Обучающий семинар-тренинг по подготовке волонтеров антинаркотического движения учащихся

Областной конкурс авторских программ обучающих семинаров-тренингов по подготовке волонтеров антинаркотического движения учащихся и методических разработок формирования ЗОЖ у учащихся образовательных учреждений

Номинация: «Обучающий семинар-тренинг»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Россоши Воронежской области. Адрес: 396650, Воронежская область, г. Россошь, ул. Пролетарская, д.61







Обучающий семинар-тренинг
по подготовке волонтеров антинаркотического движения учащихся





Автор:
Михайленко Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 2 г. Россоши
8 (47396) 2-12-11
Е-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






2013 г.


Пояснительная записка.

Подростковый возраст часто считают кризисным. Это особый путь от детства к взрослости, когда в организме молодых людей происходит физиологическая и гормональная перестройка, когда частыми спутниками старших школьников и студентов становятся раздражительность, быстрая утомляемость, бессонница, а самым заветным желанием – вырваться из плена норм обязанностей мира взрослых, добиться некой независимости.
Молодых влечет мир соблазнов, который, к сожалению, велик и разнообразен и в арсенале которого – масса вредных привычек и пристрастий, разрушающих человеческую жизнь.
Алкоголь и наркотик – самые опасные из них.
По результатам анонимного анкетирования в образовательных учреждениях Воронежской области было выявлено, что каждый третий школьник в возрасте от 13 до 18 лет подвержен такой пагубной привычке как табакокурение, а каждый седьмой пробовал спиртные напитки. По данным ОВД по Россошанскому району Воронежской области преступность среди подростков возросла в том числе из-за распространения и употребления и наркотических средств.
В связи с этим профилактические работы в школах по здоровьесбережению приобрели значимость и актуальность. Из числа старшеклассников стали формироваться волонтерские группы, задача которых – пропаганда здорового образа жизни посредством проведения в молодежной среде семинаров-тренингов, встреч с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, общественностью, посредством агитационных выступлений. Происходит так называемое межличностное общение, при котором от многих идет «заряд положительной энергии» в виде теплого участливого отношения, заботы, сопереживания. Эмоциональная поддержка улучшает настроение, стимулирует оптимизм, повышает самооценку. Это взаимно обогащающий процесс, от которого выигрывают все участники.
В основе данного семинара-тренинга по подготовке волонтеров антинаркотического движения – материалы методического пособия авторов А.В.Енина и А.М.Луговского «Десять мифов о «вреде» наркотиков», игровая практика как возможность каждого участника реализовать свои идеи, «интеллектуальные силы» и творческие способности и как итог занятий – конкурс речевок и кричалок на тему «Нет наркотикам!»
Семинар-тренинг включает в себя несколько занятий и рассчитан на зрителя (слушателя) в возрасте от 14 до 18 лет. Число волонтеров-организаторов – 5, число участников – от 10 до 30 человек.
Инновационные технологии: применение средств провокативной педагогики в профилактике наркомании среди учащихся (авторы: А.В.Енин, А.М.Луговской), написание на основе методического пособия указанных авторов («Десять мифов о «вреде» наркотиков») собственных разработок, материалов, направленных на предотвращение распространения пагубных привычек среди школьников и студентов.
Данный материал может быть использован при подготовке внеклассных мероприятий по здоровьесбережению, в качестве основы для проведения семинаров-тренингов для студентов и рабочей молодежи, при подготовке родительских собраний, как общешкольных, так и классных, как конкурсный материал (например, выступление агитационной бригады, при проведении мероприятий муниципального уровня по теме «Здоровьесбережение».
Цели семинара-тренинга:
Расширить кругозор слушателей в области теоретических аспектов профилактики наркомании.
Ориентировать участников на закрепление полученных знаний или приобретение новых путем проведения устных бесед и активного участия в процессе.
Мотивировать зрителя на желание самостоятельно найти правильное решение.
Привлечь внимание общественности к такой серьезной проблеме как «Вредные привычки в молодежной среде»
Попытаться убедить молодых людей в том, что быть здоровым – значит быть свободным от всякой зависимости: табака, алкоголя, наркотиков.
Сформировать у учащихся активную гражданскую позицию, нетерпимость к нарушению юридических и общечеловеческих законов.
Развивать познавательную творческую активность школьников

