства и различия по 1,2 признакам. Учить классифицировать по образцу и показу. Способствовать развитию простейших обобщений.
4 блок
Социально – эмоциональное развитие
Уверенность в себе.
Осознавать характерные особенности своей внешности и предпочтения в отношениях с товарищами.
Чувства, желания, взгляды.
Познакомить детей с разнообразным языком эмоций (радость-грусть, гнев, страх).
Социальные навыки.
Способствовать освоению основных правил этикета при обмене приветствиями при встрече и прощании.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:
1 класс
Двигательная сфера
Учащиеся должны знать:
- названия частей тела (15-20);
- помещения в школе (свой класс, кабинет врача, столовую);
- 2-3 пальчиковые игры;
- 2-3 подвижные игры;
Учащиеся должны уметь:
-называть и показывать различные части собственного тела;
-свободно владеть своим телом;
-правильно держать ручку, карандаш, копировать и обводить несложные изображения.
Сенсорная сфера
Учащиеся должны знать:
-геометрические формы, цвет, величину;
-правую, левую стороны;
-части суток, времена года, дни недели, название текущего месяца;
-неречевые звуки.
Учащиеся должны уметь:
-различать предметы по цвету и величине;
-выделять части и соединять их в целое;
-ориентироваться на плоскости листа бкмаги;
-последовательно называть дни недели, части суток;
-различать неречевые звуки.
Формирование общей чувствительности
Учащиеся должны знать:
- названия качеств и свойства предметов на основе тактильных ощущений;
Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила гигиены;
-обследовать свойства предметов (поверхность, вес, температуру);
-различать предметы по вкусу и запаху.
Коррекция психических процессов
Учащиеся должны уметь:
- действовать одновременно с 2-3 предметами;
-сохранять внимание при выполнении работы (до 6 минут);
-переходить от одного вида деятельности к другому;
-запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
-сравнивать 2 предмета, находить в них сходства и отличия;
-делать простейшие обобщения, классифицировать предметы наглядно- демонстрационного характера.
Социально – эмоциональное развитие
Учащиеся должны знать и уметь:
-отличительные особенности своей внешности;
-распознавать по внешним признакам эмоциональное состояние человека, обозначать их словом;
-знать и применять правила поведения в школе, других общественных местах.
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п Наименование темы Всего часов дата
План факт
1 четверть – 17 ч 1,2 Диагностика ВПФ. 1 03.09 3, 4 Знакомство с названиями частей тела 2 08.09,10.09 5, 6,7 Развитие умения ориентироваться в своем теле 3 15.09,17.09
22.09 8,9,10 Развитие умения ориентироваться в своем теле и окружающем пространстве 2 24.09,29.09 11,12,13 Обучение элементам расслабления 3 01.10,06.10
08.10 14,15,16 Овладение элементами движения 3 13.10,15.10
20.10 17,18,19 Ориентировка на листе бумаги 3 22.10,27.10
29.10 2 четверть – 15 часов 1,2,3 Развитие ручной моторики и зрительно – двигательных координаций. 3 10.11,12.11,
17.11
4,5,6 Ориентировка в помещении школы 3 19.11,24.11
26.11 7,8,9 Развитие восприятия цвета 3 01.12,03.12
08.12 10,11,12 Развитие восприятия формы предметов 3 10.12,15.12
17.12 13,14,15 Развитие восприятия величины предметов 3 22.12,24.12
29.12 3 четверть – 18 часов 1,2,3 Формирование целостного образа предметов 3 12.01,14.01
19.01 4,5,6 Временные представления 3 21.01,26.01
28.01 7,8,9 Развитие неречевого слуха 3 02.02,04.02
16.02 10,11,12 Развитие тактильно – зрительного восприятия и термического чувства. 3 18.02,25.02
01.03 13,14,15 Развитие чувства тяжести 3 03.03,10.03
15.03 16,17,18 Развитие чувства обоняния и вкуса. 3 17.03,22.03
24.03 4 четверть – 17 часов 1,2 Развитие внимания 2 05.04,07.04 3,4 Развитие памяти. Способы запоминания. 2 12.04,14.04 5,6 Развитие наглядно-образного мышления 2 19.04,21.04 7,8,9 Знакомство с языком мимикой и жестов. 3 26.04,28.04
03.05 10,11 Я и моя внешность 2 05.05,10.05 12,13 Ты и другие в зеркале(плач,смех, испуг) 2 12.05,17.05 14,15,16 Знакомство с правилами этикета 2 19.05,24.05 12,13 Ты и твои друзья 2 26.05,31.05 Всего: 67 часов Программа курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 2 класса включает в себя следующие блоки.
