Конспект урока по теме Синтаксический разбор простого предложения (5 класс)


Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Урок русского языка в 5 классе на тему: Синтаксический разбор простого предложения
Автор: Ребяга Олеся Анатольевна, учитель русского языка и литературы, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 пос. Нижний Куранах, Алданского района, РС(Я).
Описание. Урок носил следующие цели:  изучить порядок разбора простого неосложненного предложения и сформировать умения выполнять синтаксический разбор предложения. Использовались игровые и здоровьесберегающие технологии. При желании можно использовать презентацию. Новые формы работы делают урок интересным и продуктивным
Тема: «Синтаксический разбор простого предложения»
Цели: изучить порядок разбора простого неосложненного предложения
Сформировать умения выполнять синтаксический разбор предложения.
Оборудование: слайды, пилотка, картина, мяч.
Ход урока
1. Орг.момент.
Тема, цель. Проверка д.з. по цепочки (предложения из литературы)
2. Повторение. «Игра в мяч».
- какие предложения бывают по цели высказывания?
- какие по интонации?- из чего состоит грамматическая основа предложения?
- На какие вопросы отвечает подлежащее, сказуемое, как графически изображается?
- Какие предложения называются простые? Сложные?
- Односоставные? Двусоставные?
- Второстепенные?
3. Игра «найти ошибку» ДОСКА
- Сегодня мы поиграем в разведчиков. Если не найдем ошибку , подорвемся на мине. (надеть пилотку)
1. Поднялась над рекой большая темная туча
2. Поднялась над рекой большая темная туча.
3. Поднялась над рекой большая темная туча.
4. Поднялась над рекой большая темная туча.
- Записать тему и дату в тетрадь.
4. Синтаксический разбор простого предложения.
Порядок разбора.
1. Вид предложения по цели высказывания. (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Вид предложения по интонации ( восклицательное, невосклицательное).
3.  грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое).
4. простое или сложное
5. односоставное или двусоставное.
6. Вид предложения по наличию второстепенных членов.( распространенное, нераспространенное)
7. Второстепенные члены предложения.
8. Схема. Шифр.
- Прочитать порядок. Что не понятно?
5. Работа по картине.
- Составить по картине простые предложения, записать , сделать синтаксический разбор.
6. Игра «Разведчик»
Шифр:
1 подлежащее
2 сказуемое
3 дополнение
4 определение
5 обстоятельство
- Зашифруйте предложение (Надеть пилотку)
Ночь уходит. (21)
Поредел над сопками туман. (251)
Ветер осенний в леса подымается. (1452)
Багровое солнце медленно опускалось за край леса. (415253)
Вдали за рекою потух огонек. (5521)
7. Вставить пропущенные слова, сделать полный синтаксический разбор предложений.
------------кот ученый все ходит по цепи кругом.
Русалка на ветвях --------------
Три девицы -------------------пряли поздно вечерком.
9.     Итог.
- Что нового узнали на уроке? Оценки.
10. Д.З.
Упр. 466.
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе: «Синтаксический разбор простого предложения»
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.  Я надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески и не подведёте меня.
У вас на партах лежат смайлики, они вам тоже будут улыбаться и помогать поддерживать хорошее настроение на уроке.
Возьмите смайлик в руку и поднимите вверх.
Пусть на уроке вам сопутствует успех!
Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку.
2.Стадия вызова. Актуализация знаний.
-А  сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете.
Я буду задавать тонкие  вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.
Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы»
Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)
Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?
-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)
-Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
Кроме того мы должны повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис».
А  помогут нам  в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом образе жизни. Проходить наш урок будет под девизом: « Здоровым будешь- всё добудешь». Как вы понимаете эту пословицу, ребята?  (если будешь здоровым, не будешь болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет)
3. Словарно- орфографическая работа.
-А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол». Я вам буду загадывать загадки, а вы запишете ответы через запятую. Будьте внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок.
Скачать приложение.Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками и проверьте правильность написания этих слов. Я надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота. К доске – фонетический разбор слова здоровье. ( Проверяет сосед по парте)
- Ребята! На какую орфограмму мы написали слова? (непроверяемые гласные и согласные в корне слова) А какие слова лишние? К каким словам можно подобрать проверочное слово? (боксёр, коньки)  А какой общей темой объединены эти слова? (спорт) Какую роль  он  играет для здоровья человека? Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? (правильно, заниматься спортом) Запишите предложение
Мы будем чаще закаляться, спортом заниматься!
4.Объяснение нового материала.
А теперь откройте учебники на стр. ___. Познакомимся с порядком синтаксического разбора простого предложения.
Работа с учебником. Составление кластера.

