Рабочая программа учебного курса «Учимся решать задачи по физике» (7 — 8 классы)


Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Учимся решать задачи по физике» для 7-8
классов МОУ «СОШ №1 г. Новоузенска Саратовской области» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г.), адаптирована на учащихся 7-8 классов и обеспечена учебником «Физика. Учимся решать задачи. 7-8 класс»: / И.И.Гайкова. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 80 с.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В современной жизни практически каждому человеку необходимо не только владение основными физическими понятиями и законами, но и умение применять полученные знания и умения для решения практических задач, для обеспечения безопасности повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Как правило, на начальном этапе изучения физики, учащиеся всегда испытывают трудности при решении задач.
Предлагаемый курс «Учимся решать задачи по физике» способствует устранению этих затруднений и направлен на достижение следующих целей:
освоение и углубление знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных механических явлений, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач;
воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижений науки;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни.
В процессе изучения курса решаются следующие задачи:
показать различные приемы и методы решения физических задач;
научить учащихся пользоваться ими при решении любых задач;
проводить анализ полученного решения и ответа;
воспитывать умение работать в паре и в группе.
Включенные в программу задания повышают образовательный уровень всех обучаемых, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития (все задания дифференцированы по степени сложности).
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Результаты изучения курса
В процессе работы по изучению данного курса учащиеся должны
знать:
виды физических задач;
алгоритм решения различных типов физических задач;
уметь:
решать задачи с применением изученных физических законов;
выражать физические величины в единицах Международной системы;
использовать различные подходы к решению задач;
анализировать полученный результат;
приводить в систему ранее полученные знания;
работать индивидуально, в паре, в группе.
При изучении данного курса используются эвристические методы обучения, которые в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, самостоятельности в приобретении знаний и при выполнении творческих заданий.
Содержание курса
7 класс
(35 ч, 1 ч в неделю)
Введение
Физические задачи и их классификация. Алгоритм решения физической задачи. Математический аппарат физики. Физические величины.
Внутреннее строение вещества
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Механическое движение. Силы в природе
Механическое движение. Относительность движения и покоя. Равномерное движение. Скорость. Неравномерное движение. Средняя скорость. Инертность. Масса тела. Сила. Сила упругости. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения. Равнодействующая сила.
Энергия. Работа. Мощность
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения полной механической энергии. Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. КПД механизмов и машин.
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление газа и жидкости. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
Повторение
8 класс
(35 ч, 1 ч в неделю)
Тепловые явления
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Расчет количества теплоты при теплообмене. Уравнение теплового баланса.
Изменение агрегатных состояний вещества
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Испарение и конденсация. Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД теплового двигателя.
Электрические явления
Взаимодействие заряженных тел. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Строение атома.
Электрический ток. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор.
Электромагнитные явления
Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Световые явления
Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Изображения, даваемые линзой.
Повторение
Тематическое планирование
7 класс

п/п Темы уроков Кол-во
часов
Раздел №1 Введение 2
1.1 Физические задачи и их классификация. Алгоритм решения физической задачи. 1
1.2 Физические величины и их измерение. Погрешность измерений. Самостоятельная работа №1 по теме «Физические величины». Строение вещества». 1
Раздел №2 Внутреннее строение вещества 3
2.1 Строение вещества. 1
2.2 Движение и взаимодействие молекул 1
2.3 Агрегатные состояния вещества. Самостоятельная работа №1 «Внутреннее строение и вещества» 1
Раздел №3 Взаимодействие тел 11
3.1 Прямолинейное равномерное движение. 1
3.2 Прямолинейное неравномерное движение. 1
3.3 Самостоятельная работа №2 по теме «Механическое движение». 1
3.4 Масса тела. 1
3.5 Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. 1
3.6 Самостоятельная работа №2 по теме «Плотность вещества». 1
3.7 Сила. 1
3.8 Сила всемирного тяготения. Вес тела. Сила упругости. 1
3.9 Равнодействующая сила. 1
3.10 Самостоятельная работа №3 по теме «Силы в природе». 1
3.11 Повторение по теме «Силы в природе» 1
Раздел №4 Давление твердых тел, жидкостей и газов 9
4.1 Давление. 1
4.2 Давление газа. Закон Паскаля. 1
4.3 Давление жидкости. 1
4.4 Сообщающиеся сосуды. 1
4.5 Атмосферное давление. 1
4.6 Гидравлический пресс. 1
4.7 Архимедова сила. 1
4.8 Плавание тел. 1
4.9 Самостоятельная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов», «Плавание тел». 1
Раздел №5 Энергия. Работа. Мощность 7
5.1 Механическая работа. 1
5.2 Мощность. 1
5.3 Условие равновесия рычага. 1
5.4 Подвижный и неподвижный блоки. 1
5.5 Условие равновесия тел. 1
5.6 КПД простого механизма 1
5.7 Самостоятельная работа №4 «Простые механизмы» 1
Раздел №6 Повторение 2
6.1 Повторение курса «Учимся решать задачи по физике» 1
6.2 Зачет за курс «Учимся решать задачи по физике» 1
6.3 Коррекция знаний за курс «Учимся решать задачи по физике» 1
Итого 35 час 1
8 класс

п/п Темы уроков Кол-во
часов
Раздел №1 Тепловые явления 8
1.1 Тепловое движение. Температура 1
1.2 Внутренняя энергия 1
1.3 Способы изменения внутренней энергии тела 1
1.4 Количество теплоты 1
1.5 Расчет количества теплоты при теплообмене 1
1.6 Расчет количества теплоты при сгорании топлива 1
1.7 Уравнение теплового баланса 1
1.8 Самостоятельная работа №1 по теме «Тепловые явления» 1
Раздел №2 Изменение агрегатных состояний вещества 5
2.1 Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания 1
2.2 Испарение и конденсация. Кипение 1
2.3 Преобразование энергии в тепловых машинах 1
2.4 КПД теплового двигателя 1
2.5 Самостоятельная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» 1
Раздел №3 Электрические явления 14
3.1 Взаимодействие заряженных тел 1
3.2 Делимость электрического заряда 1
3.3 Строение атома 1
3.4 Электрический ток. Электрическая цепь 1
3.5 Самостоятельная работа №3 «Электрическая цепь и ее составные части» 1
3.6 Сила тока. Электрическое напряжение 1
3.7 Электрическое сопротивление проводников 1
3.8 Закон Ома для участка цепи 1
3.9 Последовательное соединение проводников 1
3.10 Параллельное соединение проводников 1
3.11 Смешанное соединение проводников 1
3.12 Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. 1
3.13 Конденсатор 1
3.14 Самостоятельная работа № 5 по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление» и «Работа и мощность электрического тока» 1
Раздел №4 Электромагнитные явления 3
4.1 Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Взаимодействие магнитов 1
4.2 Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель 1
4.3 Самостоятельная работа №6 по теме «Электромагнитные явления» 1
Раздел №5 Световые явления 4
5.1 Прямолинейное распространение света 1
5.2 Закон отражения света. Плоское зеркало 1
5.3 Закон преломления света 1
5.4 Линзы. Изображения, даваемые линзой 1
Раздел №6 Повторение 1
6.1 Обобщающее повторение за курс «Учимся решать задачи по физике. 8 класс». Зачет за курс «Учимся решать задачи по физике. 8 класс» 1
Итого 35