Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида


Практическая направленность уроков математики
в коррекционной школе VIII вида

Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц к обществу, труду, семейной жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения математике, которая предполагает тесную связь математики с жизнью, подготовку к профессиональным трудовым навыкам. Гуманизация  обучения предполагает усиление практического и прикладного аспектов в преподавании. Это означает, что в обучении математике ставится акцент на общее развитие ребёнка.
«Сделать учебную работу настолько возможно интересной для ребёнка не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», писал Ушинский. Поэтому, одним из моментов в модернизации современного образования является усиление практической направленности школьного курса математики, т.е. осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.
 Практическая направленность обучения математике в узком смысле слова означает изучение вопросов, непосредственно связанных с практикой (прямой угол, масштаб, симметрия, площадь, скорость). В широком смысле слова под ним следует понимать практическое моделирование ситуаций, встречающихся при изучении вопросов практического характера .Практическая направленность школьной математики  - это принцип обучения и в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение математических знаний и умений в повсеместной жизни. Итак,  практическая направленность, определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренного учебным планом, программой, организуемая с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере обучения, приобретения опыта самостоятельной работы на уроках математики.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. На своих уроках я стараюсь делать всё, чтобы каждый ученик работал активно, использую это как начальную точку для возникновения и развития интереса, отводя большую роль  межпредметным связям и практическим работам. На уроках я стараюсь излагать теоретический материал на  практической основе: от конкретных жизненных ситуаций к теоретическому обобщению (рассуждению), а от него к применению. Так, например, при изучении тем «Ломаная», «Многоугольники»,  «Признаки равенства треугольников», «Виды четырехугольников и их свойства» использую проблемно-поисковый метод, в результате ребята сами пробуют определять основные свойства фигур, пытаются самостоятельно доказывать теоремы. Такие приемы позволяют включать в активную работу максимальное количество учащихся, Остановлюсь на двух принципах: межпредметной связи и практической направленности. Эти темы настолько близки, что порой их невозможно разделить, т. к. они сливаются воедино. Многие задания практического характера несут в себе информацию о том или другом предмете или же наоборот, задача межпредметного содержания таит в себе особый практический подход. Поэтому покажу использование межпредметных связей и практической направленности на своих уроках математики. Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении других предметов.  Раскрывая  межпредметные связи, хочу отметить реализацию воспитательных функций преподавания математики. Эта сторона не только позволяет повысить интерес к предмету, но и выявить его актуальность.
На своих уроках я выделяю основные задачи:
1)Осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков.
2)Использование при изучении одного предмета знаний, умений, навыков приобретённых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин.
3)Проведение  практических  работ, используя   жизненные явления, факты, исторический и занимательный материал.
 Какими методами и приёмами я осуществляю межпредметные связи?
 
