Справочный материал для выполнения тестовой части ОГЭ
Ключевые слова в заданиях Что искать в тексте
Задание 4.
*1.Значение
-------------------------------------------------------
*2.Гласный корня
------------------------------------------------------
3.*Глухость \звонкость
-----------------------------------------------------
*4.Неизменяемая приставка
------------------------------------------------------
*5.не зависит от глухости\звонкости
------------------------------------------------------
Слова с ПРЕ-, ПРИ-
----------------------------------------------------------------------------------
Приставка на согласный + Ы \ И (предыстория)
---------------------------------------------------------------------------------
Приставки из 2-3 букв с конечным –З \ -С
-----------------------------------------------------------------------------------
Слова с приставками кроме приставок ПРЕ-,ПРИ-, на –З,-С.
----------------------------------------------------------------------------------
Приставка С- (сгрести, сделать, сбить и др.)
----------------------------------------------------------------------------------
Задание 5.
*1.Краткое страдательное причастие (Н)
-----------------------------------------------------
*2.Полное страдательное причастие (НН)
-------------------------------------------------------
*3.НН\Н в прилагательном
-------------------------------------------------------
*4.Наречие\ от которого образовано
------------------------------------------------------
*5.Исключение
------------------------------------------------------
*6.Прилагательное с зависимыми словами
------------------------------------------------------
*Отглагольное прилагательное
------------------------------------------------------
что сделан (а, о) ? Можно добавить вопрос КЕМ? или ЧЕМ?
----------------------------------------------------------------------------------
Что сделанный (-ая,-ое,-ому и др.)? значение действия
-----------------------------------------------------------------------------------
Какой (-ая,-ое и др.)? нет значения действия, нельзя задать вопрос Что сделанный? + указанный суффикс
--------------------------------------------------------------------------------
КАК? Не изменяется по числам, родам, падежам
----------------------------------------------------------------------------------
стеклянный, оловянный, деревянный, желанный, данный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, священный, нежданный, негаданный, названый брат, посаженный отец, смышленый, приданое, кованый, жёваный
---------------------------------------------------------------------------------
Какой (-ая, ое, -ой и др) + от этого прилагательного можно задать вопрос к другим словам (стоящим рядом)
---------------------------------------------------------------------------------
Какой? + что сделанный? + от этого слова нельзя задать вопрос к другим словам, в суффиксе одна –Н-.
-----------------------------------------------------------------------------------
Задание 7.
Если последние слова:
*1.управление
-------------------------------------------------------
*2.согласование
---------------------------------------------------
*3.примыкание
от главного слова задаем падежный вопрос (из чего? С чем? чему? и др.) и изменяем зависимое слово
-------------------------------------------------------------------------------
от главного слова задаем вопрос КАКОЙ? и изменяем зависимое слово
-----------------------------------------------------------------------------------
От главного слова задаем вопрос КАК? и изменяем зависимое слово
Задание 8.
Грамматическая основа Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое.
Запомни! Подлежащее отвечает только на вопросы КТО? ЧТО?
МНЕ это не подлежащее.
Обращение - не подлежащее. Например, Петя, иди к нам. Обращение ПЕТЯ не будет подлежащим.
Сказуемое отвечает на вопросы что (с)делает? Что (с)делал? Что будет делать? И другие похожие вопросы. Также КТО ТАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ? КАКОВ?
Слово БЫТЬ, БЫЛ , БУДЕТ являются сказуемым и имеют при себе помощников, которые тоже являются сказуемыми. Слова казаться, делаться, становиться, являться и др. с похожим значением тоже имеют при себе помощников. Например, в предложении «Все произошедшее казалось мне странным» грамматическая основа будет «все казалось странным».
В предложении не всегда есть и подлежащее, и сказуемое. Иногда есть только или подлежащее, или сказуемое.
Задание 9.
*1.Приложение (или несогласованное определение)
-------------------------------------------------------
*2.Определение
-------------------------------------------------------
*3.Обстоятельство
-------------------------------------------------------
*4.Обособленное
------------------------------------------------------
*5.Распространенное
-------------------------------------------------------
*6.Согласованное приложение или определение
-------------------------------------------------------
*7.Уточняющее обстоятельство
Существительное, которое отвечает на вопрос КАКОЙ (-АЯ) ИМЕННО? Выделяется запятыми или тире. Подсказка: в предложениях с приложением об одном и том же предмете или лице говорится двумя способами. Например: Тузик, (какой именно?) беспризорная дворняжка, сидел в конце переулка.
----------------------------------------------------------------------------------
Причастие: ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО ДЕЛАЕМЫЙ? ЧТО СДЕЛАННЫЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? + суффиксы -АЩ-, –ЯЩ-,-УЩ-, -ЮЩ-, -ЕМ-, -ИМ-, -ОМ-, -ЕНН-,-ЁНН-, -ВШ-, -Ш-, -Т-, -НН-
--------------------------------------------------------------------------------
Деепричастие: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? + суффиксы –А,
-Я, - В, -ВШИ.
