Адаптированная рабочая программа по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» (3-4 класс)
Министерство образования Республики Башкортостан ГБОУ Красновосходская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Согласовано: Утверждено:
Зам.директора по УВР Директор школы
________ /Э.Р. Гайсина./ ________/Р.Г.Гайсин./
«__» ___________ 2016 г. «__»___________2016 г.
Адаптированная рабочая программа
по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся 3 – 4 класса
на 2016-2017 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «31» августа 2016 г.
Составила психолог-педагог: Габдуллина К.А.
с. Красный Восход - 2016 г.
Паспорт рабочей программы
Тип программы:
-адаптированная образовательная программа коррекционных образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость).
Статус программы:
Адаптированная рабочая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Назначение программы:
-для обучающихся коррекционной школы образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 3 – 4 класса ГБОУ КШИ
Сроки освоения программы: 2 года.
Объем учебного времени: для 3 класса 66 часов;
для 4 класса 67 часов
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Форма контроля: обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей в начале и в конце учебного года.
Пояснительная записка
Составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева и авторской программы О.Н.Тимченко «Программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорного восприятия"для учащихся 1- 4 классов специальной /коррекционной/общеобразовательной школы VIII вида.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный. 1-4 кл. под редакцией В. В. Воронковой Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;
3. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год». Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2012г № 1067;
4.Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2000 г.;
5.Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г;
Актуальность
Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о всеобщем обязательном образовании. Основным типом школ для таких детей являются коррекционные школы для обучающихся с ОВЗ, в которых осуществляется обучение и подготовка их к посильной трудовой деятельности, дальнейшей социализации в обществе. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих закономерностях развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению ребенка с ОВЗ, об учете зон актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого – педагогической программы.
Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" имеет своей целью: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
Основные направления работы:
1. Формирование знаний сенсорных эталонов.
2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого – либо предмета.
Общая характеристика предмета
Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала.
Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно.
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости. Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей. Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании. Предмет предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
— развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
— тактильно-двигательное восприятие.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте.
— кинестетическое и кинетическое развитие.
Кинестетические ощущения (кожная, вибрационная чувствительность, т. е. поверхностная чувствительность) — чрезвычайно важный вид чувствительности, так как без них невозможно поддержание вертикального положения тела, выполнение сложно координированных движений. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д.
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития.
— развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями не могут дать полные представления об исследуемом объекте; для них характерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта. — развитие слухового восприятия.
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая неактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у сверстников с нормальным развитием. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».
— восприятие пространства.
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях.
— восприятие времени.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. А умением определять время по часам ученики коррекционной школы зачастую не овладевают и к старшим классам.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорного развития в соответствии с учебным планом, рассчитана в 3 классе на 66 часов в год; в 4 классе на 67 часов в год (2 часа в неделю).
3 класс - 66 часов в год, 2 часа в неделю.
1 четверть 2четверть 3четверть 4 четверть Всего
15 часов 16 часов 18 часов 17 часов 66 часов
4 класс - 67 часов в год, 2 часа в неделю.
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Всего
17 часов 15 часов часов 17 часов 67 часов
Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует умственному развитию.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Отметим, что данные занятия ни в коей мере не подменяют коррекционную направленность всего процесса обучения в коррекционной школе. Они предназначены исключительно для тех детей, которые испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала вследствие недостаточного развития перцептивной (сенсорной) сферы.
Планируемые результаты изучения курса.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных и предметных результатов.
Личностные и метапредметные результаты.
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Развивать мотивы учебной деятельности, формировать личностный смысл учения.
Ценить и принимать такие базовые ценности как родина, природа, мир.
Ценить и принимать мнения других, уважительно относится к высказываниям и мыслям товарищей.
Оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.
Воспитывать уважение к своему народу, Родине, природным богатствам.
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и одноклассниками.
Развивать эстетические потребности, ценности и чувства.
Формирование мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формировать установку на здоровый, безопасный образ жизни, мотивации к творческому труду.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Формировать уважительное отношение к чужому мнению.
Освоение социальной роли обучающегося.
Формирование норм поведения в обществе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие умения не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Предметные УУД
-Ученик научится сравнивать предметы по форме (одинаковые и разные).
-Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога, составлять план действий.
-Научиться правильно пользоваться письменными принадлежностями.
