Программа элективного курса по химии для 9 класса Учись решать задачи по химии
РАССМОТРЕНО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методическогомуниципальным Директор МБОУ «Средняя
совета МБОУ «СОШ № 30» экспертным советом общеобразовательная
протокол управления образования школа №30»
от «___» _________ 2011 г. администрации № Старооскольского_____________ Л.А.Трубина
городского округа Протокол
от «____» _______ 2011 г. № Учись решать задачи по химии
программа элективного курса по химии
9 класс
Автор-составитель
Краснова Ольга Ивановна,
учитель химии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»
Старооскольского городского округа
Старый Оскол
2011
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На изучение химии в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением химии.
Основные понятия и законы химии не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением задач различного типа: качественных, расчетных, графических и др.
Научить учащихся решать химические задачи – одна из сложнейших педагогических проблем. Неумение решать задачи является одной из основных причин снижения успеха в изучении химии.
Решение задач по химии – процесс, требующий не только знаний математики и физики, но и специфических умений. Необходимо уметь анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи, составлять план решения, владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи которые в химии имеют свои особенности.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 9 класса в качестве предпрофильной подготовки, является хорошей возможностью дополнить знания учащихся и включить новые, не содержащиеся в базовых программах.Программа соответствует содержанию основного курса химии 9 класса. Она ориентирована не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, но и на формирование ключевых компетенций школьников. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии "задача", осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами.
Элективный курс позволяет углубить содержание базового учебного предмета, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки.
Основные цели курса:
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности, при решении химических задач;
•совершенствование полученных знаний и умений получаемых в основной школе, в соответствии с программой общего образования по химии;
•освоение представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения химических задач.
Основные задачи курса:
•сформировать умение классифицировать задачи, анализировать физические и химические явления и полученные результаты;
•научить учащихся методически правильно и практически эффективно решать задачи;
•развить способности и интересы учащихся;
•предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне;
•создать учащимся условия для подготовки к ГИА по химии, для поступления в класс химического профиля.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик должен знать/понимать:
основные приемы составления задач;
смысл химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, число Авогадро, электролитическая диссоциация, тепловой эффект реакции, химическое равновесие; смысл химических законов: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро.
При решении задач учащиеся должны уметь:
анализировать условие задачи;
проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
составление простейших задачи;
последовательно выполнять и проговаривать этапы;
решения задачи средней трудности;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пНаименование разделов и тем Часы учебного времени Плановые сроки про-хожденияПримеча-ниеТема 1. Введение. Химическая задача 2 1 Тема 1.1. Цели и задачи курса. Классификация задач 1 2 Тема 1.2. Правила и приёмы решения химических задач. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Тест.
1 Тема 2. Расчеты по химическим формулам 10 3 Тема 2.1. Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем. 1 4 Тема 2.2. Вычисление массовой доли химического элемента в соединении и вывод формулы вещества по массовым долям элементов в нем. 1 5 Тема 2.3. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. 1 6 Тема 2. 4. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. Самостоятельная работа. 1 7 Тема 2.5. Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания. 1 8 Тема 2.6. Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания. 1 9 Тема 2.7. Обобщение, систематизация умений. Решение задач по теме. 1 10 Тема 2.8. Обобщение, систематизация умений. Решение задач по теме. Тест. 1 11 Тема 2.9. Контрольная работа по теме №1. 1 12 Тема 2.10. Анализ контрольной работы. 1 Тема 3. Вычисления по уравнениям химических реакций. 22 13 Тема 3.1. Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. 1 14 Тема 3.2. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся (поглощающейся) теплоты. 1 15 Тема 3.3. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся (поглощающейся) теплоты. 1 16 Тема 3.4. Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 1 17 Тема 3.5. Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 1 18 Тема 3.6. Урок-практикум по составлению расчетных задач по уравнениям реакции ( Работа в группах и парах). 1 19 Тема 3.7. Урок-практикум по составлению расчетных задач по уравнениям реакции ( Работа в группах и парах). Самостоятельная работа. 1 20 Тема 3.8. Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего примеси. 1 21 Тема 3.9. Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего примеси. 1 22 Тема 3.10. Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего примеси. 1 23 Тема 3.11. Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. 1 24 Тема 3.12. Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. 1 25 Тема 3.13. Вычисление состава смеси веществ (%) вступившей в реакцию. 1 26 Тема 3.14. Вычисление состава смеси веществ (%) вступившей в реакцию. 1 27 Тема 3.15. Вычисление состава смеси веществ (%) вступившей в реакцию. 1 28 Тема 3.16. Решение комбинированных задач. 1 29 Тема 3.17. Решение комбинированных задач. 1 30 Тема 3.18. Решение комбинированных задач. Самостоятельная работа. 1 31 Тема 3.19. Обобщение, систематизация знаний по теме №3. 1 32 Тема 3.20. Обобщение, систематизация знаний по теме № 3. Тест. 1 33 Тема 3.21. Контрольная работа по теме №2. 1 34 Тема3.22. Анализ контрольной работы. 1 Всего 34 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(34 ч, 1 ч в неделю)
Содержание курса
Тема 1. Введение.(2 часа)
Цели и задачи курса. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни.
Тема 2. Расчеты по химическим формулам. (10 часов)
Основные понятия и законы химии. Вещество, химический элемент, атом, молекула. Закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем газов. Массовая доля. Вычисление массовой доли химического элемента в соединении. Вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов. Относительная плотность газов. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. Вывод формулы вещества по относительной плотности газов и массе (объему или количеству) продуктов сгорания.
Тема 3. Вычисления по уравнениям химических реакций (21час)
Химические реакции. Уравнения химических реакций. Вычисление массы(количества, объема) вещества по известной массе(количеству, объему)одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения реакций. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве (массе, объему) одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся или поглощающейся теплоты.
Вычисление массы ( количества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Вычисление процентного состава смеси веществ, вступивших в реакцию.
Решение комбинированных задач.
5. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Структурный элемент программы «Формы и средства контроля» включает систему контролирующих материалов (самостоятельные работы, тесты и контрольные работы) для оценки освоения школьниками планируемого содержания.
6. Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
1. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» методическое пособие М., Дрофа, 2006.
2. Иванова Р.Г., Каверина Н.А., Корощенко А.С. «Вопросы, упражнения и задания по химии 10-11» М., Просвещение, 2004.
3. Р.И.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко «Контроль знаний учащихся по химии 10-11 класса» М., Дрофа, 2006.
4. Н.С.Павлова «Дидактические карточки-задания по химии» 10 класс М., Экзамен 2006.
5. Новошинский Н.Н. «Типы химических задач и способы их решения» М. «Оникс 21 век» 2005.
6. А.А.Каверина и др., «Учебно – тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ» М., Интеллект - Центр, 2005-2011.
7. Электронные материалы ЕГЭ, 2008-2012г.
8. А.С.Корощенко, М.Г.Снастина « Реальные варианты ЕГЭ 2007 – 2012».
М.:АСТ: Астрель, 2007-2012. ФИПИ.
Литература для учащихся
Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О. С, Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Электронные материалы ЕГЭ, 2008-2012г.
А.С.Корощенко, М.Г.Снастина « Реальные варианты ЕГЭ 2007 – 2012».