1 блок
Двигательная сфера.
Диагностика психомоторного развития.
Определение умения ориентироваться в своём теле.
Уметь ориентироваться в схеме собственного тела и названии частей тела, используя термины (руки: правая, левая; грудь – впереди, спина – сзади и т.д.)
Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве.
Учить ориентироваться в окружающем, используя пространственные характеристики вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади.
Формирование навыков произвольности в движениях и их координации.
Упражнять в выполнении движений частями тела( головой, плечами, кистями, предплечьями, руками, туловищем, стопой, голенью, бедром).
Овладение выразительными движениями и элементами расслабления.
Закреплять умения использовать выразительные движения при выполнении различных этюдов и упражнений на основе мимики и пантомимики; Учить элементам расслабления (имитация движений листьев во время ветра, листопада и т. д.)
Развитие ручной моторики и зрительно – двигательной координации.
Формировать и развивать ручную моторику, зрительно – двигательную координацию, графические навыки (штриховка и рисование; обводка по трафарету геометрических фигур несложного орнамента; графические диктанты). Усваивать действия по образцу.
2 блок.
Сенсорная сфера.
I. Развитие зрительного восприятия.
1. Восприятие формы, величины, цвета.
Узнавать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб, брус). Группировать предметы по цвету, форме, величине. Знать основные параметры величин (большой – маленький; высокий – низкий; толстый – тонкий.) Различать основные цвета и их оттенки.
2.Формирование целостного образа предмета.
Учить делить круг, квадрат, прямоугольник на 2-4 равные части. Сравнивать целое и часть. Целое больше части, часть меньше целого. Картинки – половинки, четвертинки.
3. Ориентирование на листе бумаги.
Совершенствовать навыки ориентирования на листе бумаги: правый верхний угол – левый нижний.
4. Формирование временных представлений.
Закреплять последовательность времён года, частей суток, дней недели. Учить определять время по часам с точностью до одного часа.
II. Развитие слухового восприятия.
Различать неречевые и речевые звуки. Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами, учить звукоподражанию.
III. Формирование общей чувствительности.
1. Развитие тактильно – кинестетической, термической чувствительности.
Продолжать упражнять в обследовании поверхностей различных предметов: гладкий, шероховатый, полированный, а также мягкий – жёсткий. Определять температуру в металлических кружках, наполненных водой разных температур. Познакомить с водным термометром.
2. Воспитание барического чувства (чувства тяжести).
Упражнять в различении по весу трёх деревянных дощечек; вес которых 24, 18, 12 гр. (разница между смежными величинами 6 гр.).
3. Развитие чувства обоняния и вкуса.
Упражнять в различении по запаху 3 – 4 видов приправ: гвоздика, укроп, чеснок, ванилин. Различать по запаху ароматы цветов. Определять на вкус сладкие, горькие, солёные продукты.
3 блок
Коррекция психических процессов.
1. Развитие свойств внимания.
Расширять объём внимания до 3 – 4 объектов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы (до 7 – 8 минут). Формировать элементы произвольного внимания. Воспитывать навыки самоконтроля.
2. Развитие памяти. Способы запоминания.
Способствовать развитию произвольной памяти ( слуховой, зрительной, двигательной). Учить различным приёмам заучивания и припоминания материала.
3. Формирование процессов мышления.
Формировать понятийный аппарат. Сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия по 2, 3 признакам. Учить классифицировать предметы по словесной инструкции. Уметь делать элементы обобщения. Обозначать группу предметов обобщающим словом.
4 блок
Социально – эмоциональное развитие.
1. Уверенность в себе.
Знакомить с отличительными особенностями внешности других детей.
2. Чувства, желания, взгляды.
Продолжать знакомить с эмоциональными состояниями человека (радость – грусть, обида, страх, гнев, удивление).
