М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка). Особенности произведения. – 4 класс Тема: Произведения о родной природе. Э Шим «Всем вам крышка», К.Ушинский «Мороз не страшен».Чтение и анализ произведений — 2 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Расховецкая основная общеобразовательная школа
Тема: М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка). Особенности произведения. – 4 класс
Тема: Произведения о родной природе. Э Шим «Всем вам крышка», К.Ушинский «Мороз не страшен».Чтение и анализ произведений - 2 класс
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Скорых С.А.
4 класс 2 класс
Тема: М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка). Особенности произведения Тема: Произведения о родной природе. Э Шим «Всем вам крышка», К.Ушинский «Мороз не страшен». Чтение и анализ произведений
Задачи: 1. организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знаний по творчеству М.Ю.Лермонтова с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу со сказкой «Ашик-Кериб»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства; создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения;
2 Развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
3Воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
Задачи: 1 познакомить со сказкой Э.Шима «Всем вам крышка» и с рассказом К Ушинского; обеспечить усвоение содержания сказки и рассказа;
способствовать полноценному пониманию настроения автора в произведении;
продолжить работу по формированию системы читательского умения анализировать художественное произведение, умения определять жанр произведения;
2. Содействовать развитию коммуникативных умений и навыков:
-давать полные ответы;
-объяснять лексическое значение слов и выражений;
-выборочно находить ответы на вопросы;
-правильно использовать средства речевой выразительности при чтении (логические ударения, паузы, мелодика голоса);
3. Воспитывать любовь к природе, умение замечать необычное в обычном; интерес к чтению и желание читать.
Оборудование: учебник и тетрадь №1 для 4 класса «Литературное чтение. Часть первая» Л. А. Ефросининой. Портрет М.Ю.Лермонтова, таблица «Национальные особенности» Оборудование: учебник и тетрадь №1 для 2 класса «Литературное чтение. Часть первая» Л. А. Ефросининой. Части текста, иллюстрации к сказке, цветные карандаши, ватман.
Ход урока. Ход урока.
I Организация внимания учащихся
На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения. I Организация внимания учащихся
II Упражнения для развития
Речевая разминка
Представьте, что перед вами горит настоящая свеча, задуйте ее ровным медленным выдохом.
-Задуйте свечки на торте, выдыхая воздух ровными порциями.
Динамическое чтение
У реки камыши.
Расплескались там ерши.
Круг – постарше,
Круг – помладше,
Круг – совсем малыши.
(Чтение чистоговорки в спокойном темпе, в темпе спортивного комментатора, в темпе скороговорки, с усилением и ослаблением голоса)
Чтение с логическим ударением
В воздухе кружатся красивые
техники чтения.
снежинки.
3 Сообщение темы и цели урока
Прочтите записи на доске и подумайте, что объединяет все эти произведения.
«Москва, Москва! ..Люблю тебя как сын,», «Парус», «Горные вершины», «Утёс»
Жанры произведений
М.Ю.Лермонтовастихотворения сказки поэмы
-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Сегодня на уроке вас ждет встреча с удивительным человеком М.Ю.Лермонтовым. Посмотрите внимательно на портрет М.Ю.Лермонтова, вглядитесь в его лицо. Как вы думаете, какой это был человек?
( Добрый волшебник, задумчивый, мечтательный.)
Мы будем работать со сказкой «Ашик-Кериб».
- Итак, мы поставим перед собой проблему:
-Действительно ли данное произведение М.Ю.Лермонтова восточная сказка?
- На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.
М.Ю.Лермонтов создал сказку на основе фольклора Закавказья. Поэт услышал сказку об Ашик-Керибе: ашик-народный певец; кериб-странник, бедняк. Сказка записана и обработана поэтом.
-Что такое фольклор?
-Какие жанры фольклора вы знаете?
3 Проверка домашнего задания
Работа в тетради на стр.58
Выбери из текста слова-признаки(прилагательные). Запиши по образцу.
Лес (какой?) голый и холодный.
Шубка (какая?)______________
Белочка (какая?)____________
Охотник (какой?)____________
Лисица( какая?)_____________
4 Применение знаний и способов действий
1Работа в парах
Дома вы читали эту сказку. Сейчас мы с вами прочитаем ещё раз и побудем исследователями: выявим национальные особенности сказки. ----Что к ним относится?
- Найдите в тексте и запишите в таблицу.
Читаем начало вместе
4 Постановка темы урока. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением, которое написал Э.Шим. Прочитайте его название.
Это тема нашего урока. Назовите заголовок произведения.
«Всем вам крышка»
- Итак, мне сегодня хочется, чтобы вы были внимательными, любопытными, активными на уроке, и он вам очень – очень понравился. Чтобы мы, как читатели, познакомились с произведением писателя, как дикторы, научились через интонацию правильно передавать настроение автора, как настоящие разведчики, поупражнялись в быстром нахождении ответов на вопросы по содержанию текста.
5 Самостоятельная работа
Уч-ся самостоятельно выполняют задание в парах.
Имена героев Слова,характеризующие особенности быта, культуры.
Необычные эпитеты, сравнения
5 Изучение нового материала
1 Слушание сказки
Cоздание проблемной ситуации.
Сейчас я прочитаю произведение Э.Шима «Всем вам крышка». Слушайте внимательно, чтобы после знакомства с произведением смогли ответить на вопрос: Почему автор так назвал свое произведение?
Учитель читает сказку «Всем вам крышка»
2 Словарная работа
Властелин-
Вмиг-
Мальки-сеголетки-
Неспособно-
3 Беседа по вопросам
-Каким вы представляете Морозко?
-Зачем Морозко приготовил разные ледяные крышки?