-Выполнять точные движения при штриховке двумя руками
-Пользоваться элементами расслабления.
-Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
-Смешивать цвета, называть их.
-Конструировать сложные формы из 6-8 элементов.
-Находить нереальные элементы нелепых картинок.
-Определять противоположные качества и свойства предметов.
-Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
-Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
-Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
-Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
-Определять возраст людей
-Определять цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый)
-Ориентироваться в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя или другой предмет, ориентироваться на плоскости листа в клеточку, на странице книги.
-Выполнять элементы-линии по определенному алгоритму.
-Различать органы чувств (нос, глаза, уши, язык, кожа) и их функции (чувствуем запах, вкус, тепло, холод, шероховатость, мягкость, шелковистость, видим.)
Содержание учебного предмета
Программа курса для 3 класса включает следующие разделы:
Раздел 1. Обследование вновь принятых детей (2 часа) Раздел 2. Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов) Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации. Раздел 3. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (13 часов) Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). Раздел 5. Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа) Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
Раздел 6. Развитие зрительного восприятия (5 часов) Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Раздел 7. Восприятие пространства (5 часов) Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Раздел 8. Восприятие времени 5 часов) Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.
Раздел 9. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (8 часов) Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. Раздел 10. Развитие слухового восприятия (9 часов) Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади.Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Учащиеся 3 класса должны уметь:
— целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога; — дорисовывать незаконченные изображения; — группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом; — составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков; — конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур; — определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов; — зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом; — классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; — различать запахи и вкусовые качества, называть их; — сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке; — действовать по звуковому сигналу; — адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов; — определять время по часам.
Содержание учебного предмета
Программа курса для 4 класса включает следующие разделы:
Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов) Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов) Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4—5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах.
Раздел 3. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов) Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6—8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5—7 частей).
Раздел 4. Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа) Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (7 часов) Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Раздел 6. Восприятие пространства (6 часов) Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек. Раздел 7. Восприятие времени (6 часов)
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Раздел 8. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (11 часов) Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть). Раздел 9. Развитие слухового восприятия (7 часов) Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.
Учащиеся 4 класса должны уметь:
— целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий; — выполнять точные движения при штриховке двумя руками; — пользоваться элементами расслабления; — группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом; — смешивать цвета, называть их; — конструировать сложные формы из 6—8 элементов; — находить нереальные элементы нелепых картинок; — определять противоположные качества и свойства предметов; — самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам; — распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу; — определять на слух звучание различных музыкальных инструментов; — моделировать расположение предметов в заданном пространстве; — определять возраст людей.
Календарно-тематический план
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» - 3 класс
66 часов
I четверть
№
п/п Название темы
Кол-во часов дата Тип урока
Элементы
содержания
Виды деятельности Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Форма
контроля.
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. 2 05.09.
07.09. Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Групповое и индивидуальное обследование Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. Текущий, фронтальный Предметные картинки
Развитие моторики, графомоторных навыков -14 ч.
1 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). 1 14.09.
Комбинированный Развитие навыков основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа Занятие-игра Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога Текущий, фронтальный 2 Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок - бег, два хлопка – бег назад, т.д.). 1 19.09. Комбинированный Развитие слухового восприятия, внимания.
Занятие-игра Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. Текущий, фронтальный 3 Выполнение целенаправленных действий по 3-звенной инструкции педагога (поворот
направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении. 2 21.09.
26.09. Комбинированный Развитие навыков целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;
Практическая работа Целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога. Текущий, фронтальный 4 Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). 1 28.09. Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Занятие-игра Уметь завязывать, шнуровать, застегивать, растегивать. Текущий, фронтальный Натуральные предметы, мелкая мозаика.
5 Графический диктант с усложненными заданиями. 1 03.10. Комбинированный Развитие слухового восприятия, внимания
Практическая работа Выполнять графический диктант с усложненными заданиями по команде учителя Текущий, фронтальный Учебные принадлежности
6 Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). 1 05.10. Комбинированный Различать геометрические фигуры Практическая работа Классифицировать геометрические фигуры Текущий, фронтальный Внутренние и внешние трафареты
7 Дорисовывание симметричной половины изображения. 1 10.10. Комбинированный Развитие моторики рук и пальцев Практическая работа Дорисовывать незаконченные изображения Текущий, фронтальный Предметные картинки,
образцы
8 Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко). 1 12.10. Комбинированный Развитие моторики рук и пальцев и зрительно-двигательную координацию. Занятие-игра Вырезать ножницами «на глаз» изображений предметов Текущий, фронтальный Набор предметов
9 Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. 1 17.10. Комбинированный Развитие моторики рук и пальцев Занятие-игра Обводить контуры изображений, заштриховать в разных направлениях Текущий, фронтальный Трафареты предметных изображений
10 Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации. 2 19.10.