3. Социальные навыки.
Познакомить с социально – значимыми качествами человека (правдивость, доброта, терпимость, сочувствие). Отрицательные качества: лживость, жадность, трусость.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:
2 класс
Двигательная сфера
Учащиеся должны знать:
- названия частей тела (20 -25);
- расположение кабинетов директора, зам. Директора, физкультурного зала, кабинета реабилитации;
- 3 -4 пальчиковые игры;
- 3 -4 подвижные игры;
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в схеме собственного тела;
- выполнять выразительные движения разными частями тела;
- ориентироваться в пространстве; использовать пространственные характеристики;
- ощущать расслабление и напряжение пальцев рук;
- рисовать и обводить по трафарету орнамент из геометрических форм.
Сенсорная сфера
Учащиеся должны знать:
- эталоны геометрических фигур;
- параметры величины; целое больше части;
- названия пространственных отношений;
- измерение меры времени;
- неречевые и речевые звуки.
Учащиеся должны уметь:
- группировать предметы по форме, величине;
- делить целое на 2-4 части;
- располагать предметы по вертикали и горизонтали;
- определять время по часам;
- определять звуки по высоте, силе, тембру и воспроизводить ритмический рисунок.
Формирование общей чувствительности
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изучаемых предметов.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать свойства предметов по поверхности, весу и температуре;
- определять на вкус и по запаху продукты питания, цветы.
Коррекция психических процессов
Учащиеся должны уметь:
- действовать одновременно с 3-4 предметами;
- заниматься одним видом деятельности в течении 7-8 минут;
- запоминать предметы, действия, звуки;
- уметь классифицировать предметы, сравнивать, делать элементарные обобщения.
Социально – эмоциональное развитие
Учащиеся должны знать и уметь:
- выделять отличительные особенности внешности других детей;
- определять по внешним признакам эмоциональные состояния человека, называть их словом;
- определять качества личности.
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/п Наименование темы Всего часов дата
План факт
1 четверть – 17 ч 1 Диагностика ВПФ. 1 03.09 2,3,4 Ориентирование в схеме собственного тела и названий частей тела. 3 08.09,10.09
15.09 5,6,7 Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела. 3 17.09,22.09
24.09 8,9 Различение основных направлений пространства относительно собственного тела. 2 29.09,01.10 10,11 Овладение выразительными движениями. 2 06.10,08.10 12,13 Элементы расслабления. 2 13.10,15.10 14,15 Различение основных направлений пространства относительно определённого предмета. 2 20.10,22.10 16,17 Ориентирование на листе бумаги. 2 27.10,29.10
2 четверть- 15 часов 1 Ориентирование на листе бумаги. 1 10.11 2,3,4 Развитие ручной моторики и зрительно – двигательных координаций. 3 12.11,17.11
19.11 5
6,7 Различение основных цветов и их оттенков. 3 24.11,26.11
01.12 8, 9,10 Группирование предметов по форме. 3 03.12,08.12
10.12 11,12,13 Группирование предметов по величине. 3 15.12,17.12
22.12 14,15 Формирование целостного образа предмета. 2 24.12,29.12 3 четверть – 20 часов. 1,2,3 Ориентировка во времени. 3 12.01,14.01
19.01 4 Формирование целостного образа предмета. 1 21.01 5,6,7 Развитие неречевых и речевых звуков. 3 26.01,28.01
02.02 8,9,10 Развитие тактильно – зрительного восприятия и термического чувства. 3 04.02,09.02
11.02 11,12,13 Развитие барического чувства. 3 16.02,18.02
25.02 14,15 Развитие чувства обоняния и вкуса. 2 01.03,03.03 16,17 Развитие внимания. 2 10.03,15.03 18,19 Развитие памяти. 2 17.03,22.03 20 Сравнение предметов и установление между ними сходства и различия по 2 – 3 признакам. 1 24.03 4 четверть – 17 часов. 1,2 Сравнение предметов и установление между ними сходства и различия по 2 – 3 признакам. 2 05.04,07.04 3,4,5 Обобщающие понятия. 3 12.04,14.04
19.04 6,7,8 Ты и другие в зеркале. 3 21.04,26.04
28.04 9,10,11 Язык эмоций (радость, грусть, обида, страх, гнев, спокойствие). 3 03.05,05.05
10.05 12,13,14 Один и вместе с друзьями. 3 12.05,17.05
19.05 15,16 Учимся честно говорить о проступке. 2 24.05,26.05 17 Диагностика ВПФ. 1 31.05 Программа курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов
для 3 класса включает в себя следующие блоки.