Общее содержание работы
1. Слово учителя.
Приветствие, обращение к публике, мотивация внимания.
2. Адаптационный компонент.
Разминка на снятие напряженности, способствующая физическому раскрепощению участников занятий. Измерение самооценки по методике семантического дифференциала (Ч.Осгуда).
3. Конструктивно-практический компонент.
Обсуждение ситуаций и решение вопросов. Выполнение упражнений , применение игровых технологий, отработка поведенческих навыков, формирование личностной позиции участников занятия.
А) Ситуация 1. «Что будет, если»
Б)Ситуация 2. «Орел или решка»
В)Упражнение 1. Создать речевку-убеждение на обсуждаемую тему и наглядно её продемонстрировать.
Г)Упражнение 2. Создать кричалку-убеждение на обсуждаемую тему и наглядно её продемонстрировать.
Д) На основе собранного материала приготовить сценарий агитационного выступления на тему «Нет наркотикам!»
4. Рефлексивный компонент.
Обсуждение. Высказывание собственных мнений.
5. Эмоционально-завершающий компонент.
Создание эмоционально-положительного впечатления от занятия.
Данный компонент придаст завершенность мероприятию и будет способствовать дальнейшим встречам участников.































Сценарий мероприятия.
Слово учителя.
Друзья мои! Наша встреча сегодня – это возможность откровенного общения на тему, казалось бы, опасную (а стоит ли?), сложную (а поймут ли?), глубоко личную (а ваше ли это дело?), чрезвычайно актуальную (это делают многие) – на тему о вреде вмешательства наркотиков в нашу жизнь.
В юном возрасте человек полон сомнений, противоречий, он стремится все и вся подвергнуть критике. Взрослые часто не понимают, что творится в его душе. Наступает кризис неудовлетворенности собой и окружающими. Это время «социального разграничения» (выражение Е.В.Базаркина, автора «Бесед о нравственности для старшеклассников»), когда юношам или девушкам лучше всего бывает среди сверстников, когда возникает потребность принадлежать какой-либо компании, группе, чтобы достичь своего максимума. «Мы не такие как все, мы – особые!» - заявляет обществу то или иное объединение молодых.
И вот здесь, дорогой друг, ты должен суметь правильно сориентироваться в том или ином молодежном сообществе, развить в себе способность «самостоятельно делать» свою жизнь, отвечать за себя, быть личностью, а не членом группы, не пойти на поводу фанатических увлечений, не перешагнуть Закон, как юридический, так и нравственный.
Чтобы понять, насколько мы способны (или не способны) работать над собой, противостоять негативу и нести в массы позитив, следует определить свою самооценку.
Я предлагаю вам «Тест для исследования самооценки» (модификация Л.П.Пономаренко, 1999). При измерении самооценки мы воспользуемся методикой семантического дифференциала (Ч.Осгуда).
Известно, что личностные качества, присущие человеку, расположены на континууме, состоящем из полярных характеристик. На бланке представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре определите, как это свойство определяется у вас. В середине бланка - колонки, имеющие номера от 1 до 7.