Метод целесообразных задач.  Его сущность- это подбор 1 или 2 задач межпредметного содержания.
Задания: Много заданий, связанных с трудовым обучением – это определение состава тканей, состава материала для изготовления каких-то изделий. Использование так называемых « числовых, буквенных, цифровых»  диктантов.
Эвристический метод.С его помощью даю возможность ребятам самостоятельно делать выводы, составлять задачи, используя знания других предметов.
Проблемно- поисковый метод. Ставлю проблему, которую можно решить, используя  лишь  межпредметные связи. Так тему «Симметрия относительно прямой» связываю с темой класс насекомых из уроков биологии, тему «Действия с натуральными числами и системой счета» с уроками истории.
Практика убеждает, что вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Исторический материал - это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить.
Обращение к историческим событиям создаёт эмоциональный подъём в классе. Даже неинтересная тема способна увлечь ребят, если учитель сумеет связать с ней такие факты, которые вызовут интерес у ребят.
. Для усиления межпредметных связей я использую буквально разные возможности: и случайно брошенная фраза, книга, где можно найти много интересного о данном факте, газеты. Хочу отметить, что выявить связь школьного курса с жизнью и другими учебными предметами, всегда важно и интересно. Привлечение межпредметных связей повышает научность обучения, доступность, естественным способом. Однако появляется и немало трудностей : учителю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, возникают вопросы взаимной увязки программы.
Ведущую роль в обучении математике играют задачи.    Мы все знаем, какими знаниями по  экономике обладают выпускники наших школ.  Разумеется, с возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, оплачивать услуги, у школьников накапливается собственный жизненный опыт, но спонтанно приобретенного опыта недостаточно. Возникшее противоречие пытаюсь разрешить с помощью введения элементов экономики, решения задач экономического содержания, имеющих практическую направленность Основной целью является формирование у учащихся умений видеть в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике, полученные  на уроках  знания, формировать представления, имеющие  предметно – практическую направленность. Так я пытаюсь раскрыть экономическую суть вопросов быта, производства, сферы торговых отношений, происходит имитация включения в самостоятельную жизнь, происходит начальный этап социализации. В активный словарь учащихся вводятся понятия: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «тарифы», «льготы», «себестоимость», «договора», «пени», «штрафы», «наём жилья». С каждым из этих понятий составляются задачи, которые формируются по уровням, при их решении используется индивидуальный подход.
1.    Личная гигиена.
Задача: отработать и закрепить навыки соблюдения личной гигиены, предупреждение заболеваний.
Тематика: стоимость – цена. Необходимые и дополнительные траты на предметы личной гигиены.
2. Одежда и обувь:
Задача: научить делать покупки и обосновывать свой выбор.
Тематика:времена года, месяц, дороже – дешевле, стоимость, сравнение цены, что дешевле: сохранить или купить?
3. Бюджет:
Задача:  умение планировать бюджет, распоряжаться деньгами и уметь их распределять, приватизация квартиры, оплата коммунальных услуг, продовольственная корзина, прожиточный минимум, делаются расчёты оплаты за электроэнергию, раскрываются потребности семьи – духовные, физические, материальные, сопоставляются статьи расходов в соответствии с доходами семьи, решаются задачи на исключение необоснованных расходов семьи в месяц, их перераспределение в иные статьи расходов. Проходя тему % решаются задачи на нахождение суммы подоходного налога от заработной платы, рассчитываем отчисления в пенсионный фонд, вычисления дохода по различным видам вкладов в сбербанк, условия получения банковских кредитов, ссуд, определяем выгоды от покупки товаров в кредит.
4. Медицинская помощь: 
Отрабатываются понятия: социальные выплаты, оплата больничных листов, льготные лекарства, вычисление срока годности лекарств по дате изготовления  и сроку использования.
5.ТЕМЫ: меры массы, длины, площади, объёма
Отрабатываются понятия:
Решаются задачи на сравнение купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта, на вычисление количества ткани, необходимых на пошив штор для окна, определение площади пола, стены, окна, расчёт строительных материалов для ремонта комнаты, погонный и квадратный метр при покупке коврового покрытия.
6.Меры времени:
Решаются задачи на вычисление:
Возраста по дате рождения, затрат времени необходимого на дорогу в какое – либо место, составление режима дня, расчёт выхода на работу после отпуска.
    Для решения каждой  задачи, я организую  обучение в режиме пошаговых программ, для решения более сложных задач создаю алгоритм в форме технологической карты .   Мой опыт показывает, что для лучшего усвоения материала надо подбирать материал, связанный с их собственной жизнью, бытом, учёбой.
    Например, скоро наступит зима, вы решите покататься на лыжах. Рассвело в 9ч 30 мин утра , а стемнело в 16ч 30 мин. Сколько часов будет светло в этот день? Сколько времени ты сможешь покататься, если поедешь на прогулку в 10 часов и будешь кататься 2 часа?  Наблюдения  за отношением учащихся к содержанию задач прикладного характера  показывают, что оно вызывает  у них интерес. И это приводит к положительной динамике в развитии умения  решать различного вида задачи и качеству усвоения материала.
Учитывая то, что уроки геометрии тесно связаны с уроками трудового обучения, возникла необходимость ещё более тесного контакта между этими предметами, поэтому, в рамках актуальности этой темы мною был обобщён имеющийся опыт использования интеграции с уроками трудового обучения, которые способствуют в определённой мере подготовить учащихся к социальной адаптации.Анализ оценки математических умений и навыков учащихся показывает, что «слабые» в математическом плане учащиеся не усваивают программу по труду и наоборот. Таким образом, между оценкой успеваемости по труду и по математике наблюдается большое соответствие. Это и понятно, т. к. математические умения по своему характеру близки к трудовым. Поэтому, задача учителя любого предмета, в том числе и математики – показать, что знания, полученные по одному какому либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим предметам.
  В реализации практической  направленности обучения, присутствует весь комплекс политехнических умений и навыков:
1)   Расчётно – вычислительные  умения и навыки.
Упражнения  расчётно – вычислительного характера (подсчет стоимости, расчёт  хлебных продуктов, которые можно получить из определённого количества зерна.2)   Контрольно – измерительные умения и навыки.
Это измерения массы разнообразных продуктов на весах, вместимость разных сосудов, глубина, измерение площади и объёма.
3)   Технические умения и навыки. 
Умение обращаться с теми или иными инструментами  –линейкой, угольником, транспортиром, чертить окружности с помощью циркуля, находить площадь с помощью палетки.
4)   Конструктивные умения и навыки.
   Это умения конструировать, составлять таблицы . Для этого я использую задачи –расчёты, задачи с недостающими числами.
5)   Иллюстративные– связанные с ознакомлением учащихся с фигурами, их свойствами.
Практические работы способствуют выработке у учащихся практических навыков и умений. Которые они могут использовать на уроках труда, географии.
Итак: исходя из всего сказанного, считаю, что моя работа в этом направлении, в условиях коррекционной школы, помогает в решении ряда актуальных задач :
1.    Повышение качества образования по предмету
2.    Умение решать задачи социально – значимые для учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
3.    Повышение мотивации к обучению.
4.    Повышение уровня  социальной  адаптации учащихся.
Анализируя свою работу, работая с методической литературой, хочу отметить, что основные трудности и затрудненияпреподавания  межпредметных связей  и  практической направленности напрямую связаны с действующими программами.
Отсутствие программ, учебных пособий, учебников для 5-9 классов, недостаточное согласование по содержанию учебного материала с другими предметами,  не введение новой терминологии  - всё это усложняет работу учителя.
Что я могу порекомендовать своим коллегам, работающим по данному направлению и сталкивающимися с такими же проблемами? Во – первых, познакомиться с учебниками и учебными программами других предметников.
Во – вторых, поддерживать связь с учителями – предметниками, уточняя,  где они могут применять математические навыки и что можно использовать со своих уроков  для уроков математики.
И самое главное - желание учителя сделать свои уроки более интересными и разнообразными,  чтобы помочь детям, понять, что учатся они не для школы, а для жизни.