1 блок
Двигательная сфера.
Диагностика психомоторного развития.
Определение умения ориентироваться в своём теле.
Закреплять названия частей тела; умения ориентироваться в схеме собственного тела, переносить полученные умения на других людей.
Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве.
Закреплять умения ориентироваться, используя пространственные характеристики (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, а также вверху справа, вверху слева).
Учить ориентироваться по схемам своих движений.
Формирование навыков произвольности в движениях и их координации.
Совершенствовать разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей.
Овладение выразительными движениями и элементами расслабления.
Совершенствовать умения пользоваться навыками выразительности движений, осуществляя мимические, пантомимические движения. Владеть элементами расслабления («мягкая подушка», «большие и «маленькие»).
Развитие ручной моторики и зрительно – двигательной координации.
Совершенствовать движения пальцев рук, зрительно-двигательную координацию, согласованные действия двумя руками (рисование штрихом по контуру поочередно правой, левой (начиная с ведущей), обеими руками).
2 блок.
Сенсорная сфера.
Развитие зрительного восприятия.
1.Восприятие формы, величины, цвета.
Учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Раскладывать предметы разной длины, ширины высоты в возрастающем или убывающем порядке. Различать основные цвета и их оттенки. Подбирать нужные цвета.
2.Формирование целостного образа предмета.
Учить составлять из нескольких геометрических форм фигуры большого размера ( из 2-4 треугольников один многоугольник, из маленьких 4-х треугольников один квадрат).
3. Ориентирование на листе бумаги.
Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги (левее, правее, выше, ниже).
4. Формирование временных представлений.
Называть по порядку месяцы в году. Определять время по часам (время прошедшее, будущее). Ориентироваться во времени (быстро, долго, часто, редко, давно).
Развитие слухового восприятия.
Учить прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать и различать их. Уметь действовать по звуковому сигналу.
III. Формирование общей чувствительности.
1. Развитие тактильно – кинестетической, термической чувствительности.
Учить определять поверхности (стен, дверей, пола и др.); находить различия в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях. Различать эти признаки в реальной обстановке. Развивать термическое чувство в окружающей обстановке. Знать, что температуру можно измерить с помощью термометра.
2. Воспитание барического чувства (чувства тяжести).
Определять по весу предметы из дерева, стекла, металла.
3. Развитие чувства обоняния и вкуса.
Узнавать и уточнять по запаху знакомые ароматы цветов, приправ, напитков. Упражнять в распознавании неприятных запахов (испорченные продукты: пригорелое, прокисшее молоко и т. д.) Уметь определять на вкус сладкий - горький, кислый – соленый продукт.
3 блок.
Коррекция психических процессов.
1. Развитие свойств внимания.
Расширять объём внимания до 4 - 6 объектов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы до 8 - 9 минут. Отрабатывать навыки произвольного внимания, воспитывать навыки самоконтроля.
2. Развитие памяти. Способы запоминания.
Развивать слуховую, зрительную, двигательную память. Способствовать отработке приемов заучивания и припоминания различного материала.
3. Формирование процессов мышления.
Учить сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия по 3 - 4 признакам. Учить классифицировать предметы по словесной инструкции. Делать простые обобщения, использовать обобщающее слово.
4 блок
Социально – эмоциональное развитие.
1. Уверенность в себе.
Формировать положительное отношение к своей внешности,поддерживать адекватную самооценку.
2. Чувства, желания, взгляды.
Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения, эмоциональные состояния друг друга и понимать настроение другого человека.
3. Социальные навыки.
