Музыкальные образы и музыкальные персонажи — 5 класс: рабочая программа по внеурочной деятельности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г.Воронежа
Рассмотрена
на заседании ШМО
протокол
№_____от «___»______2016г
Руководитель МО
_____________
Согласована
зам. директора по УВР
___________________
Подпись
«__»______2016г
Утверждаю
директор МБОУ СОШ №40
_____________А.М. Фактор
Рабочая программа
по внеурочной деятельности 5 класс
«Музыкальные образы и музыкальные персонажи»
на 2016-2017 учебный год
·Составила: Овчарова Светлана Владимировна
учёная степень: кандидат педагогических наук
учёное звание: доцент
г.Воронеж – 2016
Планируемые результаты освоения курса «Музыкальные образы и музыкальные персонажи» в 5 классе (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные результаты:
– уметь действовать в вымышленных обстоятельствах;
– действовать в коллективе;– уметь управлять интонацией голоса;– иметь навыки сольного и хорового пения;
– иметь представление об истории возникновения и развития театра;– знать понятия: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина, пролог, эпилог, ремарка;– знать понятия: жанр, драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, мюзикл, клавир;– иметь навыки пения дуэтов, трио, квартетов, речитативом;– уметь самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом.
Метапредметные результаты:
– создание условий реализации творческих способностей через связь музыки с литературой;
– развитие памяти, произвольного внимания;
– развитие творческого мышления и воображения на основе синтезированных разными областями искусства образов и их связи с реальностью;
– выявление и развитие способностей, применимых в разных жизненных ситуациях;
– формирование способности самостоятельного освоения общекультурных ценностей;
– формирование умения работать в коллективе слаженно, готовность к сотрудничеству.
Личностные результаты:
– формирование целостного взгляда на мир и его разнообразие: через различные культуры и язык искусства понять и принять окружающий мир;
– принятие себя в этом мире через сценическое искусство путём актуализации внутреннего потенциала;
– готовность к саморазвитию и самообразованию;
– формирование и развитие способности сопереживать: искусство учит понимать окружающих нас людей;
– готовность к осуществлению морального выбора;
– развитие коммуникативной культуры и способности к сотрудничеству как со сверстниками, так и со взрослыми.
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс «Музыкальные образы и музыкальные персонажи» создан для формирования и развития представлений о музыкальных театральных постановках. Данный курс предполагает участие школьников в таких постановках. Формы организации включают ознакомительные уроки и практические занятия. Виды деятельности заключаются в изучении школьниками театральных постановок и активном участии в них.
Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. Таким образом для познания искусства недостаточно овладения определенным набором знаний, умений, навыков. Познание искусства становится доступнее с помощью языка, на котором говорит само искусство.
Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский музыкальный театр как форма внеурочной деятельности. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов, филологией; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.
Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
№
п/п
Дата
Тема
Форма организации
Вид деятельности
Примечание
1
Волшебной музыки страна. В гостях у сказки
Урок – ознакомление
Активное слушание
2
Азбука театра. Как звучат слова
Урок – ознако
·мление
Практическое занятие
Активное слушание
Работа над сценической речью
3
Элементы сценической грамоты
Урок – ознакомление
Активное слушание
4
Музыкальный театр
Урок – ознакомление
Активное слушание
5
От Древней Греции до наших дней
Урок – ознакомление
Активное слушание
6
Театральный грим и мир музыкально-театральных образов
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Искусство доступного театрального грима
7
История театра. Музыкально-театральные персонажи
Урок – ознакомление
Активное слушание
8
Опера и фрагменты её постановки
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и театральное действие
9
Оперетта и водевиль, фрагменты постановки
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и театральное действие
10
Современный мюзикл и рок-опера, фрагменты постановки
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и театральное действие
11
Краски музыки: музыкальная палитра. Интонация и образы в театре
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и театральное действие
12
Основы сценического движения и одновременного пения
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение
13
Речь в современном мюзикле, основы произнесения текста в театре
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Произнесение текста со сцены
14
Особенности итальянской оперы, знакомство с фрагментами
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение
15
Особенности русской оперы, знакомство с фрагментами
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение
16
Музыкальная сказка, подготовка к постановке, распределение ролей
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение
17
Эмоциональная наполненность персонажей выбранной музыкальной сказки, отработка каждого образа
Практическое занятие
Пение и сценическое движение
18
Постановка музыкальной сказки по сценарию
Практическое занятие
Пение и сценическое движение
19
Сказка – лучшая основа для создания разнообразных музыкально-фантазийных персонажей
Урок – ознакомление
Активное слушание
20
Выразительные средства сказочных персонажей
Урок – ознакомление
Активное слушание
21
Фантазийные персонажи в музыкальном театре
Урок – ознакомление
Активное слушание
22
Музыкальные средства выражения фантастических образов
Урок – ознакомление
Активное слушание
23
Влияние музыки на театральный сценарий
Урок – ознакомление
Активное слушание
24
Преобразование сказочных персонажей под воздействием определённой музыки
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение
25
Соответствие визуального образа сценическому персонажу
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение
26
Возможности грима в формировании определённого образа
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Искусство театрального грима
27
Разнообразие воплощения одного сценического образа разными музыкальными средствами
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение
28
Работа над характером сценической интонации
Практическое занятие
Пение и сценическое движение
29
Усиление яркости персонажа музыкальными средствами
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение
30
Лирические образы и персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление
Активное слушание
31
Драматические образы и персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление
Активное слушание
32
Комические образы и персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление
Активное слушание
33
Зловещие образы и персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление
Активное слушание
34
Добрые и злые сказочные персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление
Активное слушание
35
Сложные фантастические образы и персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление
Активное слушание
36
Постановка музыкально-фантастического спектакля
Практическое занятие
Пение и сценическое движение
При составлении рабочей программы использованы следующие источники:
13 LINK "http://nsportal.ru/vasina-natalya" \o "Васина Наталья Валентиновна
Учитель начальных классов
Владимирская область" 14Васина Н.В.15 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гусева Е.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14615
15