24.10. Комбинированный Развитие моторики рук и пальцев Практическая работа Выполнить аппликацию по образцу. Текущий, фронтальный Листы цветной бумаги, картон, набор предметов
11 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. 1 26.10. Комбинированный Развитие речи, мелкую моторику кистей рук и пальцев Занятие-игра Выполнять пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением Текущий, фронтальный Набор предметов
12 Рисование бордюров по образцу. 1 31.10. Комбинированный Развитие мелкой моторики кистей рук и пальцев Занятие-игра Выполнять элементы-линии по определенному алгоритму.
Текущий, фронтальный Учебные принадлежности
II четверть
Тактильно – двигательное восприятие – 4 ч
1 Определение на ощупь предметов, выделение разных свойств и качеств. 1 07.11. Комбинированный Воспитывать умение анализировать свою деятельность путём самоконтроля и взаимоконтроля Практическая работа Определять на ощупь свойства и качество предметов. Текущий, фронтальный Наборы предметов
2 Восприятие поверхности на ощупь(гладкая, шершавая, колючая, пушистая). 1 09.11. Комбинированный Развитие тактильного восприятия
Практическая работа Определять на ощупь свойства и качество предметов. Текущий, фронтальный Наборы предметов
3 Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание,вдавливание). Лепка «Овощи». 1 14.11. Комбинированный Развитие тактильного восприятие Занятие-игра Раскатывать пластилин, глину. Уметь определять их свойства. Текущий, фронтальный Пластилин
4 Игры с сюжетной мозаикой. 1 16.11. Комбинированный Коррекция познавательной деятельности
Занятие-игра Играть с крупной мозаикой. Текущий, фронтальный Набор мозаики
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов – 12 ч.
1 Сравнение и обозначение словом формы предметов. (3-4 предмета) 1 21.11. Комбинированный Воспитывать умение анализировать свою деятельность путём самоконтроля и взаимоконтроля
Практическая работа Различать основные геометрические фигуры. Текущий, фронтальный Предметные картинки
2 Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. 1 23.11. Комбинированный Развивать навыки обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
Работа с геометрическим конструктором Выделять формы предметов, делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений. Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по форме
3-4 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длин. и широк., узкий и корот.) 2 28.11.
30.11. Комбинированный Развивать память, внимание
Занятие-путешествие
Группировать предметы и их изображения по форме. Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по форме
5 Узнавание предмета по одному элементу. Дидактическая игра «Что хотел нарисовать художник». 1 05.12. Комбинированный Коррекция познавательной деятельности
Занятие-игра Находить недостающую фигуру. Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по форме
6 Составление сериационных рядов по величине. 1 07.12. Комбинированный Коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся. Пополнять и активизировать словарь школьника. Занятие-практикум Составлять сериационные ряды по величине. 7 Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. 1 12.12. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления. Занятие-
практикум Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом. Текущий, фронтальный Набор предметов
8 Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). "Путешествие на экзотические острова". 1 14.12. Комбинированный Формирование у учащихся умения самостоятельно оперировать информацией. Занятие-
практикум Смешивать цвета, и называть их. Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по
величине
9 Составление предмета или целой конструкции из мелких деталей. 1 19.12. Составлять целое из мелких деталей. Текущий, фронтальный Геометрический конструктор, «Лего».
10-11 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов . 2 21.12.
26.12. Комбинированный Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
Занятие-игра Использовать простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов. Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по
толщине
12 Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.
1 28.12. Комбинированный Развитие высших психических функций учеников: восприятия, различных видов памяти . Занятие-
практикум Уметь выкладывать геометрическую фигуру и мозаики по опорным точкам Текущий, фронтальный Набор мозаики, образцы геометрических фигур
III четверть
№
п/п Название темы
Кол-во часов дата Тип урока
Элементы
содержания
Виды деятельности Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Форма
контроля.
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов.
1 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Кинестетическое и кинетическое развитие – 3 ч.
