Доклад «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида»
Тема: «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида»
Специальной задачей коррекционной школы 8 вида является исправление дефектов развития детей с ограниченными возможностями, подготовка учащихся к трудовой деятельности. Решение этой задачи происходит в процессе обучения детей образовательным и трудовым навыкам. Немалую роль в этом играет преподавание математики.
Такие знания и навыки, как измерение площадей, предварительный расчёт необходимых поделочных материалов для того или иного изделия, взвешивание, умение производить расчёт при покупках, ориентация во времени и т. п.- всё это дети должны усвоить в процессе изучения математики и практических упражнений, а это в свою очередь помогает детям лучше адаптироваться в жизненной среде после окончания школы. И особенно это актуально в условиях рыночной экономики.
Реализация при обучении математики общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач в условиях коррекционной школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами, особенно с трудом.
Учащиеся, хорошо успевающие по математике, лучше справляются с практическими заданиями по другим предметам. Обучающиеся с ограниченными возможностями не могут самостоятельно устанавливать взаимосвязь между знаниями, полученными на различных учебных предметах. задача учителя математики- показать, что знания, полученные по какому- либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам и могут быть использованы повсеместно. Тогда учащиеся получают не разобщённые знания по отдельным предметам, а систему знаний и навыков.
На уроках математики необходимо использовать знания учащихся по тем учебным программам, которые имеют непосредственное отношение к их будущей социально- трудовой деятельности: слесарному, столярному, швейному делу, географии, естествознанию, истории и
другим предметам.
Сведения из этих дисциплин смогут служить материалом для составления арифметических задач, числовых выражений.
Например, знание дат исторических событий, протяжённости границ нашей Родины и других стран, длины рек, высоты гор, площадей, занимаемых государствами, морями, озёрами, урожайности культур растений, надоев молока, средней массы животных, расхода материала на то или иное изделие, изготавливаемых на уроках труда, времени, затрачиваемого на их изготовление и т. д. может служить прекрасным материалом для составления арифметических задач и примеров, сравнения и анализа чисел и других упражнений на уроках математики. С другой стороны математические знания должны найти широкое применение по другим дисциплинам.
Использование на уроках математики исторических знаний расширяет и уточняет временные представления, учит решать задачи на время для вычисления продолжительности и удаленности исторических событий. Последние приобретают большую конкретность для учащихся, лучше соотносятся с определённым временем.
Примеры задач.
1.Москва основана в 1147 году. Сколько лет нашей столице?
2.Великая Отечественная война закончилась в 1945 году. Какую годовщину будем отмечать в этом году?
3.В древней Руси начало нового года приходилось на 1 марта, затем на 1 сентября. И только по указу Петра 1 с 1700 года началом нового года стало считаться 1 января. Сколько лет этому событию?
И другие задачи.
На уроках математики при изучении тем: « Масштаб», « План» используются знания, полученные на уроках географии. Географические знания расширяют кругозор, воспитывают чувство гордости за свою Родину.
Примеры заданий.
1.На чертеже дан план садового участка прямоугольной формы. Длина прямоугольника на чертеже- 6 см, ширина- 4 см. Чертёж дан в масштабе 1см- 5м. Чему равны в действительности длина и ширина садового участка?
2. Площадь земного шара приблизительно равна 510 млн. кВ. км. Чему равна площадь, занимаемая водой, если известно, что суша занимает 29% площади Земли.
3.В озере Байкал встречается 1500 видов животных, а растений - в 2 раза меньше. Сколько всего видов животных и растений встречается в Байкале?
4.Глубина озера Байкал – самого глубокого в мире - равна 1740 м. Оно на 3760 м мельче самого глубокого в России Беренгова моря и на 715 м глубже Каспийского моря. Какова глубина Беренгова и Каспийского морей?
И другие задачи.
Знания, полученные на уроках естествознания, также используются для составления арифметических задач, сравнения и анализа чисел и других упражнений на уроках математики.
Тесная связь существуют между уроками математики, рисования. Так, на уроках математики в 7 классе учащиеся получают знания о симметричных фигурах, оси симметрии. А подготовительная работа ведётся уже в третьих и четвёртых классах на уроках рисования при изображении плоских предметов: молотка, лопатки, бабочки и др.