1
2
3
4
5
6
7


1
Добрый







Злой

2
Общительный







Замкнутый

3
Уверенный в себе







Неуверенный в себе

4
Раздражительный







Спокойный

5
Неоткровенный







Откровенный

6
Нерешительный







Решительный

7
Понимающий других







Непонимающий других

8
Смелый







Робкий

9
Симпатичный







Несимпатичный

10
Нуждающийся в поддержке других







Самодостаточный

11
Импульсивный







Уравновешенный

12
Подчиняющийся







Доминирующий

13
Умный







Глупый

14
Активный







Пассивный

15
Целеустремленный







Беспорядочный

На примере первой пары разберем, как работать с методикой.
Если вы выбираете столбец № 1, это означает, что вы на 100 % добрый человек, в вас нет ни 1 % злости. Если вы считаете себя на 100 % злым человеком, то должны выбрать столбец № 7. Столбец № 4 означает среднюю позицию: в вас 50 % «доброты» и 50 % «злости». Столбец № 3 – вы скорее добрый человек, чем злой: примерно 65% против 35%. Столбец № 2 – примерно на 80 % вам присуща характеристика, указанная справа и только на 20 % - та, что слева. Выбор столбца № 5 соответственно означает, что у вас немного больше выражено качество, представленное слева. Столбец № 6 – примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная слева. Итак, вы уже догадались, что чем ближе расположен столбец к правой или левой стороне пары свойств, тем больше выражен полюс и, соответственно, меньше – второй.
На первом этапе работы по каждой паре вы выбираете номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у вас в настоящий период вашей жизни («Реальное Я»). Выбор обозначьте («Х») в соответствующем квадрате.
Приступаем ко второму этапу. Возвращаемся к первой паре полярных характеристик и теперь оцениваем себя с точки зрения того, каким вы хотели бы быть. Выбор обозначьте («О»). Может случиться, что «Х» и «О» совпадут.
Приступаем к третьему этапу. Считаем разницу позиций «Реального»Я» и «Идеального «Я». Эту цифру запишите рядом с парой. Если позиция «Х» и «О» совпадет – разница будет равняться 0. Его записываем рядом с парой. Полученная сумма есть ключ.
Интерпретация.
Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Это свойственно людям, сомневающимся в себе, принимающим на свой счет все замечания, недовольство других людей, обеспокоенных по малозначительным поводам, способным переживать глубоки и длительно. Такие люди часто не уверенны в себе, им трудно дается принятие решений, они редко могут настоять на своем. Именно из них чаще всего вырастают «ведомые пороками», попади они в молодежные группы сомнительного толка. Их легко привлечь к «первой пробе» спиртного или наркотика, ими нетрудно управлять. Зачастую они подвержены немотивированным вспышкам агрессии.
Если вы набрали балл менее 25, вам следует пересмотреть свое отношение к себе. «Полюби себя самого!» - вот главная задача для вас. Избавляйтесь от негативных мыслей, чаще хвалите самого себя, извлекайте пользу даже из неудач!
Цифра от 10 до 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Такие люди трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на недостатки. Они могут изменяться и совершенствоваться. И неудачи, и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках, легко воспринимают новое. Их основа – позитив. Из таких вырастают жизнелюбы, активисты, волонтеры, лидеры.
Результат менее 10 баллов может интерпретироваться по-разному: нежелание участвовать в тестировании, формальное выполнение задания, защитная реакция, завышенная самооценка («У меня все хорошо, отстаньте»). Такой балл набирают люди, не любящие заглядывать внутрь себя.
Итак, мы определили самооценку каждого. Если она занижена, то что-то в вашем характере следует поменять. Например, научиться «удерживать в себе» хорошее настроение и уверенность в том, что «вы это сможете!!!» Не привлекать внимания к своим, как вам кажется, физическим недостаткам, уметь сказать «Мне это не надо» тому, кого считаете сильнее и умнее себя.
Если она завышена, научитесь в других видеть больше плюсов, чем минусов, попробуйте сказать себе: «А ведь он молодец! Есть чему поучиться!»
А теперь давайте попробуем наши теоретические познания применить на практике. Выполним несколько упражнений, используя игровые технологии. Разберемся в непростых жизненных ситуациях, связанных с наркоманией как явлением, поскольку эта тема – основная в нашем семинаре-тренинге.
Обратимся к методическому пособию «Десять мифов «о вреде» наркотиков». Авторы А.В.Енин и А.М.Луговской предлагают игровой тренинг «Что будет, если»
Его цель – определить, какую стратегию выхода из сложной ситуации могут предложить участники семинара, то есть вы. Для этого каждый из вас получит лист бумаги и ручку. Вам предлагается написать мини-сочинение из 5-7 предложений на тему «Что будет, если я не смогу отказаться от наркотика»


