РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Развитие устной речи» 1 класса для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основного общего образования
Рассмотрена и рекомендована
Протокол № ____
заседания МО учителей______________
__________________________________
от «___» _________ 20__г.
Руководитель МО _________ / ________
Утверждена
Директор ГКОУ РО
Азовской школы №7
________ И.П. Попова
Приказ № ______
от «___» _________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Развитие устной речи»
1 класса для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) основного общего образования
Количество часов : 68
Учитель: Плотникова Оксана Михайловна
2016/2017
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью на основании программ А.Р.Маллер, Г.В. Цикото «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», и методических рекомендаций по логопедии В.К. Воробьевой, О.Н. Лиманской, Т.В. Пятницы, Т.В. Башинской В.И. Рождественскойи др.
.- приказа минобразования РО «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 № 24/4.1.1 –4851/ м;
- адаптированной основной образовательной программы учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Азовской школы №7;
- учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;
- годового календарного плана – графика ГКОУ Азовской школы №7;
- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов ГКОУ РО Азовской школы №7.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебного плана ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2016-2017 учебный год для предмета «Развитие устной речи» в 1 классе отводится 66 часов из расчета 2 часа в неделю.
Особенность учебного процесса: основное логопедической заключение обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью - системное недоразвитие речи разного уровня. Все обучающиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа с ними имеет определенную специфику. Программа рассчитана для не говорящих обучающихся и имеющих нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи.
Главная цель обучения обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью - развитие коммуникативных навыков.
Программа направлена на решение следующих задач:
формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматический строй речи;
развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику;
воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
Курс представлен следующими разделами:
Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи
В данном разделе ведется работа по формированию у обучающихся потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, умения различать неречевые и речевые звуки, слушать обращенную речь, понимать простые и сложные инструкции. А также ведется работа по развитию общего подражания, умения использовать простые бытовые жесты.
Развитие тонкой и грубой моторики.
Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, формирование правильного типа физиологического и речевого дыхания, направленной воздушной струи; мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики. Данные задачи решаются за счет различных игр и упражнений.
Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.
Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений, коррекция просодической стороны речи; формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; корригирование звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова.
Формирование лексико-грамматического строя речи
В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматических категорий словоизменения и словообразования; формирование и развитие связной речи.
Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте.
Раздел включает формирование пространственной ориентировки (ориентация на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги), графомоторных навыков, знакомство с буквами Русского алфавита, дифференциация понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Принципы логопедической работы:
Личностное ориентирование – учет психо - эмоциональных особенностей обучающегося. Все психические проявления у обучающихся данных категорий выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными обучающимися. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый обучающийся требует своего подхода. На занятиях важна динамика обучающегося. Важно отличать, когда и как переключить внимание обучающегося.;
Эмоциональный резонанс и поддержка - создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки. На занятиях нужно создавать обучающемуся такие условия, чтобы у него возникла потребность говорить. Но для того, чтобы вербальная коммуникация стала привычной и необходимой требуется очень много времени.;
Игровой контекст занятий - формирование положительной мотивации обучения. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключить обучающегося с одного вида деятельности на другой.
Преподавание курса связано с содержанием курсов для глубоко умственно отсталых обучающихся - «Развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Предметно практическая деятельность» и опирается на их содержание.
Учет концентрического принципа размещения учебного материала.
Основные средства: сюжетные картинки, разрезные картинки, предметные картинки, дидактические игры, игрушки, пособия.
Основные методы:
практические (игры, упражнения);
наглядные (демонстрация, иллюстрации);
словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).
Контроль результатов освоения коррекционной программы осуществляется в виде стартового и итогового контроля в следующих формах:
наблюдение;
работа с карточками;
выполнение продуктивных заданий.
Требования к результатам освоения коррекционной программы
Обучающиеся должны знать:
-значение бытовых жестов;
-названия окружающих предметов и их назначение;
-отдельные звуки и буквы
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться общим и речевым подражанием;
-использовать простые бытовые жесты;
-понимать обращенную речь;
-использовать в собственной речи звукоподражания;
-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ: «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ»
Раздел
Название раздела
Количество часов
Коррекционно-развивающие задачи
Планируемый результат
Раздел 1
Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи
16
·Формирование потребности к общению, установление эмоционального и зрительного контакта, уметь различать неречевые и речевые звуки, слушать обращенную речь, понимать простые и сложные инструкции. Развитие общего подражания, умения использовать простые бытовые жесты
Установка контакта, реагировать на обращенную речь, повторять звуки, общение жестами.