Формировать понятие о некоторых причинах возникновения ссор; учить простым способам выхода из конфликта.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:
3 класс
Двигательная сфера
Учащиеся должны знать:
- названия частей тела (30);
- расположение кабинетов школы, классов;
-термины, обозначающие пространственные отношения;
- 4 - 5 пальчиковых игр;
- 4 - 5 подвижных игр;
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в схеме собственного тела и других людей;
- координировано выполнять движения руками и ногами, свободно ориентироваться по школе и в схемах своих передвижений;
- использовать элементы расслабления;
- согласовывать действия двумя руками при рисовании.
Сенсорная сфера
Учащиеся должны знать:
- основные цвета и их оттенки;
- основные понятия пространственных отношений;
- порядок месяцев в году, течение времени, номера месяцев от начала года до конца.
Учащиеся должны уметь:
- различать основные цвета и их оттенки;
- сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, называть их по возрастающей и убывающей величине;
- из нескольких геометрических фигур составлять фигуры большего размера;
- определять время по часам (настоящее, прошедшее, будущее);
- выполнять действия по звуковому сигналу.
Формирование общей чувствительности
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изучаемых предметов.
Учащиеся должны уметь:
- определять поверхность, вес, температуру предметов;
- определять по запаху и на вкус продукты питания.
Коррекция психических процессов
Учащиеся должны уметь:
- удерживать внимание на 4 - 6 предметах;
- заниматься одним видом деятельности в течении 8 - 9 минут;
- запоминать предметы, действия, звуки на основе приемов заучивания и запоминания;
-устанавливать сходства и различия в предметах;
- классифицировать предметы и явления, устанавливать их общие и отличительные свойства.
Социально – эмоциональное развитие
Учащиеся должны знать и уметь:
- заботиться о своей внешности, поддерживать чистоту и опрятность;
- определять эмоциональные состояния человека, используя пиктограммы;
- использовать простые способы выхода из конфликтных ситуаций самостоятельно или с помощью.
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п Наименование темы Всего часов дата
план факт
1 четверть –17ч 1 Диагностика ВПФ. 1 04.09 2,3 Ориентирование в схеме собственного тела и частей тела др. людей. 2 07.09,11.09 4,5,6 Ориентирование в основных направлениях пространства относительно собственного тела. 3 14.09,18.09
21.09 7,8,9 Ориентирование в основных направлениях пространства относительно определенного предмета. 3 25.09,28.09,
02.10 10,11,12 Ориентирование на листе бумаги (левее, правее, выше, ниже). 3 05.10,09.10,12.10 13,14,15 Развитие ручной моторики и зрительно – двигательных координаций. 3 16.10,19.10,
23.10 16,17 Узнавание в окружающих предметах форм знакомых геометрических фигур. 2 26.10,30.10 2 четверть-15 ч. 1,2,3 Сравнение предметов по величине (длине, ширине, высоте) 3 09.11,13.11,
16.11 4,5,6 Формирование целостного образа 3 20.11,23.11
27.11 7,8 Ориентировка во времени 2 30.11,04.12 9,10 Развитие слухового восприятия 2 07.12,11.12 11,12,13
Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности. 3 14.12,18.12
21.12 14,15 Развитие барического чувства. 2 25.12,28.12 3 четверть-20 ч 1 Развитие барического чувства. 1 11.01 2,3,4 Развитие чувства обоняния и вкуса. 3 15.01,18.01
22.01 5,6 Развитие внимания 2 25.01,29.01 7,8 Развитие памяти 2 01.02,05.02 9,10,11 Сравнение, установление сходства и различия по 3 -4 признакам. 3 08.02,12.02
15.02 12,13,14 Обобщение, классификация 3 19.02,26.02,29.02 15,16 Каждый человек привлекателен 2 04.03,11.03 17,18 Фоторобот. 2 14.03,18.03 19,20 Как мы выражаем свои чувства 2 21.03,25.03 4 четверть-15 ч 1,2,3 Маска эмоций 3 04.04,08.04,11.04 4,5,6 Что тебя огорчает или чему ты радуешься 3 15.04,18.04,22.04 7,8,9 Ссора и смирение 3 25.04,29.04,06.05 10,11,12 Взаимопомощь 3 13.05,16.05,20.05 13,14 Порадуй своего друга 2 23.05,27.05 15 Диагностика 1 30.05 Программа курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов
для 4 класса включает в себя следующие блоки.
1 блок
Двигательная сфера.