1 Формирование ощущений от статических и динамических поз различных различных частей тела. 1 16.01. Комбинированный Формирование у учащихся умения самостоятельно оперировать информацией. Занятие-
практикум Выполнять упражнения по заданию педагога, обозначать словом. Текущий, фронтальный 2 Выразительность движений (имитация повадок животных и т. д.) 1 18.01. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления. Занятие-путешествие
Имитировать повадки животных. Текущий, фронтальный Предметные картинки
3 Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. 1 23.01. Комбинированный Развивать инициативу, стремление к активной деятельности Занятие-игра Выполнять упражнения по заданию педагога, обозначать словом. Текущий, фронтальный Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти – 5 ч.
1 Нахождение отличительных и общиж признаков на наглядном материале. (Дидактическая игра «Что изменилось». 2 25.01.
Комбинированный Коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся. Пополнять и активизировать словарь школьника. Занятие-
практикум Сравнивать 2 картинки и находить отличительные и общие признаки. Текущий, фронтальный Картинки
2 Сравнение 3-х предметов, отличающихся незначительными качествами и свойствами. 1 30.01. Комбинированный Формировать умение использовать в речи вновь усвоенных слов. Занятие-путешествие
Находить отличительные и общие признаки предметов. Текущий, фронтальный Наборы предметов
3 Совершенствование зрительно-двигательной координации. 1 01.02. Комбинированный Совершенствовать умение называть предметы и явления. Характеризовать их по основным свойствам Занятие-игра Рисование бордюров по образцу Текущий, фронтальный Образцы для выполнения задания
4 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». 1 06.02. Комбинированный Развивать зрительную память. Занятие-
практикум Анализировать предметы. Текущий, фронтальный Наборы предметов, сюжетные картинки
5 Упражнения для профилактики и коррекции зрения. 1 08.02. Комбинированный Развитие навыков основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации. Занятие-
практикум Выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения. Текущий, фронтальный З.П.Малева «Как сохранить зрение», Челябинск – 2000;
Восприятие пространства – 5 ч.
1 Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. «Путешествие колобка». 1 13.02. Комбинированный Развитие высших психических функций учеников: восприятия, различных видов памяти . Занятие-
практикум Различать правую и левую сторону. Текущий, фронтальный Мячи
скакалки
стрелки-символы
2 Выполнение пространственных инструкций, поручений (понимание предлогов между, под, над, у). «Прогулка по лесу». 1 15.02. Комбинированный Коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся. Пополнять и активизировать словарь школьника. Занятие-
практикум Выполнять движения в заданном направлении. Текущий, фронтальный Набор предметов
3 Ориентировка в помещении с помощью плана – рисунка. «Следопыты».
1 20.02. Комбинированный Формировать умение использовать в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами. Занятие-путешествие
Ориентироваться в классной комнате. Текущий, фронтальный Набор предметов
4 Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». 1 22.02. Комбинированный Формировать умение использовать в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами. Занятие-путешествие
Ориентироваться в классной комнате. Текущий, фронтальный Набор предметов
5 Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом). Дидактическая игра «Муха». 1 27.02. Комбинированный Совершенствовать умение называть предметы и явления. Характеризовать их по основным свойствам Занятие-игра Ориентироваться на листе бумаги разного формата. Текущий, фронтальный Листы бумаги разного формата
Восприятие времени – 5 ч.
1 Определение времени по часам. 1 01.03.
06.03. Комбинированный Воспитывать умение анализировать свою деятельность путём самоконтроля и взаимоконтроля Практическая работа Определять время по часам. Текущий, фронтальный графическая модель «Сутки»
2 Длительность временных интервалов. (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). 1 13.03. Комбинированный Воспитывать умение анализировать свою деятельность путём самоконтроля и взаимоконтроля
.
Практическая работа Определять длительность временных интервалов. Текущий, фронтальный графическая модель «Сутки»
3 Дидактическая игра «Успей за 2 – 2 – 5 минут». 1 15.03. Комбинированный Развивать память, внимание
Занятие-путешествие
Принимать участие в игре, следуя инструкции Текущий, фронтальный Таблица «Дни недели», «Сутки».
4 Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). 1 20.03. Комбинированный Коррекция познавательной деятельности
Занятие-игра Различать сутки, неделю, месяц, год. Текущий, фронтальный Таблица. «Дни недели»
5 Времена года, их закономерная смена. 1 22.03. Комбинированный Развитие познавательной деятельности.