Раздел 2
Развитие тонкой и грубой моторики.
13
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, формирование правильного типа физиологического и речевого дыхания, направленной воздушной струи; мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики.
Развить мимическую, дыхательную, мелко- и общемоторную деятельность.
Раздел 3
Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.
13
создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений,
Звукоподражание, произношение слогов, слов, словосочетаний.
Раздел 4
Формирование лексико-грамматического строя речи
16
Формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматических категорий словоизменения и словообразования; формирование и развитие связной речи.
Расширить словарный запас с помощью различных игр.
Раздел 5
Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте.
8
Формирование пространственной ориентировки (ориентация на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги), графомоторных навыков, знакомство с буквами Русского алфавита.
Ориентироваться в схеме собственного тела; определять местонахождение предмета в пространстве.
Привить навык пользования карандашом.
Знакомство с буквами
Всего: 66
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
Название раздела, темы
Дата проведения
План
Факт
Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи
Речь – средство общения.
Знакомство с жестами-отрицаниями.
Упражнение в употреблении жестов – отрицаний. Показ отрицания жестом.
Закрепление употребления жестов – отрицаний. Игра «Нет».
Знакомство с жестами-утверждениями.
Упражнение в употреблении жестов-утверждений.
Игра «Да – нет».
Упражнение в употреблении жестов радости.
Повторение упражнения в употреблении жестов радости.
Упражнение в употреблении жестов-приветствий.
Повторение упражнения в употреблении жестов-приветствий.
Жесты печали и гнева.
Упражнение в употреблении жестов печали и гнева.
Жесты просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи».
Упражнение в употреблении жестов – просьбы.
Упражнения в употреблении жестов – действий.
Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики.
Мимическое упражнение «Хмурая туча», «Мигалки».
Мимическое упражнение «Толстый – худой».
Мимическое упражнение «Радость».
Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка».
Упражнение «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели».
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».
Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая».
Пальчиковая гимнастика «Кто же это?»
Речедвигательное упражнение «Повторяй за мной», «Потешки».
Упражнения для формирования спокойного и короткого вдоха, длительного и плавного выдоха
Упражнения для формирования силы выдоха.
Упражнения для формирования диафрагмального дыхания «Надуваем шар».
Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки».
Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков
Игра «Где звук?» .Определение нахождения звука.
Игра «Стучит – звенит».
Узнавание «Первый звук – последний звук».
Игра «Назови, что услышал».
Повторение артикуляции гласных.
Вызывание произношения звуков.
Упражнение на звукоподражание.
Уточнение произношения гласных.
Произношение сочетания гласных звуков.
Упражнение на звукоподражание.
Произношение сочетания согласных звуков.
Упражнение в употреблении простых слов.
Построение словосочетаний.
Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи
Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года».
Обогащение и уточнение словаря по теме «Овощи», «Фрукты». .
Обогащение и уточнение словаря по теме «Домашние животные».
Обогащение и уточнение словаря по теме «Дикие животные».
Обогащение и уточнение словаря по теме «Игрушки».
Обогащение и уточнение словаря по теме «Мебель».
Обогащение и уточнение словаря по теме «Части тела».
Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда», «Обувь».
Обогащение и уточнение словаря по теме «Посуда».
Обогащение и уточнение словаря по теме «Предметы гигиены».
Обогащение и уточнение словаря по теме «Продукты питания».
Упражнение «Один - много», «Большой - маленький»..
Действия предмета.
Цвет предмета.
Упражнения в построении вопросительных предложений. Упражнение «Вопрос - ответ».
Упражнение «Закончи предложение».
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте.
Ориентировка в схеме собственного тела.
Пространственные представления (где? куда? откуда?)
Знакомство с карандашом и листом бумаги.
Ориентировка на листе бумаги.
Изучение гласных букв.
Изучение согласных букв.
Обучение штриховке и обведению по контуру.
Письмо по обводке и образцу.
Список литературы:
Воробьева, В.К.. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.
Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: 2-е издание дополненное /
В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007
Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008
Коррекционная педагогика: коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005.
Лиманская О.Н., Пятница Т.В., Башинская Т.В., Система коррекционного воздействия при моторной алалии.- М.: Сфера, 2010.
Маллер А.Р, Цикото Г.В. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей.-М.: 1983.
Маллер А.Р, Цикото Г.В.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. –М.:Академия, 2003.
Рождественская В.И. Воспитание речи не говорящих детей-алаликов.-М.: Просвещение, 1966.
15