Адаптированная образовательная программа по ИЗО для 1 — 4 классов Специальной (коррекционной) школы VIII вида


Министерство образования Республики Коми
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 41 VIII вида» г.Сыктывкара
(ГБС(К)ОУ"С(К)ОШ №41 VIII вида " г. Сыктывкара)
«VIIIсикаса 41 №-а торъя (коррекционнÖй) школа» велÖдчысьяслы, дзоньвидзалунындзескÖдÖмпозянлунабыдтасъяслыСыктывкарсаторъя (коррекционнÖй) велÖданканмусьÖмкуд учреждение
СОГЛАСОВАНО
методическим объединением
Протокол № __ от «___» ________201 _г. «УТВЕРЖДАЮ»:
Директор школы – ___________________
_____________________
Приказ № __ от «___» ________201 _г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1 – 4 КЛАСС
Срок реализации
программы: 4 года (1-4 класс)
Разработчик программы: Шарикова Е.Н.
учитель изобразительного искусства
Сыктывкар
2014
Содержание
1. Пояснительная записка…………….………………..................................................... 2. Содержание учебного материала 3. Календарно-тематическое планирование ………………………………………………… 4. Основные требования к результатам АОП ……………………………………………….. 5. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся ……………………………………… 6. Учебно-методическое обеспечение АОП ………………………………………………….. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе примерной программы для 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – 2013 г.
Целью курса является творческое развитие личности ребенка на основе приоритета интересов, потребностей, формирования общей культуры, эмоционально-ценностного отношения к миру и самому себе через изучение и приобщение к изобразительной деятельности.
Курс по изобразительному искусству ставит следующие задачи:
Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положение в пространстве;
Находить в изображении существенные признаки, устанавливать сходства и различия;
Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
Декоративное рисование. На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Рисование с натуры. Основная задача: научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношение ширины и высоты, частей и целого, конструкцию предметов.
Рисование на темы. Содержанием уроков здесь являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 1-2 классах необходимо научить учащихся изображать по представлению отдельные предметы, простые по форме и окраске. В 3-4 классах задачей является: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими, правило перспективы. Коррекционная работа учителя направлена на формирование у учащихся замысла, активизации зрительных образов.
Беседы об изобразительном искусстве. Беседы об изобразительном искусстве знакомят детей с произведениями художников, предметами декоративно-прикладного искусства, а также с памятниками скульптуры и архитектуры. Дети учатся узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения.
В 1-3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров, репродукций художественных произведений, разбором иллюстраций в детских книгах. На данный вид работы выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе беседы выделяются в отдельные уроки. Коррекционная работа учителя заключается в том, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображённые предметы, работать над обогащением словаря и развитием речи, коррекция недостатков произношения.
Прежде чем приступить к этим занятиям, с учащимися 1 класса проводятся Подготовительные занятия. Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения на занятиях используется разнообразный игровой и графический материал, занятия проводятся в занимательной форме. Коррекционная работа в этот период направлена на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и др.), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация, уроки –путешествия;
выполнение практических и творческих работ;
уроки с элементами исследования;
Основным типом урока является - комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
Основной формой обучения по АОП «Изобразительное искусство» для 1-4 классов является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются практические, учебно-практические работы.
Обучение изобразительному искусству по данной АОП носит предметно – практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (рисование с натуры),  чтение (рисование на темы), математика (рисование предметов, предавая в рисунке форму геометрических фигур), письмо (прививаются графические навыки при штриховки и раскрашивании рисунка, развитие  мелкой моторики, зрительно- двигательной координации), трудовым обучением  (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).
С целью реализации национально-регионального образовательного компонента при изучении материала учебные занятия по предмету «Изобразительное искусство» строятся так, чтобы учащимся наглядно демонстрировать произведения национальных художников, предметы быта и декоративного искусства Коми, а также знакомить с традициями и культурой народа Коми.
В программе «Изобразительное искусство» предусмотрено последовательное усложнение как практических, так и теоретических заданий. Итогами работы за год являются: самостоятельные работы, участие в выставках школьного, районного, и республиканского уровня, а также текущие оценки, оценки за четверти и год.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся и развития художественно-технических умений.
