Конспект урока русского языка по теме «Синтаксический разбор простого предложения»

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе: «Синтаксический разбор простого предложения»

Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.  Я надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески и не подведёте меня.
У вас на партах лежат смайлики, они вам тоже будут улыбаться и помогать поддерживать хорошее настроение на уроке.
Возьмите смайлик в руку и поднимите вверх.
Пусть на уроке вам сопутствует успех!
Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку.
2.Стадия вызова. Актуализация знаний.
-А  сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете.
Я буду задавать тонкие  вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.
Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы»
Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)
Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?
-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)
-Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
Кроме того мы должны повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис».
А  помогут нам  в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом образе жизни. Проходить наш урок будет под девизом: « Здоровым будешь- всё добудешь». Как вы понимаете эту пословицу, ребята?  (если будешь здоровым, не будешь болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет)
3. Словарно- орфографическая работа.
-А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол». Я вам буду загадывать загадки, а вы запишете ответы через запятую. Будьте внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками и проверьте правильность написания этих слов. Я надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота. К доске – фонетический разбор слова здоровье. ( Проверяет сосед по парте)
- Ребята! На какую орфограмму мы написали слова? (непроверяемые гласные и согласные в корне слова) А какие слова лишние? К каким словам можно подобрать проверочное слово? (боксёр, коньки)  А какой общей темой объединены эти слова? (спорт) Какую роль  он  играет для здоровья человека? Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? (правильно, заниматься спортом) Запишите предложение
Мы будем чаще закаляться, спортом заниматься!
4.Объяснение нового материала.
А теперь откройте учебники на стр. ___. Познакомимся с порядком синтаксического разбора простого предложения.
Работа с учебником. Составление кластера.

Синтаксический разбор записанного предложения. Характеристика предложения.
(Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми) Построение схемы.
5.Части речи
А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи.
- У какого слова неправильно определена часть речи?
1) Оздоравливает  – глагол в форме настоящего времени;
2)  И- предлог
3)  Хороший – имя прилагательное;
4) Смех – имя существительное. Ответ: 2
6. Отправляемся на поиск предложений. Работа в парах.
У вас на партах лежат листочки со схемами. А на слайде вы видите предложения. Найдите предложение к своей схеме.
1. Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.
2. От простуды и ангины вам помогут витамины.
3. Зарядку делай каждый день, пройдёт усталость, вялость, лень!
4. Будем закаляться, спортом заниматься!
5. Миша, ты любишь играть в футбол?
6. Воздух, солнце и вода –наши лучшие друзья.
Запишите найденные предложения и произведите синтаксический разбор. У доски 1 человек ( напарник делает в тетради, а потом  проверяет у доски)
7. Работа в парах.
У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Работаем в парах ( 1 предложение на стол)
1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится. 2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
3.Здоровье дороже богатства.
4. Чистота - залог здоровья.
5.Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.
6. Хороший смех оздоравливает душу.
-Запишите получившиеся предложения и разберите синтаксически. У доски 1 человек работает по карточке –разбор слов по составу:  чистота, зарядка.
8. Физкультминутка
9. Приём «Лови ошибку»
Исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.
У Пети смех заразный. Грипп – болезнь заразительная.
Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку тире во 2 предложении.
10.  На наше здоровье влияет и наш рацион. Исключите из ежедневного меню макароны, плюшки, конфеты, а оставьте как можно больше овощей и фруктов. Прочитайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения.
Чудо-огород. Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
- Почему нужно есть как можно больше фруктов и овощей, ребята?
Задания:
1) найдите предложения, осложнённые однородными членами предложения;
2) Составьте простое  предложение с однородными членами и обобщающим словом. На огороде растут овощи: редис, салат, капуста, помидоры.
2)  начертите схему
3. Стадия «Рефлексия»
11. Работа с текстом.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного предложения. (Звучит спокойная музыка, звуки живой природы).
1. Музыка лечит.
Музыку любят все. Хрошая музыка улучшает настрение. А плхая музыка разрушает нервную систему чловека.
От хрошей музыки даже рстения  быстрее рстут. От плохой музыки они могут засохнуть,  пгибнуть.
2. Спокойная музыка ра(с,сс)лбляет, снимает псхическое напржение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки жвой природы: журчние ручейка, шум моря, глоса птиц. Она возвращет душевное равновесие и хорошее настрение.
Или дать тест? Или 1 ряду текст, в 2 ряду – тест?
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся смайлики, на обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.
Урок окончен, всем спасибо!

урок русского языка в 5 классе, синтаксический разбор простого предложенияРисунок 1урок русского языка в 5 классе, синтаксический разбор простого предложения=ђ Заголовок 115