Подготовка к ОГЭ. Тренировочные задания по русскому языку. 9 класс
6000750Подготовка к ОГЭ
Подготовка к ОГЭ
Тренировочные задания
Подготовила учитель русского языка и литературы
Севостьянова В.Н.
Лексика и фразеология. Синонимы
Обычно в задании требуется заменить какое-либо слово или фразеологический оборот синонимом. Поэтому вспомним, что обозначают эти термины.
Фразеологизм – это несвободные сочетания слов, которые имеют устойчивую форму и значение и воспроизводятся в речи как нечто целое: попасть впросак, бить баклуши, водить за нос и др.
Синонимы – это слова, которые тождественны по значению, но имеют все же различия или в оттенках значения, или в стилистической окраске, например: плясунья (разговорное) – танцовщица (нейтральное).
Вариант 1 (практическое задание)
1. Замените разговорное слово «приметить» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Несколько дней назад юные защитники природы приметили в лесу дуб, на котором внизу узкой, почти незаметной полоской была снята кора.
Ответ: _____________________
2. Из приведенных ниже предложений выпишите устаревшее слово.
Видите? Весь как отлитый из красного золота. И весь сквозной. Своего рода золотая узорчатая стена. Или вроде как протянули по горизонту плат, что вышили наши тихвинские мастерицы. Теперь смотрите ближе, на полосу елей.
(К. Паустовский)
Ответ: ___________________
3. Замените стилистически окрашенный фразеологизм «скользнуть взглядом» в предложении стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.
Мальчик с какой-то безнадёжной, недетской тоской скользнул взглядом по моей амуниции.
Ответ:__________________
4. Замените книжное слово «взывать» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Пора! – взываю к ней;
Брожу над морем, жду погоды,
Маню ветрила кораблей…
(А. Пушкин)
Ответ: ________________
5. Замените устаревшее слово «нежели» в следующем предложении современным синонимом. Напишите этот синоним.
Советские воины предпочли погибнуть в огне, нежели сдаться в плен.
(Ю. Нагибин)
Ответ: ___________________
6. Замените книжное слово «меж» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Только родная река их одна убегала всё дальше к восходу, струилась меж тёмных гор.
(Р. Фраерман)
Ответ:_____________________
7. Замените разговорное слово «хилый» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Когда я тебя [берёзку] искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая.
(В. Белов)
Ответ: __________________
8. Замените разговорное слово «замешкаться» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Врач на миг растерялась, замешкалась.
(А. Алексин)
Ответ: ___________________
9. Замените устаревшее разговорное слово «толика» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Корочка хлеба обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха.
(Ю. Яковлев)
Ответ: ____________________
10. Замените разговорное слово «будет» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Будет плакать-то! – раздался надо мной громкий бас.
Ответ: _____________________
11. Замените разговорное слово «заскорузлый» в следующем предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а сразу всем.
(В. Астафьев)
Ответ: ___________________
12. Замените разговорный фразеологизм «как свои пять пальцев» в следующем предложении стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.
Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи.
(О. Туберовская)
Ответ: __________________
Словосочетание и его типы
В задании предлагается заменить словосочетание с заданным типом связи синонимичным словосочетанием с другим типом связи.
Словосочетание – это сочетание нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически (подчинительной связью, т.е. одно слово зависит от другого). Подчинительная связь бывает трёх типов: согласование, управление, примыкание.
Вариант 2 (практическое)
1. Замените словосочетание «сказал с восторгом», построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
2. Замените словосочетание «от гнева народа», построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
3. Замените словосочетание «в морской дали», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
4. Замените словосочетание «беззвучно оборвалась», построенное на основе примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
5. Замените словосочетание «к Пашкиной парте», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
6. Замените словосочетание «папин рассказ», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
7. Замените словосочетание «до отцовской руки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
8. Замените словосочетание «со злостью кивнул», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
9. Замените словосочетание «на осенних перелётах», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
10. Из следующего предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
Идём, дружище, весну встречать.
Ответ: ________________
11. Из следующего предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
Однажды в этом лесу мастера выбирали древесину, чтобы делать музыкальные инструменты для королевского оркестра.
12. Замените словосочетание «снежной белизной», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
13. Замените словосочетание «под деревянной террасой», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
14. Замените словосочетание «на портрет женщины», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________
Предложение. Грамматическая основа предложения
Чаще всего в задании вам предлагают выписать из заданного предложения грамматическую основу.
Предложение, как основная единица языка, состоит из членов предложения, которые выражены словами определённых частей речи. Члены предложения – главные и второстепенные. Главные – подлежащее и сказуемое, которые и образуют грамматическую основу предложения. По наличию или отсутствию главных членов все предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами – подлежащим и сказуемым) и односоставные (с каким-либо одним главным членом, чаще всего со сказуемым)Способы выражения подлежащего
Книга (им. сущ.) – источник знаний.
Сытый (им. прил.) голодного не разумеет.
Я (мест.) грамотей и стихотворец.
(А. Пушкин)
Семеро (числит.) одного не ждут.
Готовиться (инфинитив) к экзамену не так-то просто.
Побеждают только верящие (причаст. в значении сущ.)
(М. Горький)
Наконец пришло и послезавтра (нареч. в значении сущ.)
В воздухе прокатилось «ура» (междометие.)
Отец с сыном (словосочетание.: сущ. в Им. п. + сущ. в Твор. п) шли вперёд.
Кое-кто из учеников (мест. + сущ. в Род. п.) не был на презентации проектов.
Мы с ним сидели (мест.+ мест.) за одной партой.
У костра сидели три мальчика ( числ. +сущ. в Род. п.)
Неопределенно-качественное слово (много, мало, несколько, большинство)+сущ. в Род. п. или мест. в Род. п. Большинство учащихся справились с тестами успешно.
Как мало нас от битвы уцелело!
(А. Пушкин)
Сказуемое
Простое глагольное = глагол в спрягаемой форме
Составное глагольное = вспомогательная часть + инфинитив, например:
Хочу учиться
Могу петь
Желаю знать
Составное именное сказуемое = связка + именная часть, например:
Был учителем
Была в шляпе
Казался умным
Стал героем
Жил недорослем
Пришла усталая
Вариант 31. Из путаного рассказа стало ясно следующее.
Ответ: ________________________
2. Тучу передёргивало вспышками молний.
Ответ: _______________________
3. Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку.
Ответ: _______________________
4. Однажды мы с Васькой поехали за грибами.
Ответ: _________________________
5. Вероятно, у берега лёд был крепче.
Ответ: ______________________
6. Скажите ему, Татьяна Николаевна!
Ответ: ______________________
7. Над вершиной ближней ели замахала крыльями кедровка и улетела, оставив за собой в тёмном воздухе смутный след.
Ответ: _____________________________
8. Козыреву протянули листок.
Ответ: __________________________
9. Ты будешь большой, Ассоль.
Ответ: _______________________
10. Надо поспеть за нею, ничего не упустить в её чародействе.
Ответ: __________________________
11. Было это примерно в семь часов вечера.
Ответ: ____________________________
12. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты.
Ответ: _______________________________
13. Плавать я тогда ещё не умел.
Ответ: __________________________________
14. Большинство таких рассказов беспочвенны.
Ответ: __________________________________