---------------------------------------------------------------------------------
Выделенное запятыми
---------------------------------------------------------------------------------
От данного слова (приложения, определения, обстоятельства) можно задать вопросы к другим словам
-----------------------------------------------------------------------------------
У приложения или определения такой же род, число и падеж, что и у главного для них слова
-----------------------------------------------------------------------------------
Уточняющее и уточняемое слово должны отвечать на один и тот же вопрос . Например, (когда?)Завтра ,(когда именно?) часов в пять, встретимся. (Где?) Там, (где?)в лесу, что-то затрещало.
Задание 10.
*1.Вводное слово
------------------------------------------------------
*2.Вводная конструкция
-----------------------------------------------------
*3.Обращение
------------------------------------------------------
конечно, видимо, несомненно, пожалуй, наверно, к счастью, к сожалению, во-первых и прочее, итак, действительно, по-моему, по моему мнению, по сообщению газет, по словам врачей, кажется и др….
---------------------------------------------------------------------------------
Простое предложение из нескольких слов в составе сложного (или словосочетание), имеющее значение источника мысли, порядка мысли, уверенности\неуверенности либо передающее какое-либо чувство. Вводное слово и вводную конструкцию можно убрать из предложения без потери смысла.
---------------------------------------------------------------------------------
Слово, которое называет того, к кому обращаемся с речью. Выделяется запятыми с обеих сторон, если это не первое и не последнее слово
----------------------------------------------------------------------------------
Задание 11.
Количество грамматических основ Задание 12.
*1.Подчинительная связь
-------------------------------------------------------
*2.Сочинительная связь
-------------------------------------------------------
Союзы: ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, КОГДА, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА, СКОЛЬКО, ХОТЯ и др.
-----------------------------------------------------------------------------------
Союзы: И, А, НО, ИЛИ, ЛИБО, ТО, ЗАТО, ЖЕ, ДА, ТОЖЕ, ТАКЖЕ. +
+ прове рить наличие грамматических основ до этих союзов и после них. Если основ нет, то это неправильный вариант.
----------------------------------------------------------------------------------
Задание 13.
*1. Параллельное (неоднородное) подчинение
-------------------------------------------------------
*2.Последовательное подчинение
-------------------------------------------------------
*3.Однородное подчинение
------------------------------------------------------- Должно быть не менее 3 основ и не менее двух разных подчинительных союзов
----------------------------------------------------------------------------------
Должно быть не менее 3 основ , не менее двух разных подчинительных союзов. К частям сложного предложения вопросы задаются по цепочке, от 1 ко 2-му, от 2-го к 3-му и т.д.
----------------------------------------------------------------------------------
Должно быть не менее 3 основ и не менее двух одинаковых подчинительных союзов.
----------------------------------------------------------------------------------
Задание 14.
*1.С бессоюзной и подчинительной связью ( или сочинительной)
------------------------------------------------------
*2.С подчинительной и сочинительной связью
Должно быть не менее 3 основ. Одна часть связана с другой без союзов, вторая с третьей связана подчинительными ( или сочинительными) союзами. Порядок может быть другой.
-----------------------------------------------------------------------------------
Должно быть не менее 3 основ. Части между собой должны быть связаны сочинительным и подчинительным союзами.
Задание 3.
Аллитерация – повторение согласных звуков. Ассонанс – повтор гласных звуков.
Анафора – повтор начала строк, предложений.
Антитеза – противопоставление. Например, Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Архаизмы – устаревшие для данного времени слова.
Гипербола – преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Например, «В сто сорок солнц закат пылал».
Градация – постепенное увеличение. Например, «Я победил его, разгромил, уничтожил».
Инверсия – перестановка. Например, «Не надеюсь я на его аккуратность».
Ирония – насмешка. Например, «Отколе , умная (об осле),бредешь ты, голова?»
Литота – преуменьшение. Например, «Ниже тоненькой былиночки нужно голову клонить».
Метафора – упортребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений. Например, «дворянское гнездо», «крыло самолета», «золотая осень», «нос корабля», «заря жизни».
Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основе связи между ними. Например, «скушай еще тарелочку…», «чайник кипит».
Оксюморон – соединение двух противоречивых понятий. Например, «горькая радость», «звонкая тишина».
Олицетворение – неодушевленному предмету приписываются качества или свойства живого.
Параллелизм - одинаковое расположение сходных членов предложения в предложениях или их частях. Например, «Твой ум глубок , что море. Твой дух высок, что горы».
Парцелляция – непривычное разделение предложения на несколько фраз. Например, «С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего». «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».
Синекдоха – употребление одного названия вместо другого на основе соотношения части и целого ( «Там стонет человеке от рабства и цепей»); соотношения родового и видового понятий.
Фразеологизм – устойчивое выражение в переносном значении. Например, бить баклуши, зарыть талант в землю, семь пятниц на неделе, закадычный друг и многие другие.
Эпитет – красивое, необычное прилагательное. Например, веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска.