Урок русского языка в 5 классе по теме: Синтаксический разбор простого предложения

Районный конкурс «Учитель года- 2013»
Открытый урок русского языка в 5 классе с использованием элементов технологии РКМЧП
Учитель русского языка и литературы МКОУ Калачеевская СОШ №6
Трофимова Е.Л. 1КК

Тема урока: Синтаксический разбор простого предложения
Цели:
1) познакомить с  порядком  синтаксического  разбора
простого   предложения;
2) формировать  умение  производить  синтаксический
разбор (устный  и  письменный)  простого предложения;
3) активизация  умений  излагать  свои  мысли  чётко  и  лаконично;
4 ) воспитание  внимания  к  слову  через  конструирование
предложений;
5) повторение  изученного материала по теме «Синтаксис», частей  речи, изученных орфограмм, пунктограмм;
6) развивать коммуникативные навыки;
7) развивать критическое мышление;
6) формировать представление о здоровье как одной из главных
ценностей человеческой жизни.
Приёмы ТРКМ: 1. Приём « Верные - неверные утверждения»
3. Приём «Тонкие и толстые вопросы»
4.Приём «Лови ошибку»
5. Кластер
 
Форма работы: 1.Фронтальная
2. Индивидуальная
3. Парная



Ход урока.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Елена Леонидовна. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
улыбки подарим гостям,
к уроку готовы?
Тогда за работу,
удачи желаю я вам!
У вас на партах лежат смайлики, они вам тоже будут улыбаться и помогать поддерживать хорошее настроение на уроке.
Возьмите смайлик в руку и поднимите вверх.
Пусть на уроке вам сопутствует успех!
Итак, ребята, мы сегодня с вами будем работать на листочках. Подпишите их. Тему пока не записывайте.
2.Стадия вызова.
-А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.
Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы»
Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)
Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
- Ребята, а как называется вид работы, когда нужно подчеркнуть члены предложения? (синтаксический разбор) Это для вас новый материал?
-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору
простого предложения.)
-Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
Кроме того мы должны повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис».
А помогут нам в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом образе жизни. Проходить наш урок будет под девизом: «Здоровым будешь- всё добудешь». Как вы понимаете эту пословицу, ребята? (если будешь здоровым, не будешь болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет)
3. Словарно- орфографическая работа.
-А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол». Я вам буду загадывать загадки, а вы запишете ответы через запятую. Будьте внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок.

1. Зеленый луг, Сто скамеечек вокруг, От ворот до ворот Бойко бегает народ. На воротах этих - Рыбацкие сети (стадион)

2. - Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Рыболовы? Что за невод во дворе? - Не мешал бы ты игре, Ты бы лучше отошел! Мы играем в ...(волейбол)

3. Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (велосипед)

4. Лента, мяч, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам... (гимнастика)


5. В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это... (баскетбол)

6. В честной драке я не струшу,
Защищу двоих сестер.
Бью на тренировке грушу,
Потому что я... (боксер)

7. И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные... (коньки)
Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками и проверьте правильность написания этих слов. Я надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота. Составьте с этими словами словосочетания: 1 ряд - сущ. + прил.;
2 ряд- сущ.+ глагол и запишите их. У доски работа по карточке №1– фонетический разбор слова коньки
- Ребята! На какую орфограмму мы написали слова?( непроверяемые гласные и согласные в корне слова) А какое слово лишнее? Какое можно подобрать проверочное слово? А какой общей темой объединены эти слова? (спорт) Какую роль он играет для здоровья человека? Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? (правильно, заниматься спортом) Какой вывод сделаем?
Запишите предложение: «Мы будем закаляться и спортом заниматься!»
Подчеркните в этом предложении грамматическую основу и обозначьте части речи.

Стадия « Осмысление»
Объяснение нового материала.
А теперь откройте учебники на стр. 164. Познакомимся с порядком синтаксического разбора простого предложения.
Работа с учебником.
4.Составление кластера.
Повторение терминов по схеме.
Обратите внимание на письменную характеристику предложения.
( Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми) Кто может составить схему к этому предложению? Построение схемы.

  5. Задание «Помоги Незнайке»
А теперь посмотрим, как умеет определять части речи Незнайка в предложении «По утрам ты закаляйся, водой холодной обливайся!»

· У какого слова он неправильно определил часть речи?
1) Закаляйся, обливайся – глаголы;
2) по - предлог
3) ты– имя существительное;
4) водой – имя существительное. Ответ: 3
А чего не хватает в предложении? Где нужно поставить запятую? Почему?
Произведите синтаксический разбор этого предложения. (Комментирование вслух).

  6. Работа в парах.
У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Работаем в парах ( 1 предложение на стол)
1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится. 2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
3.Здоровье дороже богатства. 4. Чистота - залог здоровья.
5.Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.
6. Хороший смех оздоравливает душу.
-Прочитайте получившиеся предложения. Запишите в тетрадь.
Карточка № 3. 4 предложение разобрать у доски.
У доски 1 ученик работает по карточке № 2 –разбор слов по составу: чистота, зарядка, здоровье.

Физкультминутка
Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка – опустить руки вниз.
Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, тире, суффикс, предложение, обращение, буква.


7. Приём «Лови ошибку»
Исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.
У Пети смех заразный. Грипп – болезнь заразительная.
Такие слова называются паронимами, ребята.
Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку тире во 2 предложении. Подчеркните главные члены предложения.


Ребята, а кто знает, что надо употреблять в пищу, чтобы не болеть гриппом и другими болезнями? ( лук, чеснок, больше овощей и фруктов) А почему?
( потому что они содержат витамины).А что ещё, кроме витаминов, может лечить человека? Как вы думаете? А музыка может лечить?

Стадия «Рефлексия»
8. Самостоятельная работа с текстом.
А теперь поработаем с текстом. Прочитайте, озаглавьте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного предложения. (Звучит спокойная музыка, звуки живой природы).

1. (Музыка лечит).
  Музыку любят все. Хрошая музыка улучшает настрение4. А плхая музыка разрушает нервную систему чловека.
    От хрошей музыки даже рстения быстрее рстут. От плохой музыки они могут засохнуть, пгибнуть.

2. Спокойная музыка ра(с,сс)лбляет, снимает псхическое напржение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки жвой природы: журчние ручейка, шум моря, глоса птиц. Она возвращет душевное равновесие и хорошее настрение4.

Подведение итогов урока.
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся смайлики, на обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Урок окончен, всем спасибо!