Диагностика психомоторного развития.
Определение умения ориентироваться в своём теле.
Уметь ориентироваться в схеме собственного тела и других людей.
Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве.
Совершенствовать умения ориентироваться в пространстве, продолжать использовать схемы в процессе выполнения движений.
Формирование навыков произвольности в движениях и их координации.
Закреплять произвольные движения рук, ног, туловища, кистей. Побуждать к созданию собственных произвольных движений.
Овладение выразительными движениями и элементами расслабления.
Использовать навыки выразительности движений, осуществляя мимические, пантомимические движения. Владеть элементами расслабления (имитация распускающего и увядающего цветка, «петрушка»).
Развитие ручной моторики и зрительно – двигательной координации.
Совершенствовать умения и навыки ручной моторики, зрительно-двигательной координации и в графических действиях. Проявлять самостоятельность в действиях по образцу, рисовании, обводке контуров своими руками.
2 блок.
Сенсорная сфера.
Развитие зрительного восприятия.
1.Восприятие формы, величины, цвета.
Сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, величине. Определять на «глаз»величину предметов: длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже образца или равные ему.
2.Формирование целостного образа предмета.
Учить сюжетному конструированию, используя пазлы.
3. Ориентирование на листе бумаги.
Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги.
4. Формирование временных представлений.
Совершенствовать представления о последовательности времен года, месяцев, дней недели, частей суток. Определять время по часам. Возраст людей. Последовательность событий.
Развитие слухового восприятия.
Учить различать и воспроизводить звуки.
III. Формирование общей чувствительности.
1. Развитие тактильно – кинестетической, термической чувствительности.
Совершенствовать умения обследовать различные предметы (из стекла, дерева, металла, пластмассы, тканей и др. материалов) с целью дифференциации их фактуры и температурных ощущений.
2. Воспитание барического чувства (чувства тяжести).
Совершенствовать умения дифференцировать вес различных предметов.
3. Развитие чувства обоняния и вкуса.
Самостоятельно распознавать ароматы цветов, приправ, напитков, определять на вкус сладкий - горький, кислый – соленый продукт.
3 блок.
Коррекция психических процессов.
1. Развитие свойств внимания.
Расширять объём внимания до 6 -8 объектов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы до 10 минут. Совершенствовать навыки произвольного внимания, воспитывать навыки самоконтроля.
2. Развитие памяти. Способы запоминания.
Упражнять в развитии сенсорной памяти. Совершенствовать приемы заучивания и припоминания различного материала.
3. Формирование процессов мышления.
Побуждать учащихся устанавливать сходства и различия по 3 - 4 признакам. Классифицировать предметы и явления; устанавливать элементарные различия. Обобщать на вербальном уровне.
4 блок
Социально – эмоциональное развитие.
1. Уверенность в себе.
Способствовать становлению толерантности по отношению к другим учащимся независимо от внешних качеств, физических недостатков и др.
2. Чувства, желания, взгляды.
Учить определять различные настроения и эмоциональные состояния друг друга по внешним признакам; понимать настроение другого и принимать его позицию.
3. Социальные навыки.
Развивать способность самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допускать их крайнего проявления – драки.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся 4 класса должны научиться:
Двигательная сфера
Учащиеся должны знать:
- названия частей своего тела и других людей;
- расположение помещений в школы;
-термины, обозначающие пространственные отношения;
- 5 - 6 пальчиковых игр;
- 5 - 6 подвижных игр;
- несколько скороговорок, стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в схеме собственного тела и других людей;
- выполнять произвольные движения;
- составлять схемы своих передвижений;
- пользоваться элементы расслабления;
- обводить контуры, штриховать изображения обеими руками.
Сенсорная сфера
Учащиеся должны знать:
- различия предметов по форме, цвету, величине;
- целое больше части, а часть меньше целого;
- время по часам.
Учащиеся должны уметь:
- группировать предметы по форме, цвету, величине и толщине;
- делить целое на 4 – 6 частей;
- ориентироваться в ближнем и дальнем пространстве;
- определять время по часам (настоящее, прошедшее, будущее);
- сравнивать звуки по высоте, тембру и темпу;
Формирование общей чувствительности
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изучаемых предметов, групп предметов;
Учащиеся должны уметь:
- различать предметы по весу, температуре, поверхности;
- определять по запаху и на вкус продукты питания.