Физкультминутка Физкультминутка
6 Беседа
-О чем сказка «Ашик-Кериб» ?-Что стало причиной разлуки двух влюбленных? Как характеризует Ашик-Кериба его решение «странствовать по свету и нажить себе богатство»?
- Каким образом герою удалось достичь желаемого? Найдите и прочитайте.
-Магуль-Мегери отдала караванщику золотое блюдо и еще пообещала награду тому, кто узнает это блюдо. -- Как вы думаете, почему она так поступила?
-Какие препятствия встают на пути влюбленных?
-Кто и как помогает Ашику в срок оказаться в родном городе?
-А теперь прочитаем, какие слова и выражения вы выписали.
Уч-ся читают. 6 Творческий ролевой проект
« Издательство». Работа в группах.
Ребята, сейчас мы с вами поработаем над проектом «Издательство»
1 группа:художники-оформителиЗадание: выстроить по порядку имеющиеся иллюстрации к сказке.
2 группа: редакторы.
Задание: восстановить разрушенный текст произведения, наклеить его в правильной последовательности на лист ватмана.
3 группа:критики-исследователи.
Задание определить, к какому виду относится данное произведение, выделить его особенности.
(Уч-ся самостоятельно работают)
7 Самостоятельная работа
Найдите в тексте отрывок, который начинается словами «Встреча Ашик-Кериба с Хадерилиазом» и подготовьте выразительное чтение по ролям.
Карточка-помощница – начало-«В отчаянии Ашик-Кериб схватил..»; конец-«…(св.Георгий)» 7 Презентация проекта
8 Выразительное чтение отрывка по ролям
-Происходят ли в этой сказке чудеса?
-Какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?
-Можно ли доказать, что это восточная сказка? 8 Самостоятельная работа. Чтение рассказа К.Ушинского «Мороз не страшен»
9 Работа в группах. Самостоятельно
Составьте план событий сказки 9 Повторное чтение вслух.
Беседа по вопросам. Составление модели обложки.
-Как дети встретили зиму?
-Как зима пугает детей? Прочитайте.
Рассмотрите иллюстрацию. Подходит ли она к рассказу?
Составим модель обложки
К.Ушинскийж
Мороз не страшен
10 Представление плана сказки
1 Бедность-препятствие женитьбе.
2 Отъезд Ашик-Кериба3 Ашик осуществляет задуманное.
4 Помощь покровителя.
5 Встреча с родными
6 Свадьба 10 Выполнение заданий в тетради на стр.60
11 Домашнее задание:
Нарисовать иллюстрацию к сказке
Придумать вопросы по содержанию сказки 11 Домашнее задание:
Выполнить задание№3 в тетради на стр.60 или выучить наизусть текст рассказа «Мороз не страшен»
12 Подведение итога урока. Рефлексия
Наш урок подошел к концу.
Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:
Вы учитесь упорно,
Стараясь двигаться вперёд!
Вы очень любознательный,
Школьники, народ!
У вас на ладонях лежит цветок Добра. Если вам на уроке было комфортно, у вас все получилось, то прикрепите свой цветок в наш общий букет Добра.
Посмотрите, какой красивый букет Добра у нас получился. Я желаю вам всем добра. Спасибо за урок! 12Подведение итога урока. Рефлексия
Наш урок подошел к концу.
Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:
Вы учитесь упорно,
Стараясь двигаться вперёд!
Вы очень любознательный,
Школьники, народ!
У вас на ладонях лежит цветок Добра. Если вам на уроке было комфортно, у вас все получилось, то прикрепите свой цветок в наш общий букет Добра.
Посмотрите, какой красивый букет Добра у нас получился. Я желаю вам всем добра. Спасибо за урок!
Всем вам крышка
Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах- воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.
А у Морозки ноги в валенках. Неспособно шлёпать. Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать. Как хлопнет, так ледяная крышка готова.
Для луж-маленькие крышечки понаделал.
Для болот-побольше крышки.
Для прудов и озёр- совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.
- Сейчас, -говорит, - всю эту слякоть прикрою.
Наклонился над лужицей, крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:
- Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!
Смотрит Морозко, ав луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки…. Снуют-суетятся!
-Хватит! – сказал Морозко.- Отжили. Всем вам крышка!
Примерился – хлоп! – и вмиг лужу запечатал.
Дальше идёт. К болоту выбрался.
- Сейчас, -говорит, -и здесь подберу крышечку!
А из болота голоса слышны:
- Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!
Глянь – и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.
- Хватит! – сказал Морозко. – Отжили. Всем вам крышка!
Примерился – хлоп! – и вмиг болото запечатал.
Дальше идёт. На озеро вышел.
- Сейчас, - говорит, - самую большую крышку подыщу!
А из озера голоса слышны:
- Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!
Глянь – рыб в озере полно. Тут и щуки, и окуни, и пескари, и мелюзга всякая, мальки-сеголетки.
-Хватит! – сказал Морозко. – Отжили. Всем вам крышка!
Примерился, прицелился – хлоп! – и легла на озеро толстая ледяная крышка.
- Вот так! –Морозко говорит. – Теперь моё времечко – по лесам да полям разгуливать. Захочу –помилую, а захочу – так всех и погублю.
Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
- Я один тут властелин!
И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.
Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.
Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли
Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.
А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.
-Дышите себе, - говорят, - на здоровье!
Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.
А весна придёт – все Морозкины крышки распечатает!
Всем вам крышка
Жанр произведения
СКАЗКА РАССКАЗ
сказывается сказителем это повествование,
есть что-то необычное, во рассказывается о
что трудно поверить жителях водоёмов
авторская народная
Имена героев Слова, характеризующие особенности быта, культуры.
Необычные эпитеты, сравнения