Занятие-игра Определять длительность временных интервалов. Текущий, фронтальный графическая модель «Времена года»
IV четверть
№
п/п Название темы
Кол-во часов дата Тип урока
Элементы
содержания
Виды деятельности Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Форма
контроля.
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов.
1 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Восприятие особых свойств предметов – 8 ч.
1 Развитие осязания (теплее - холоднее); Определение контраст. темп. предметов (утюг, холодильник и т. д.). 1 03.04. Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики. Занятие-
практикум Определять контрастные температуры предметов. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
2 Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. 1 05.04. Комбинированный Занятие-
практикум Различать пищевые запахи и вкусы, обозначить их словом. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
3 Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). 1 10.04. Комбинированный Развитие навыков основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации. Занятие-
практикум Определять различные свойства веществ. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
4 Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее – легче) 1 12.04. Комбинированный Занятие-
практикум Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
5 Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее), словесное обозначение. 1 17.04. Комбинированный Развитие навыков основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации. Занятие-
практикум Различать пищевые запахи и вкусы. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
6 Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». 1 19.04. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией.
Практическая
работа Распознавать предметы по запаху. Определять различные свойства предметов. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
7-8 Упражнения в измерении веса предметов на весах. 2 24.04.
26.04. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления.
Практическая работа Измерять веса предметов на весах. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти – 9 ч.
1 Определение направления звука в пространстве (справа-слева-спереди-сзади). 1 03.05. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией.
Занятие-
практикум Определять направление звука в пространстве. Текущий, фронтальный Детские музыкальные инструменты;
аудио и медиафайлы
2 Дидактическая игра «Угадай по голосу». 1 08.05. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления.
Занятие-путешествие
Различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды. Текущий, фронтальный аудио и медиафайлы
3 Выполнение действий по звуковому сигналу. 1 10.05. Комбинированный Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
Занятие-
игра Выполнять действия по звуковому сигналу. Текущий, фронтальный аудио и медиафайлы
4 Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. 1 15.05. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией. Занятие-
практикум Различать музыкальные и речевые звуки. Текущий, фронтальный Детские музыкальные инструменты;
аудио и медиафайлы
5 Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук». 1 17.05. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления.
Занятие-путешествие
Различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды. Слушать музыкальные произведения. Текущий, фронтальный аудио и медиафайлы
6-7 Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». 2 22.05.
24.05. Комбинированный Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
Занятие-игра Определять на слух звучание музыкальных инструментов. Текущий, фронтальный аудио и медиафайлы
8 Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков. 29.05. Комбинированный Развивать внимательность, слуховое восприятие. Занятие-практикум Различать мелодии по темпу. Слушать музыкальные произведения Текущий, фронтальный аудио и медиафайлы
9 Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». 1 31.05. Комбинированный Развивать слуховое восприятие. Занятие-игра Воспроизводить ритм музыки. Текущий, фронтальный Музыкальные инструменты
Календарно-тематический план
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» - 4 класс
67 часов
I четверть
№
п/п Название темы
Кол-во часов дата Тип урока
Элементы
содержания
Виды деятельности Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Форма
контроля.
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов.
1 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. 1 Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Групповое и индивидуальное обследование Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. Текущий, фронтальный Предметные картинки
Развитие моторики, графомоторных навыков – 12 ч.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). 1 03.09. Комбинированный Развитие навыков основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа Практическая работа Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. Текущий, фронтальный Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок - бег, два хлопка - бег назад, т.д.). 2 07.09.
10.09. Комбинированный Развитие слухового восприятия, внимания.
Занятие-игра Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. Текущий, фронтальный Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении. 2 14.09.
17.09. Комбинированный Развитие навыков целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;
Занятие-игра Целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога. Текущий, фронтальный Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). 1 21.09. Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Практическая работа Собирать мелкую мозаику Текущий, фронтальный Мелкая мозаика, «Лего»
Графический диктант с усложненными заданиями. 2 24.09.
28.09. Комбинированный Развитие слухового восприятия, внимания
Занятие-игра Выполнять графический диктант с усложненными заданиями по команде учителя Текущий, фронтальный Учебные принадлежности
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). 1 01.10. Комбинированный Различать геометрические фигуры Занятие-игра Чертить геометрические фигуры Текущий, фронтальный Внутренние и внешние трафареты
Дорисовывание симметричной половины изображения. 1 05.10. Комбинированный Развитие воображения Практическая работа Дорисовывать незаконченные изображения Текущий, фронтальный Предметные картинки,
образцы
Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко). 2 08.10.
12.10. Комбинированный Развитие моторики рук и пальцев Практическая работа Вырезать ножницами «на глаз» изображения предметов Текущий, фронтальный Набор предметов
Тактильно – двигательное восприятие – 5 ч
1 Определение на ощупь предметов, их величины, материала. Сочиняем сказку «Волшебный мешочек» 1 15.10. Комбинированный Воспитывать умение анализировать свою деятельность путём самоконтроля и взаимоконтроля Практическая работа Определять на ощупь величины предметов. Текущий, фронтальный Набор предметов
2 Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином. «Лепим угощение». 1 19.10. Комбинированный Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения
Занятие-путешествие
Раскатывать пластилин. Текущий, фронтальный Пластилин
3-4 Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). 2 22.10.
26.10. Комбинированный Коррекция познавательной деятельности
Занятие-игра Определять на ощупь предметы. Текущий, фронтальный Наборы предметов
5 Игры с мелкой мозаикой. 1 29.10. Комбинированный Коррекция мелкой моторики и развитие воображения Занятие-
игра Играть с мелкой мозаикой. Набор мозаики
II четверть
№
п/п Название темы Кол-во часов дата Тип урока
Элементы
содержания
Виды деятельности Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Форма
контроля.
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов – 12 ч
1 Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. «В магазине игрушек». 1 09.11. Комбинированный Воспитывать умение анализировать свою деятельность путём самоконтроля и взаимоконтроля
Практическая работа Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам. Текущий, фронтальный Предметные картинки
2-3 Узнавание предмета по словесному описанию. «Будь внимательным!». Дидактическая игра «Узнай по описанию». 2 12.11.
16.11. Комбинированный развитие комбинаторных способностей.
Занятие-игра Выделять формы предметов. Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по форме
4-5 Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. 2 19.11.
23.11. Комбинированный Развивать память, внимание
Занятие-путешествие
Сравниват и группировать предметы и их изображения по форме. Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по форме величине и цвету.
6 Узнавание предмета по одному элементу. Дидактическая игра «Что хотел нарисовать художник». 1 26.11. Комбинированный Коррекция познавательной деятельности
Занятие-
игра Подбирать к геометрическим фигурам предметы, похожие по форме. Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по форме
7 Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). "Путешествие на экзотические острова". 1 30.11. Комбинированный Формирование у учащихся умения самостоятельно оперировать информацией. Занятие-
практикум Различать основные цвета и оттенки. Текущий, фронтальный Цветные карандаши, акварельные краски
8 Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет». 1 03.12. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления. Занятие-игра
Различать основные цвета и оттенки Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по
длине
9-10 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов. 2 07.12.
10.12. Комбинированный Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
Занятие-игра Различать предметы по величине, по высоте, по ширине. Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по толщине, по высоте.
11 Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.
1 14.12. Комбинированный Развитие высших психических функций учеников: восприятия, различных видов памяти. Занятие-
практикум Выкладывать геометрическую фигуру из мозаики Текущий, фронтальный Геометрический конструктор
12 Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор»). 1 17.12. Комбинированный Коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся. Пополнять и активизировать словарь школьника. Занятие-
практикум Уметь конструировать сложные формы. Текущий, фронтальный Геометрический конструктор
Кинестетическое и кинетическое развитие – 3 ч
1 Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация поз и действий. 1 21.12. Комбинированный Формирование у учащихся умения самостоятельно оперировать информацией. Занятие-
практикум Выполнять упражнения по заданию педагога, обозначать словом. Текущий, фронтальный Наборы предметов
2 Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. 1 24.12. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления. Занятие-игра Выполнять упражнения по заданию педагога. Текущий, фронтальный Наборы предметов
3 Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье). 1 28.12. Комбинированный Развивать инициативу, стремление к активной деятельности Занятие-игра Выполнять упражнения по заданию педагога, обозначать словом. Текущий, фронтальный Наборы предметов
III четверть
№
п/п Название темы Кол-во часов Дата Тип урока Элементы содержания Виды деятельности Требования
к уровню
подготовки
обучающихся Форма контроля Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти – 6 ч
1-2 Нахождение отличительных и обобщающих признаков на наглядном материале. (Дидактическая игра «Что изменилось». 2 18.01.
21.01. Комбинированный Коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся. Пополнять и активизировать словарь школьника. Занятие-
практикум Сравнивать предметы, состоящих из 2-3 частей.
Находить отличительные и общие признаки предметов. Текущий, фронтальный Набор разнообразных предметов
3 Профилактика зрения. Упражнения для глаз. 1 25.01. Комбинированный Формировать умение использовать в речи вновь усвоенных слов. Занятие-путешествие
Выполнять упражнения для профилактики зрения Текущий, фронтальный «Как сохранить зрение» З.П.Малева, Челябинск-2000;
4-5 Нахождение нелепиц на картинках . дидактические игры «Что перепутал художник», «Бывает – не бывает». 2 28.01.
01.02. Комбинированный Совершенствовать умение называть предметы и явления. Характеризовать их по основным свойствам Занятие-
игра Анализировать предметы. Текущий, фронтальный Картинки с «нелепицами», наборы мозаики
6 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». 1 04.02. Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики. Занятие-
практикум Анализировать предметы. Текущий, фронтальный Предметные картинки
Восприятие пространства – 6 ч
1 Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. «Путешествие колобка». 1 08.02. Комбинированный Развитие высших психических функций учеников: восприятия, различных видов памяти . Занятие-
практикум Различать правую и левую сторону. Выполнять движения в заданном направлении. Текущий, фронтальный Наборы предметов
2 Выполнение пространственных инструкций, поручений (понимание предлогов между, под, над, у). «Прогулка по лесу». 1 11.02. Комбинированный Коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся. Пополнять и активизировать словарь школьника. Занятие-
практикум Выполнять пространственных инструкций, поручений. Текущий, фронтальный Наборы предметов, сюжетные картинки
3 Ориентировка в помещении с помощью плана – рисунка. «Следопыты».
1 15.02. Комбинированный Формировать умение использовать в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами. Занятие-путешествие
Ориентироваться в классной комнате. Текущий, фронтальный Набор предметов, план-рисунок
4 Построение комбинаций из геометрических фигур по словесной инструкции. 1 18.02. Комбинированный Развитие навыков построения различных комбинаций из геометрических фигур по инструкции учителя. Занятие-
игра Ориентироваться в линейном ряду. Текущий, фронтальный Геометрические фигуры разного формата
5 Определение расположения предметов в пространстве. Дидактическая игра «Расставь мебель в комнате». 1 22.02. Комбинированный Формировать умение использовать в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами. Занятие-путешествие
Ориентироваться в классной комнате. Текущий, фронтальный Набор предметов
6 Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом). Дидактическая игра «Муха». 1 25.02. Комбинированный Совершенствовать умение называть предметы и явления. Характеризовать их по основным свойствам Занятие-игра Ориентироваться на листе бумаги разного формата. Текущий, фронтальный Листы бумаги разного формата
Восприятие времени – 6 ч
1 Повторяем месяцы. Смена месяцев. Последовательность событий. Раньше - позже. 1 01.03. Комбинированный Воспитывать умение анализировать свою деятельность путём самоконтроля и взаимоконтроля Практическая работа Определять время по часам. Текущий, фронтальный Сюжетные картинки
2 Вчера, сегодня, завтра. 1 04.03. Комбинированный развитие Занятие-игра Определять длительность временных интервалов. Текущий, фронтальный Графическая модель «Сутки»
3 Сутки: День и ночь. Вечер и утро. 1 11.03. Комбинированный Развивать память, внимание
Занятие-путешествие
Принимать участие в игре, следуя инструкции Текущий, фронтальный Таблица «Дни недели»
4 Последовательность основных жизненных событий. 1 15.03. Комбинированный Коррекция познавательной деятельности
Занятие-
игра Различать сутки, неделю, месяц, год. Текущий, фронтальный Таблица. «Дни недели»
5 Возраст людей. «Золотая свадьба». 1 18.03. Комбинированный развитие комбинаторных способностей.
Работа с геометрическим конструктором Определять длительность временных интервалов. Текущий, фронтальный Сюжетные картинки
6 Работа с календарем и моделью календарного года. 1 22.03. Комбинированный Коррекция познавательной деятельности
Занятие-
игра Различать сутки, неделю, месяц, год. Текущий, фронтальный Таблица. «Дни недели»
IV четверть
№
п/п Название темы
Кол-во часов дата Тип урока
Элементы
содержания
Виды деятельности Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Форма
контроля.
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов.
1 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Восприятие особых свойств предметов – 11 ч
1 Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное – мокрое и т.д.), их словесное обозначение. 1 05.04. Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики. Занятие-
практикум Определять различные свойства предметов. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
2-3 Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный). 2 08.04.
12.04. Комбинированный Развитие навыков основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации. Занятие-
практикум Различать противоположные качества предметов. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
4-5 Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. 2 15.04.
19.04. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией. Практическая
работа Определять контрастные температуры предметов Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
6-7 Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть). 2 22.04.
26.04. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления.
Практическая работа Определять противоположные действия, совершаемые с предметами. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
8 Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее), словесное обозначение. 1 29.04. Комбинированный Развитие навыков основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации. Занятие-
практикум Различать пищевые запахи и вкусы. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
9 Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». 1 03.05. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией.
Практическая работа Различать запахи и ароматы.. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
10-11 Упражнения в измерении веса предметов на весах. 2 06.05.
10.05.
Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления.
Практическая работа Определять предметы по тяжести. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти – 7 ч
1 Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). 1 13.05. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией.
Занятие-
практикум Различать звуки окружающей среды. Текущий, фронтальный Детские музыкальные инструменты;
аудио и медиафайлы
2 Дидактическая игра «Угадай по голосу». 1 17.05. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления.
Занятие-путешествие
Различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды. Слушать музыкальные произведения. Текущий, фронтальный Аудио и медиафайлы
3 Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона. Дидактическая игра «Определи самый громкий звук». 1 20.05. Комбинированный Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
Занятие-
игра Различать речевые и музыкальные звуки. Текущий, фронтальный Аудио и медиафайлы
4 Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. 1 24.05. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией. Занятие-
практикум Различать звуки окружающей среды. Текущий, фронтальный Детские музыкальные инструменты;
аудио и медиафайлы
5 Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук». 1 27.05. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления.
Занятие-путешествие
Различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды. Слушать музыкальные произведения. Текущий, фронтальный Аудио и медиафайлы
6 Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». 2 31.05. Комбинированный Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
Занятие-
игра Различать речевые и музыкальные звуки. Текущий, фронтальный Аудио и медиафайлы
Учебно - методическая литература:
1. Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева и авторской программа О.Н.Тимченко «Программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорного восприятия"для учащихся 1- 4 классов специальной /коррекционной/общеобразовательной школы VIII вида;
2. Л.Г.Моисеева, «Готовим руку к письму», «Издательство Речь», 2004;
3. И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», Книголюб - 2005;
4. О.В.Узорова, Е.А. Нефедова «Игры с пальчиками», ООО «Издательство Астрель», Москва – 2004;
5. Н.В.Клюева, Ю.В. Филиппова «Общение дети 5-6 лет», Ярославль, Академияразвития – 2006;
6. С. Семенака «Уроки добра» коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет, АРКТИ, Москва – 2005;
7. Психология. Занятия с детьми 1 – 2 классов, Издательство «Учитель – АСТ», Волгоград – 2004;
8. Л.М.Шипицына. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург, Речь-2004;
9. Гиперактивный ребенок – это не проблема! Москва-2012;
10. Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет-форма-количество» Перевод, издательство «Просвещение», 1984 г;
11. Г.К. Колос. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Издательство «АРКТИ», Москва-2007;
12. Е.С. Анищенкова. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. АСТ. Астрель. Москва-2007;
13. Н.Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях» Творческий центр «Сфера», Москва-2007;
14. О. Боровик «Развитие воображения (методические рекомендации)» Центр Гуманитарной Литературы «РОН» В.Секачев., Москва-2000;
15. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. «Веселая психогимнастика, или Как научить ребенка управлять самим собой», Издательство «Аркти», Москва-2012;
16. З.П. Малева. «Как сохранить и улучшить зрение», Челябинск – 2000;
17. И.В. Ковалец. «Азбука эмоций» Гуманитарный Издательский Центр «ВЛАДОС» - 2004;
18. С.Гаврина, Н.Кутявина, И.Топоркова, С.Щербинина. «Учимся читать и рассказывать» Академия развития, 2006.