Коррекция психических процессов
Учащиеся должны уметь:
- удерживать внимание на 6 - 8 предметах;
- заниматься одним видом деятельности в течении 10 минут и более;
- использовать установку при запоминания материала;
- устанавливать самостоятельно сходства и различия в предметах;
- классифицировать предметы и явления, устанавливать между ними различия.
Социально – эмоциональное развитие
Учащиеся должны знать и уметь:
- проявлять доброжелательность по отношению к другим людям;
- понимать настроение другого человека и принимать его позиции;
- самостоятельно использовать простые способы решения конфликтных ситуаций.
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п Наименование темы Всего часов дата
план факт
1 четверть –18ч 1 Диагностика ВПФ. 1 02.09 2,3 Ориентирование в схеме собственного тела и частей тела др. людей. 2 04.09,09.09 4,5 Ориентирование в окружающем пространстве 2 11.09,16.09 6,7,8 Координация и произвольность в движениях 3 18.09,23.09,25.09 9,10 Выразительные движения, элементы расслабления. 2 30.09,02.10 11,12,13 Ориентирование на листе бумаги 3 07.10,09.10,14.10 14,15,16 Развитие ручной моторики и зрительно – двигательных координаций. 3 16.10,21.10,23.10 17, 18 Сравнение геометрических фигур по форме, цвету, величине. 2 28.10,30.10 2 четверть-14 ч. 1 Сравнение геометрических фигур по величине, форме, цвету. 1 11.11 2,3,4 Определение на глаз величины предметов. 3 13.11,18.11,20.11 5,6 Различение основных цветов по светлоте. 2 25.11,27.11 7,8,9 Конструирование сложных форм 3 02.12,04.12,09.12 10,11,12 Временные представления 3 11.12,16.12,18.12 13,14 Развитие слухового восприятия 2 22.12,25.12 3 четверть-22 ч 1,2,3 Развитие тактильно-двигательной и термической чувствительности. 3 13.01,15.01,20.01 4,5,6 Развитие барического чувства. 3 22.01,27.01,29.01 7,8,9 Развитие чувства обоняния и вкуса. 3 03.02,05.02,10.02 10,11 Развитие внимания 2 12.02,17.02 12,13 Развитие памяти 2 19.02,24.02 14,15,16 Сравнение, группирование, классификация предметов на вербальном уровне. 3 26.02,02.03,04.03 17,18,19 Каждый человек привлекателен 3 09.03,11.03,16.03 20,21,22 С кем ты хочешь подружиться 3 18.03,23.03,25.03 4 четверть-16 ч 1,2,3 Учимся понимать чувства других людей 3 06.04,08.04,13.04 4,5,6 Несовпадение настроений 3 15.04,20.04,22.04 7,8,9 Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. 3 27.04,29.04,04.05 10,11,12 Учимся доброжелательности 3 06.05,11.05,13.05 13,14,15 Делаем вместе 3 18.05,20.05,25.05 16 Диагностика 1 27.05 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Тип пособия Автор Наименование Издательство, год
Программа Л. С.Сековец,
С. А. Венералова, В.И.Гайнитдинова) Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида НИРО, 2005г, Издательство «АвтосинтезНН» 2005.
Методическое пособие Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений М.:Книголюб, 2007. - 119с. - (Специальная психология).
Методическое пособие Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика : (дошкольный возраст : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
Методическое пособие Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6 лет М.: Сфера, 2001. - 77 с. : ил
Методическое пособие Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике. М:Сфера,2008.-158с.
Методическое пособие Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г
Методическое пособие Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г
Методическое пособие Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПБ., 2005.
Методическое пособие Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф Особенности восприятия пространства у детей. . М., 1984.
Методическое пособие Выготский Л.С. Мышление и речь: Избр. психолог, ис-след. М., 1991.
Методическое пособие Гальперин П.Я. О поэтапном формировании умственных действий // Исслед. мышления в сов. психологии. М., 1966.
Методическое пособие . Л. А. Венгер . Л. А. Венгер М.: Просвещение, 1978. 96 с.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).