Курс «Изобразительное искусство» в начальных классах рассчитан на 135 учебных часа (1 класс – 33 часа, 2-4 классы – 34 часа в год, 1 час в неделю). ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Развитие личности ребенка, формирования общей культуры. Приобретение суммы художественно-технических умений, знаний в области изобразительного искусства. Коррекция и развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1 класс
Первое полугодие (I, II четверти – 16 часов). Подготовительные упражнения
I четверть
Упражнения на различение предметов по форме, цвету и размерам. Рисование предметов разной формы, окраски и величины.
Игровые графические упражнения— рисование прямых линий в различных направлениях; рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу); рисование дугообразных линий (по показу); рисование замкнутых круговых линий (по показу); рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров); рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы; рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы.
II четвертьРисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.
Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).
Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.
Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.
Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).
Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).
Рисование по памяти (после показа) несложных по форме ёлочных игрушек (4—6 на листе бумаги).
Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка ёлки с игрушками).
III четверть – 9 часов
Рисование с натуры зимних вещей (варежки). Рисование на тему «Снеговик». Геометрический орнамент по опорным точкам. Рисование с натуры игрушки – светофора. Рисование воздушных шаров, беседа по картине. Беседа на тему «Дымковские узоры, составление узора для закладки. Рисование с натуры игрушки – кораблика. Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. Рисование с натуры башенки из строительного материала. Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». Иллюстрации к сказке «Колобок», рассматривание, рисунок.
IV четверть – 8 часов
Декоративное рисование - узор в круге. Тематический рисунок «Я рисую ракету». Рисование с натуры носового платка. Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок». Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Иллюстрация к сказке «Три медведя».

2 класс
I четверть – 9 часов
Рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа по иллюстрациям на тему «Осенние натюрморты». Рисование с натуры разных по форме осенних листьев. Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). Самостоятельное составление учащимися узора в полосе. Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами). Беседа :«Осенние деревья». Рисование на тему «Деревья осенью». Декоративное рисование — узор из цветов для подноса прямоугольной формы.
II четверть – 7 часов
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике. Декоративное рисование – орнамент в квадрате. Городецкая роспись. Рисование в квадрате узора из веток ели. Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточки с елочными игрушками».
III четверть – 10 часов
Рисование узора из снежинок (украшение шарфика). Рисование на тему «Снеговики». Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины. Рисование с натуры игрушки – рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме». Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель). Беседа о полхов – майданской росписи. Рисование узора в полосе. Декоративное рисование – узор в полосе для косынки. Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность". Рисование узора в круге – расписная тарелка. Рисование несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрически формы (домик, скворечник).
IV четверть – 8 часов
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур. Декоративное оформление открытки «Ракета летит». Рисование с натуры флажка и воздушных шариков. Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками». Рисование узора в полосе из цветов и листьев. Рисование узора из цветов в круге. Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.
3 класс
I четверть – 9 часов
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по натюрморту. Рисование узора в полосе из веток и листьев. Рисование с натуры веточек с листиками. Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по осеннему пейзажу. Рисование с натуры овощей и фруктов. Рисование с натуры морских сигнальных флажков. Рисование с натуры разделочной доски. Рисование шахматного узора в квадрате. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
II четверть – 7 часов
Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Узор для гжельской тарелки. Рисование с натуры будильника круглой формы. Рисование с натуры двухцветного мяча. Рисование узора в полосе. Беседа по зимним пейзажам. Рисование на тему «Нарядная елка».
III четверть – 10 часов
Рисование узора на рукавичке. Рисование симметричного узора по образцу. Рисование на тему «Елка зимой в лесу». Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень». Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». Оформление поздравительной открытки к 8 марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из строительного материала. Рисование с натуры игрушки.
IV четверть – 8 часов
Рисование узора из растительных форм в полосе. Рисование с натуры весенних веточек. Беседа по картинам о весне. Рисование на тему «Деревья весной». Рисование орнамента из квадратов. Рисование на тему «Праздник Победы». Декоративное рисование на тему «Нарисуй узор в квадрате». Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета».
4 класс
I четверть – 9 часов
Рисование с натуры овощей и фруктов. Рисование с натуры листьев деревьев. Рисование с натуры ветки рябины. Составление узора в квадрате из растительных форм. Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим». Рисование крышки столика квадратной формы. Беседа «Декоративно-прикладное искусство». Рисование на тему «Сказочная избушка». Рисование с натуры предметов цилиндрической формы.