Результат.
Участников – 14
Позитивных сочинений -11
Негативных историй – 2
Отказался писать – 1
Варианты ответов.
1. Страшно подумать, что будет, если я не смогу отказаться от наркотика. Я себя возненавижу! Возненавижу за слабость, неумение сказать «Нет» этому «дикому» соблазну, за добровольное отупление и преждевременную смерть. Я превращусь в «ничто» и сделаю жизнь окружающих невыносимой. Ужас! Стыд! Страх! Так будет, если я не смогу отказаться от наркотика. Поэтому – СМОГУ!
2. А ничего не будет Холодная пустота, полное безразличие к жизни, буйный цвет животных инстинктов Не будет ничего
3. Возможно, проживу меньше, чем мог бы. Зато испытаю то, о чем другие даже не подозревают. Рыба ищет, где глубже, человек, «как лучше». В несовершенном обществе не стыдно быть несовершенным.
Обсуждение.
Участникам предлагается ролевая игра «Орел или решка»
Её цель – развенчать мифы о безопасности наркотиков, распространенных среди подростков, научить четко формулировать и отстаивать свое мнение во время дискуссии. Среди участников распределяются роли. Выбирается «Ареопаг» - группа их 5-6 человек. Его задача – внимательно слушать доводы игроков и оценивать их, а также подводить итоги дискуссии по каждому вопросу. Группа из трех подростков представляет «Прессу». После игры они выпускают Информационный лист. Остальные участники – «Игроки». Их задача – отстоять свою точку зрения.
Во время игры обсуждаются наиболее распространенные среди подростков мифы о «пользе» и «безвредности» наркотиков. Например,
- существуют неопасные наркотики, от которых не возникает зависимость;
- ничего страшного не случится, если один раз попробуешь наркотик;
- человек с сильной волей в любой момент может расстаться с наркотиками.
Для подготовки доводов «За» и «Против» отводится две минуты. Важный момент! Ареопаг, комментируя выступления, должен подчеркнуть ошибочность представлений о «безопасности» наркотиков.
Некоторые доводы участников
Тезис: Ничего страшного не случится, если один раз попробуешь наркотик.
Аргумент: Организм толком «не поймет», что с ним случилось и не привыкнет, то есть «не попросит» ещё.
Вывод: Один раз можно.
Тезис: Даже одно применение наркотика опасно.
Аргумент: Это проявление слабости характера. Это установка организма на желание вернуться к «пробе». Это шаг назад от установки «Я умею плыть против течения. Я личность».
Вывод: Откажитесь от желания попробовать.
Далее участникам тренинга предлагается с опорой на ключевые слова создать речевку-убеждение, кричалку-убеждение на обсуждаемую тему и наглядно её продемонстрировать.
Ключевые слова: «говорим», «не постоим», «совет», «нет», «отрава», «Держава», «сила», «красиво», «творить», «быть».
Наиболее удачные варианты.
Речевка
-1-2!
-Дали слово!
- 3-4!
-Говорим!
-Чтоб страна была здоровой!
- За ценой не постоим!

- Раз!
- И вам даем совет!
- Водке
- Нет!!!
- Гашишу
- Нет!!!
- Жизнь пойдет совсем не так,
-Если «сядешь» на табак!
-Чтобы жить моей Державе,
«Нет» скажи любой отраве!
- Раз!
- Мы вам даем совет:
- Жизни –
-Да!!!
- Порокам –
-Нет!!!

Кричалки:
Да здравствует радость!
Да здравствует сила!
Живите открыто!
Живите красиво!

Пусть только от дела болит голова!
Пусть станут девизом такие слова:
Мы рождены, чтобы жить и творить!
Нации быть! И отечеству быть!

Взгляни-ка сюда, неразумный народ!
Рождаемость падает. Смертность растет!
И если себе не поможем,
То сами себя уничтожим!
Русский крест как знак беды!
Это знаем я и ты.
Бьем тревогу неспроста!
Прочь от русского креста!

Итак, друзья, сегодня мы попытались убедить вас в том, что самый грозный и быстро разрушающий человеческую личность соблазн – это наркотик. Поскольку человек прекрасен в жизни своим трудом, то наркотик – это своего рода «наказание» за ничегонеделание, снятие ответственности перед жизнью, данной тебе Создателем. Будьте благоразумны, откажитесь от вредных привычек! Сделайте счастливыми себя и своё Отечество.
Спасибо за внимание!

Из 14 участников тренинга 8 изъявили желание вести волонтерскую деятельность. В МКОУ СОШ № 2 утверждено Положение о волонтерском отряде «Доброволец», целью которого является профилактическая работа среди учащихся по предотвращению употребления ПАВ.














Литература

1. Базаркина Е.Л.Беседы о нравственности для старшеклассников. Волгоград: Учитель,2006.-155 с.
2. Енин А.В., Луговской А.М. Десять мифов о «вреде» наркотиков. Профилактика наркомании учащихся средствами провокативной педагогики/А.В.Енин.-Воронеж:Воронежский институт инновационных систем, Издательский Дом «Китеж»,2008.-96 с.
3. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. - М: Новая школа, 1994 . – 128 с.

































Приложения.
Фотографии с семинара-тренинга

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



























13PAGE 15


13PAGE 141115