Конспект урока по русскому языку на тему Разбор предложений по членам предложения и частям речи (3 класс)

М. Сорокина
Учитель начальных классов СОШ «Образовательный центр» ОАО «Газпром»

Сценарий урока русского языка в 3-ем классе «Б» по теме: «Разбор предложений по членам предложения и частям речи»

Обучающая цель: формировать умения выделять главные члены в предложениях; формировать и закреплять умения устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными; формировать умения применять знания при построении предложений по схемам; научиться применять усвоенные знания, умения и навыки в практической деятельности на конкретных примерах;
Развивающая цель: развивать речь учащихся; обогащать и усложнять её словарный запас; развивать мышление учащихся; умение пользоваться приёмами сравнения и аналогии; аргументировать свою точку зрения;
Воспитательная цель: проявлять интерес к познанию тайн русского языка; владеть навыками совместной деятельности; соблюдать нормы поведения; воспитывать в себе умение оценивать своё внутреннее состояние, собственную деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников;
Тип урока: урок закрепления знаний
Структура урока: Пг, Зк, Кт, Ит, Дм;
Единица содержания образования: алгоритм разбора предложения по членам предложения и частям речи;
Граница знания: учащиеся владеют алгоритмом разбора предложения по членам предложения и частям речи; ребята должны научиться применять полученные знания на практике;

Ход урока:

Подготовительный этап
Цель:
1) мотивировать к учебной деятельности на уроке;
2) определение содержательных рамок урока;
3)повторить алгоритм разбора предложения по членам предложения и частям речи;
Организация учебного процесса на этапе 1:
Высказывание о русском языке.
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбельюЧто такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (А. Н. Толстой)
Учитель объявляет тему урока.
- какие члены предложения вам известны?
- какие члены предложения называют главными?
- что обозначает подлежащее?
- какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- что обозначает сказуемое?
- какими частями речи может быть выражено сказуемое?
- какие члены предложения называют второстепенными?
- на какие вопросы отвечает определение; какой частью речи может быть выражено?
- на какие вопросы отвечает дополнение; какими частями речи может быть выражено?
- на какие вопросы отвечает обстоятельство места, времени и образа действия; какими частями речи может быть выражено?
- что помогает нам установить связь слов в предложении?
- вспомните и расскажите алгоритм разбора предложений по членам предложения и по частям речи;
Мы повторили всё, что будет необходимо нам для дальнейшей работы.
- Скажите мне, пожалуйста, какую учебную задачу вы можете перед собой поставить?
- Каким образом вы можете решить поставленную задачу?
- С каким настроением начинаем работу?
Повернитесь друг к другу и скажите добрые слова-напутствия, которые помогут вам решить поставленную учебную задачу и сделают настроение ещё лучше.

Закрепление
Цель:
1) научиться применять полученные знания на практике;
2) тренировать мыслительные операции: анализ, обобщение, сравнение, аналогию;
3) зафиксировать способы действий в речи;
4) владеть навыками совместной деятельности;
5) аргументировать свою точку зрения;
6) воспитание в себе умения оценивать собственную деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников;
Фиксация индивидуальных достижений.
Организация учебного процесса на этапе 2:
– назовите подлежащее и сказуемое в каждом предложении:
Ёжик от испуга свернулся в клубок. Белка быстро прыгает по веткам деревьев. Ветер крутит пыль по дороге. Из ямы под сосной после зимней спячки вылез медведь. На проталинах зазеленела первая травка. Звонко чирикают неугомонные воробьи. По лесу рыщет рыжая лисица. В город пришла долгожданная зима. Старая липа дрожала под порывами ветра. После дождя ребята увидели разноцветную радугу. Серые утки улетели в тёплые края.
– разбери предложение по членам предложения; выпиши пары слов;
(работа проводится фронтально у доски);
На краю леса зацвела душистая черёмуха.
Снежинки, кружились, лёгкие, медленно, в воздухе
– вставь недостающий член предложения, разбери предложение по членам предложения;
(работа проводится двумя командами);
Белые . падают на землю.
По лесным тропинкам . хлопотливые муравьи.
На дне . оврага течёт . ручей.
Ребята сделали снежную . .
. стоял маленький лосёнок.
– составь схему предложения;
( работа проводится в паре);

1 вариант
По пашне важно разгуливали грачи.
Лесные деревья покрылись зелёными листочками.

2 вариант
К молодой липке быстро подлетела синичка.
Весной на полянках появятся голубые подснежники.
– составь предложение по схеме;
(групповая работа);
1)
2)
3)
4)
5)
6)

Контроль и самоконтроль
Цель:
1) организовать самопроверку учащимися умения применять знания на конкретных примерах
2) зафиксировать достижение индивидуального успеха.
Организация учебного процесса на этапе 3:
(индивидуальная карточка, вклеивается в тетрадь);
Маленькая синичка уничтожает вредных насекомых. Осенью небо покрывалось тяжёлыми облаками.

Итог на рефлексивной основе
Цель:
1) зафиксировать правильные способы действий при подборе способа проверки безударных гласных, проверяемых ударением;
2) оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 4:
какую тему мы сегодня повторяли?
какова была учебная задача нашего урока?
удалось ли её решить?
докажите
как вы оцениваете свою работу на уроке?
кто считает, что работал хорошо?
что вам больше всего понравилось на уроке?
с каким настроением вы работали?

Домашнее задание
Цель:
1) отработать алгоритм разбора предложений по членам предложения и частям речи самостоятельно;
2) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Сборник упражнений по русскому языку Т. В Шкляровой с. 23 упр. 88 + словарь; задание выполнить в рабочей тетради;
как вы думаете, наш урок понравился гостям? Почему?
что скажем им на прощанье?