II четверть – 7 часов
Беседа на тему «Золотая хохлома». Рисование на тему «Моя любимая игрушка». Рисование с натуры игрушки – автобуса. Рисование на тему «Городской транспорт». Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
III четверть – 10 часов
Декоративное рисование панно «Снежинки». Беседа по картинам на тему «Зимние виды спорта». Рисование с натуры предмета симметричной формы (спортивный инвентарь). Рисование с натуры фигурных коньков. Рисование с натуры игрушки сложной формы. Декоративное рисование календаря к празднику 8 Марта. Рисование с натуры домиков для птиц. Беседа по картинам на тему «Весенние пейзажи». Рисование на тему «Пришла весна».
IV четверть – 8 часов
Беседа на тему «Жостовская роспись». Декоративное рисование расписного блюда. Рисование на тему «Космические корабли в полете». Рисование с натуры предметов конструктивной формы. Рисование с натуры набросков столярных инструментов. Рисование с натуры предмета симметричной формы (школьный звонок). Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство коми». Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных форм.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 – 4 КЛАССЫ
КЛАСС КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в год ВСЕГО В ГОД
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ в том числе
НРК 1 16 6 5 6 2 раза в четверти по 10-15 мин. 3 33
2 - 16 10 8 2 раза в четверти по 10-15 мин. 3 34
3 - 10 11 13 2 раза в четверти по 10-15 мин. 3 34
4 - 10 12 5 7 3 34
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
класс № Перечень самостоятельных работ примечание Кол-во с/р1 1 Самостоятельная работа: «Чашки трёх медведей». 4 четв1
2 2 Самостоятельная работа: Узор в полосе 1 четв4
3 Самостоятельная работа: «Ёлочные украшения» 2 четв 4 Самостоятельная работа: Украшение открытки ко дню 8 Марта 3 четв5 Самостоятельная работа: Узор из цветов в круге 4 четв3 6 Самостоятельная работа «Расписная кухонная доска» 1 четв4
7 Самостоятельная работа: Рисование на тему «Нарядная ёлка» 2 четв 8 Самостоятельная работа : «Украшение открытки ко дню 8 Марта» 3 четв9 Самостоятельная работа: «Листок календаря ко дню Победы» 4 четв4 10 Самостоятельная работа: «Узорный столик» 1 четв4
11 Самостоятельная работа: «Городской транспорт» 2 четв 12 Самостоятельная работа: Рисование на тему «Пришла весна» 3 четв13 Самостоятельная работа: «Узорная салфетка» (квадратная форма) 4 четвПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс__________1 час в неделю____________ Всего за год: 33 часа
№ урока наименование разделов, тем кол-во часов подготовительные упражнения - 16
I четверть 9
Волшебная школа рисования 1 Форма и цвет 1 Форма и величина 1 Рисуем линиями 1 Что можно нарисовать прямыми линиями? 1 Радуга-дуга 1 Что можно нарисовать круглыми линиями? 1 Что бывает круглым и овальным? 1 Дорожные знаки 1 II четверть 7
По следам точек 1 Рисуем узоры по клеткам 1 Украсим браслеты узором 1 Геометрический узор 1 Гирлянда для ёлки 1 Шарфик для снеговика 1 Ёлочные игрушки 1 № урока наименование разделов, тем кол-во часов декоративное рисование рисование
с натуры рисование
на темы беседы об изо в т.ч. С/РНРК
III четверть 9
Ветка ели с игрушками 1 + Варежки снегурочки 1 + Беседа по картинам на тему «Зима». Рисование на тему «Снеговик» 1 + + Узор для открытки ко дню Защитника Отечества 1 + Башня московского кремля 1 + Узор для открытки ко дню 8 Марта 1 + Мои игрушки - пирамидка 1 + Беседа на тему «Дымковские игрушки». Узор для закладки 1 + + Иллюстрация к сказке «Колобок» 1 + VI четверть 8
Я ракету нарисую 1 + Беседа на тему «Коми орнамент». Пояс Перы-богатыря. НРК 1 + + +
Украшение платка коми орнаментом. НРК 1 + +
Государственный флаг РФ и РК. НРК 1 + +
Вечный огонь 1 + Воздушные шары 1 + Беседа по иллюстрациям к сказке «Три медведя». Расписная тарелка 1 + + Самостоятельная работа: «Чашки трёх медведей» 1 + + 2 класс__________1 час в неделю____________ Всего за год: 34 часа

урока наименование разделов, тем кол-во часов декоративное рисование рисование
с натуры рисование
на темы беседы об изо в т.ч. С/Р НРК
I четверть 9
1 Беседа на тему «Натюрморты с фруктами и овощами». Нарисуем овощи 1 + + 2 Нарисуем сочные фрукты 1 + 3 Осенние листья 1 + 4 Узор в полосе из листьев и ягод 1 + 5 Узорная салфетка 1 + 6 Самостоятельная работа: Узор в полосе 1 + + 7 Беседа на тему «Осенние деревья». Рисование осенней берёзы 1 + + 8 Осенняя рябина под дождём 1 + 9 Расписной поднос 1 + II четверть 7
10 Здоровые привычки 1 + 11 Узорная салфетка для мамы 1 + 12 Беседа о «Зимней народной одежде коми». Украшение варежки коми узором. НРК 1 + + +
13 Нарядные коми чулки. НРК 1 + +
14 Беседа на тему: «Нарисованный Новый Год». Рисование веточки ели 1 + + 15 Самостоятельная работа: Ёлочные украшения 1 + + 16 Нарядная ёлка (коллективное панно) 1 + III четверть 10
17 Шапка Деда Мороза 1 + 18 Весёлые снеговики 1 + 19 Беседа на тему «Здания и транспорт». Рисование дорожного знака. 1 + + 20 Рисование игрушки машинки 1 + 21 Улица Эжвы (коллективное панно). НРК 1 + +
22 Знакомство с городецкой росписью. «Городецкие цветы». 1 + + 23 Расписное блюдо 1 + 24 Самостоятельная работа: Украшение открытки ко дню 8 Марта 1 + + 25 «Портрет огня» 1 + 26 «До свидания, Зима!» Украшение чучела масленицы 1 + VI четверть 8
27 Украшаем открытку ко дню Космонавтики 1 + 28 «Узорные пасхальные яйца» 1 + 29 Беседа по картинам на тему «Весенний пейзаж». «Быстрый ручеёк» 1 + + 30 Праздничные флажки и воздушные шары 1 + 31 Сказочная башня 1 + 32 Украшаем наличники 1 + 33 Самостоятельная работа: Узор из цветов в круге. 1 + + 34 Беседа на тему «Лето на картинах». Рисование первых цветов». 1 + + 3 класс__________1 час в неделю____________ Всего за год: 34 часа

урока наименование разделов, тем кол-во часов Декоративное рисование Рисование с натуры Рисование
на темы Беседы об ИЗО в т.ч. С/Р НРК
I четверть 9
1 Беседа на тему «Натюрморт». Рисование овощей. 1 + + 2 Рисование простого натюрморта «Фрукты» 1 + 3 «Мозаика осенних листьев» 1 + 4 «Украсим открытку для учителей» 1 + 5 «Ветка тополя осенью» 1 + 6 –
7 Беседа на тему «Осенние пейзажи». Рисование осеннего пейзажа. НРК 2 ++ + +
8 Самостоятельная работа «Расписная кухонная доска» 1 + + 9 Иллюстрирование произведения 1 + II четверть 7
10 Беседа на тему «Гжельские узоры». Зарисовка основных элементов гжельской росписи. 1 + + 11 Украшение гжельской тарелки. 1 + 12 Иллюстрирование произведения 1 + 13 Рисование будильника. 1 + 14 Беседа на тему «Зимние пейзажи».
Рисование снегопада. 1 + + 15 Украшение маскарадной маски. 1 + 16 Самостоятельная работа: Рисование на тему «Нарядная ёлка». 1 + + III четверть 10
17 Рисование на тему «На заснеженной тропинке». 1 + 18 Беседа на тему «Коми орнамент в оформлении предметов быта». Рисование туеса. НРК 1 + + +
19 Украшение коми ковша. НРК 1 + +
20 «Кем быть?» Рисование простых по форме инструментов труда. 1 + 21 «Медаль Защитнику Отечества». 1 + 22 Самостоятельная работа : «Украшение открытки ко дню 8 Марта». 1 + + 23 Рисование глобуса. 1 + 24 Рисование на тему: «Береги лес от пожара». 1 + 25 – 26 Беседа на тему сказки Г.Х. Андерсена. Рисование героев сказок. 2 ++ + VI четверть 8
27 «Хохломские узоры» 1 + 28 «Бабушкин платок» 1 + 29 Беседа по картинам о весне. Рисование ветки вербы. 1 + + 30 «Весенние деревья» 1 + 31 Самостоятельная работа: «Листок календаря ко дню Победы» 1 + + 32 «Праздничный салют» 1 + 33 Выполнение монотипии: «Бабочка» 1 + 34 Беседа на тему «Разноцветные краски лета». Рисование букета цветов. 1 + + 4 класс__________1 час в неделю____________ Всего за год: 34 часа
№ урока НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ кол-во часов Декоративное рисование Рисование с натуры Рисование на темы Беседы об ИЗО в т.ч. С/РНРК
I четверть 9
1 Наброски овощей и фруктов. 1 + 2 Рисование простого натюрморта «Дары осени» 1 + 3 «Листопад». Рисование осенних листьев 1 + 4 Рисование ветки рябины 1 + 5 Оформление открыток ко дню Учителя 1 + 6 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство - резьба по дереву». НРК 1 + +
7 «Сказочная избушка». Украшение узором наличников 1 + 8 Самостоятельная работа: «Узорный столик» 1 + + 9 «Художники и мастера РК»: Экскурсия в выставочный зал. 1 + +
II четверть 7
10 Беседа на тему «Золотая хохлома» 1 + 11 «Бабушкин платок» 1 + 12 «Мой любимый сказочный герой». 1 + 13 Рисование игрушки грузовика. 1 + 14 Самостоятельная работа: «Городской транспорт» 1 + + 15 Украшение расписной тарелки к новогоднему столу. 1 + 16 «Новогодний натюрморт» 1 + III четверть 10
17 Панно «Снежинки» 1 + 18 Беседа по картинам на тему «Зимние виды спорта» 1 + 19 «Спортивный инвентарь» 1 + 20 Рисование с натуры фигурных коньков 1 + 21 Рисование с натуры игрушки сложной формы 1 + 22 Украшение листка календаря к празднику 8 Марта 1 + 23 «Домики для птиц» 1 + 24 Рисование птиц (по представлению )1 + 25 Беседа на тему «Весенние пейзажи» 1 + 26 Самостоятельная работа: Рисование на тему «Пришла весна» 1 + + VI четверть 8
27 «Космические корабли в полете» 1 + 28 Беседа на тему «Жостовская роспись» 1 + 29 «Расписное блюдо» 1 + 30 Рисование с натуры предметов конструктивной формы 1 + 31 Наброски столярных инструментов 1 + 32 Рисование с натуры предмета симметричной формы (школьный звонок) 1 + 33 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство коми» (вышивка, керамика). НРК 1 + +
34 Самостоятельная работа: «Узорная салфетка» (квадратная форма) 1 + + 4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ АОП
1 класс
Учащиеся должны знать:
Названия используемых материалов по изобразительному искусству, основные цвета, основные геометрические фигуры и тела, название сторон и линий.
Учащиеся должны уметь:
Организовать своё рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать альбом для рисования и карандаш.
Выполнять рисунки, используя только одну сторону листа.
Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии.
Ориентироваться на плоскости листа бумаги.
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направления штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось).
Различать и называть цвета.
Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.
Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать её сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.
Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, сравнивать их между собой.
2 класс
Учащиеся должны знать:
Правила свободного проведения от руки линий в нужном направлении, не поворачивая при этом лист.
Данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги.
Принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и по цвету).
Названия основных и дополнительных цветов.
Основные геометрические формы.
Учащиеся должны уметь:
Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужном направлении, не поворачивая лист бумаги.
Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя.
Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги.
Раскрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш.
Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету).
Рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной, треугольной формы.
Различать названия цветов.
Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

3 класс
Учащиеся должны знать:
Как ориентироваться на плоскости бумаги и в готовой геометрической форме.
Способы правильного распределения величины изображения в зависимости от размера листа бумаги.