Синтаксический разбор записанного предложения. Характеристика предложения.
(Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми) Построение схемы.
5.Части речи
А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи.
- У какого слова неправильно определена часть речи?
1) Оздоравливает  – глагол в форме настоящего времени;
2)  И- предлог
3)  Хороший – имя прилагательное;
4) Смех – имя существительное. Ответ: 2
6. Отправляемся на поиск предложений. Работа в парах.
У вас на партах лежат листочки со схемами. А на слайде вы видите предложения. Найдите предложение к своей схеме.
1. Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.
2. От простуды и ангины вам помогут витамины.
3. Зарядку делай каждый день, пройдёт усталость, вялость, лень!
4. Будем закаляться, спортом заниматься!
5. Миша, ты любишь играть в футбол?
6. Воздух, солнце и вода –наши лучшие друзья.
Запишите найденные предложения и произведите синтаксический разбор. У доски 1 человек ( напарник делает в тетради, а потом  проверяет у доски)
7. Работа в парах.
У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Работаем в парах ( 1 предложение на стол)
1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
3.Здоровье дороже богатства.
4. Чистота - залог здоровья.
5.Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.
6. Хороший смех оздоравливает душу.
-Запишите получившиеся предложения и разберите синтаксически. У доски 1 человек работает по карточке –разбор слов по составу:  чистота, зарядка.
8. Физкультминутка
9. Приём «Лови ошибку»
Исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.
У Пети смех заразный. Грипп – болезнь заразительная.
Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку тире во 2 предложении.
10.  На наше здоровье влияет и наш рацион. Исключите из ежедневного меню макароны, плюшки, конфеты, а оставьте как можно больше овощей и фруктов. Прочитайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения.
Чудо-огород.Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
- Почему нужно есть как можно больше фруктов и овощей, ребята?
Задания:
1) найдите предложения, осложнённые однородными членами предложения;
2) Составьте простое  предложение с однородными членами и обобщающим словом. На огороде растут овощи: редис, салат, капуста, помидоры.
2)  начертите схему
3. Стадия «Рефлексия»
11. Работа с текстом.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного предложения. (Звучит спокойная музыка, звуки живой природы).
1. Музыка лечит.
Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл…хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.
От х…рошей музыки даже р…стения  быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть,  п…гибнуть.
2. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.
Или дать тест? Или 1 ряду текст, в 2 ряду – тест?
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся смайлики, на обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.
Урок окончен, всем спасибо!
План — конспект урока по теме : «Синтаксический разбор простого  предложения " в 5 «А» кл.
Цели урока:
научить правильно выполнять  синтаксический разбор простого  предложения;
закрепить знание классификаций предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и  второстепенных членов предложения;
проверить умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, обращении.
Оборудование: листочки с заданиями, учебник, Толковый словарь.
                                              
                                                                                Ход урока.
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке вы учились писать дружеское письмо. Сегодня мы послушаем ваши  письма, которые вы адресовали своим друзьям. (чтение 1-2 писем)
- А какие ещё виды писем вы знаете?
-Молодцы, вы справились с домашним  заданием. ( В конце урока нужно сдать письма на проверку)
       