Особенно тесная связь между уроками математики и труда. В процессе обучения учащиеся пользуются знаниями, приобретёнными на уроках математики: знание геометрических фигур. Умения, полученные на уроках математики при пользовании чертёжными инструментами: линейкой, циркулем, транспортиром способствуют развитию практических навыков.
Знания, полученные на уроках труда, повышают интерес учащихся к изучению этого предмета, показывают жизненную необходимость этого предмета, при этом основное внимание надо уделить формированию у учащихся важнейших в практическом отношении умений и навыков ( разметка, вычисления, техника счёта, измерения, составление чертежей, расстояния и т. д.)
Необходимо, чтобы учитель математики хорошо знал, какими профессиями овладевают учащиеся данного класса, в каких видах труда они участвуют, с какими материалами они имеют дело, какими измерительными и чертёжными инструментами пользуются, какие изделия изготавливают.
Умения и навыки, знания, предусмотренные программой по математике, практические навыки находят самое широкое применение в любом виде труда, в любой профессии. Однако, эти знания ученик может применить лишь в том случае, если эти знания включать в задачи производственным содержанием.
Для составления задач используется материал, с которым учащиеся сталкиваются на занятиях в мастерских или на производстве. Их сюжет зависит от профиля профессионально- трудовой подготовки учащихся. Так ориентируясь на швейное дело, можно составлять задачи на расход ткани для данного вида одежды, постельного белья, на вычисление количества отделочного материала и др.
В столярном деле - на определение размеров заготовки для изготовления того или иного предмета, выяснения, достаточно ли имеющегося материала, определения длины гвоздей для соединения деталей заданной толщины др. задачи.
На уроках слесарного дела – определить расход материала на изготовление изделия, сделать расчёт размеров и разметку изделия по заданным размерам и другие задачи.
Примеры задач.
Рассчитать расход материала на изготовление ведёрка цилиндрической формы диаметром – 200 мм, высотой – 400 мм, с учётом припуска на фальц.
Хватит ли дюралюминиевого прутка длиной 550 мм для изготовления 6 заготовок длиной 96 мм?
Сколько ткани шириной 90 см надо купить для того, чтобы сшить 16 простыней шириной 1 м 58 см и длиной 2 м 20 см, если на подгибку идёт по 2 см, а на средний шов по 1 см от каждой стороны?
Для сельскохозяйственного труда – это задачи на определение урожайности с 1 –го га и урожая со всей площади, занятой под ту или иную культуру, количества удобрений, необходимых для внесения в почву, воды для полива, рассады. Задачи, связанные с расчётом корма для одного или нескольких животных на один день, неделю, месяц, год и др.
Успешность решения задач производственного содержания зависит от того, насколько прочно усвоены основные понятия теоретического профиля профессионально-трудовой подготовки. Так, для сельскохозяйственного труда - это площадь, единицы массы и площади, норма высева, урожайность, площадь питания растений и др. Для задач по швейному делу – это выкройка, мерки (обхват груди, талии, бёдер ), линия ширины спинки, пройма, выточка, длина,
ширина изделия, единицы их измерения и др.
Для задач столярной тематики – основными понятиями будут : заготовка, брусок, габарит, сечение, торец, кромка, пласть, пропил, фальц, гнездо, единицы измерения длины. Для решения задач столярной тематики необходимо обращать внимание на такие термины, как припуск на рубку и опиливание, база разметки, зенкование, размеры заклёпки, соединение в нахлёстку, номинальный размер и др.
Работа над одной задачей может длиться не один день и одновременно проходить и на уроках математики и в учебных мастерских. Работа над задачей помогает учащимся лучше осознать предметно – действенную ситуацию, о которой в ней говорится, позволяет проверить на практике правильность решения что самое главное, таким образом создаются условия для успешного переноса приобретённых знаний, умений, навыков. Решение задач с производственным содержанием может осуществляться одновременно с проведением соответствующей работы в мастерской, может предварять её, либо выступать, как приём повторения и закрепления производственного материала, обогащает математический запас слов.
Решение задач с производственным содержанием на уроках математики может осуществляться во фронтальной, групповой, индивидуальной формах. Для фронтальной работы следует подбирать задачи, сюжет которых понятен всему классу, когда не требуется особой работы над терминологией , или когда все учащиеся проходят подготовку по одному профилю, при групповой и индивидуальной формах работы задачи прилагаются на карточках.
Решение задач с производственным содержанием усиливает практическую направленность уроков математики, помогает подготовить учащихся к самостоятельному труду.