Способы деления листа на глаз на две и четыре равные части.
Основные цвета и их оттенки.
В иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
Правильно располагать лист бумаги (по вертикали и по горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображения.
Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.
Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме.
Правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.
Делить лист на глаз на две и четыре равные части.
Анализировать с помощью учителя строение предмета.
Изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности.
Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу)
Различать и называть цвета и их оттенки.
В рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше; изображать близкие предметы крупнее, дальних хотя и равных по величине.
Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
4 класс
Учащиеся должны знать:
Названия всех изображаемых предметов.
Правила передачи в рисунке формы прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении.
Расположение осевых линий при построении рисунка симметричной формы.
Способы передачи объемной формы предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме).
Слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.
Учащиеся должны уметь:
Определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.
Передавать в рисунке формы прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении.
Использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы.
Уметь передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме).
Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь).
Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.
Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
5. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии и нормы оценок определяются исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его способности отражать в рисунке, пластике, а также на основе проявленного интереса к каждой конкретной теме.
Знания и умения оцениваются по результатам индивидуальной  и практической работы по 5 бальной системе.
При устной проверке знаний:
При оценке устных ответов по изобразительному искусству принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
«5» - отлично – ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, умело пользуется речевым материалом. Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение; о нем (что больше всего понравилось, чем понравилось). Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей. Умеет отличать виды искусства.
«4» - хорошо – ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства с помощью учителя; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, но не умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение. Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей при помощи учителя. Умеет отличать виды искусства по наводящим вопросам.
«3» - удовлетворительно – ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно ответить на вопросы и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя при нахождении нужной информации. Плохо отличает виды искусства по наводящим вопросам.
«2» - неудовлетворительно и «1» – единица – за устные ответы не ставится.
При выполнении практических и самостоятельных работ:
«5» – отлично – задание выполнено полностью с соблюдением всех поставленных задач и соответствует эстетическим, композиционным и иным требованиям поставленными перед ребенком. Ставится, если обучающийся самостоятельно выполняет работу, умело пользуется приёмами, выполняет правильную последовательность при выполнении работы. Умеет пользоваться навыками на практике, создавая работу без опоры на оригинал.  Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно.  Умеет пользоваться инструментами.
«4» – хорошо – ставится, если обучающийся выполняет работу в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушает правильную последовательность при выполнении работы и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливает последовательность выполнения работы. Изображение на листе расположено правильно, выполнено в целом аккуратно. Умеет пользоваться инструментами. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике. Задание выполнено не в полном объеме; не точно выполнены мелкие детали практического задания;
«3» – удовлетворительно – ставится, если обучающийся не умеет пользоваться навыками на практике, создаёт работу только с опорой на оригинал.  Работа на листе расположена не правильно, выполнена не аккуратно. Перед ребёнком находится план выполнения работы. Если ребёнок пользуется шаблонами (если это не предусмотрено программой). Выполняет работу с помощью учителя. Нарушает правильную последовательность при выполнении работы. Задание выполнено некачественно; не точно соблюдены требования к поставленному заданию;
«2» – неудовлетворительно и «1» - единица – обычно не ставится, отменяется.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Грошенков И.А. Изобразительное искусство: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Учебно-методический комплект по изобразительному искусству для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида отсутствует. На уроках используется наглядный, иллюстративный, демонстрационный, раздаточный дидактический материал в соответствии с тематикой предмета.
1. Серия наглядно-дидактических пособий – М.: «Мозаика-Синтез», 2014:
Дымковская игрушка
Хохлома
Гжель
Полховмайдан
2. Муляжи овощей и фруктов
3. Раздаточный материал
№ Наименование Наличие
1 Альбомы для рисования у каждого обучающегося
2 Кисточки у каждого обучающегося
3 Карандаши простые у каждого обучающегося
4 Карандаши цветные у каждого обучающегося
5 Цветная бумага у каждого обучающегося
6 Картон у каждого обучающегося
7 Емкости для воды (баночки-непроливайки) у каждого обучающегося
8 Палитры пластмассовые у каждого обучающегося
9 Краски (гуашь, акварель) у каждого обучающегося
10 Ножницы у каждого обучающегося
11 Клей ПВА у каждого обучающегося