   3.     Словарный диктант.
(1  ученик). Цветочный аромат,косматые дожди ,  потемнеть от сырости,  наслаждаться пейзажем ( определить способ связи словосочетаний)
( 2 ученик) бегущая вдоль реки тропинка, одинокие золотые березки,серьёзная опасность, удивительный урожай моркови и капусты.( выполнить морфемный разбор слов: одинокие, удивительные; написать слово: бегущая в транскрипции.)
4    Орфоэпическая минутка..  Задание записано заранее на доске( выходит ученик и ставит ударение в словах, весь класс делает запись в словарик)
Квартал,щавель,банты, звонишь,торты,свитер, углубить, упростить.
 5  Физминутка.( проводит ученица 5 кл)
         Яблоня в моём саду
         Гнётся сильно на ветру.
         Наклонилась вправо, влево,
         Покачаться захотела: 1, 2, 3, 4, 5.
         Ветки вниз и вверх опять!
         И вперёд их протянула.
         А как стихнет ветерок,
         Моя яблонька уснёт.
 6     Фронтальный опрос
Игра «Кто быстрее»
- Назовите предложения по цели высказывания ( Повествовательное, побудительное, вопросительное)
- В побудительном предложении содержится совет, просьба, приказ, пожелание. ( пример)
- В повествовательном предложении содержится сообщение.(  пример)
- В вопросительном предложении содержится вопрос.( пример)
- Предложение по эмоциональной окраске может быть восклицательным и невосклицательным
 -Подлежащее и сказуемое- это грамматическая основа.
- По наличию грамматических основ предложения бывают — односоставными и двусоставными.
- По наличию второстепенных чл. предложения -распространённые и нераспространённые. ( пример)
 7. Объяснение нового материала.
- Тема нашего урока «Синтаксический разбор простого  предложения».
_ Ребята, попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему. (Дети самостоятельно определяют цели урока)
- Ребята, дайте определение простого предложения.
- А какое вы ещё знаете предложение по наличию грамматической основы ?   Чем сложное предложение отличается от простого?)-Давайте вспомним этапы проведения синтаксического разбора  предложения. Откройте учебники на с. 89 пар. 44
Закрепление материала.                                                                                                                            
1 задание ( На доске заранее крепятся  в виде осенних листочков карточки с заданием)
-А теперь, ребята,  представьте, что мы в лесу и  нам нужно собрать листья для гербария.
-Ребята, а  что такое гербарий?  (один из учеников самостоятельно смотрит  Л.З. слова «Толковый  словарь» С.И. Ожегов, зачитывает вслух.)
- Но это необычные листочки, а с заданием по орфографии и пунктуации.
 ( 4  ученика выходят к доске,  снимают  листочки   и выполняют  самостоятельно).
Только один  ученик берёт  листочек и выполняет задание  вместе с классом. (Нужно вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор предложения)
 
       1  Берег п...крывали к...мыши и осока.
       2  В саду растут и вишни  и ябл...ни  и груши.
       3  Дуб   теплолюбивое дерево.
       4   Со...нце светит  но (не) греет.
       5  Ребята  берегите природу!
После выполнения ученики у доски осуществляют взаимопроверку.
           
             2 задание. (На доске заранее написаны отдельные слова. Нужно ученикам так переставить слова, чтобы получились предложения, затем их разобрать.) Два ученика  выполняют это задание у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.
Маленькие рыжики, на еловом, белочка, сучке, подосиновики, сушить, развесила.( На еловом сучке белочка развесила сушить подосиновики, маленькие рыжики.)
Снег, выпадет, землю, глубокий, накроет, и,  покрывалом белым.( Выпадет глубокий снег и накроет землю белым покрывалом.)
 9. Подведение итога.
Учащиеся  подводят итог урока.
              Учитель комментирует работу в классе, выставляет оценки.
 
10. Домашнее задание.      Выучить порядок синтаксического разбора  параграф 44,  упр 217.