Образовательные технологии как фактор повышения качества образования
Г.Агабдилова
средняя школа им. Акын Сара
г. Сарканда Алматинской области
У каждого учителя есть свой наработанный опыт в педагогической деятельности. Некоторыми наработками из опыта работы на уроках хочу поделиться в статье
« Образовательные технологии как фактор повышения качества образования»
Часто каждый из нас думает о том, как донести до своих учеников богатство и великолепие русского языка, как провести урок на высоком профессиональном уровне.
В своей практике я использую на уроках различные виды работы: групповые, индивидуальные формы работы, игры, логические задания,тренажеры.
Современное общество требует от каждого его члена умения быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире.Объективной исторической закономерностью в наше время является повышение требований к уровню образованности человека. Президент нашего государства в Послании народу отметил: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно.Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.» Целью Национального плана действий,разработанного в Казахстане является развитие функциональной грамотности школьников Республики Казахстан. . Современная школа призвана осуществлять продуктивное развитие ребенка,обеспечивать возможность формирования личности с учетом способностей и потребностей. Центральным звеном в реализации основных направлении модернизации образования является учитель.Специфика работы учителя- словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка интересным и востребованным. Учитель современной школы– исследователь, творец, гуманист.
Формирование функциональной грамотности школьников непосредственно на уроках русского языка возможно, на мой взгляд, через решение следующих основных задач:
1.Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося, обеспечивающего дальнейшее развитие личности.
2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой деятельности в реализации своих способностей.
3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
Научить действовать ученика можно в процессе самого действия , а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает ,формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую возрастной ступени.Поэтому важнейшей в профессиональном становлении учителя русского языка является проблема повышения его компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практи ческий опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.
Образовательные технологии как фактор повышения качества образования
Г.Агабдилова
средняя школа им. Акын Сара
г. Сарканда Алматинской области
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.
Д.Пойа
Внедрение элементов образовательных технологий предусматривает сочетание различных форм работы. При обучении русскому языку необходимо сформировать у учащихся коммуникативную и интеллектуальную потребность в восприятии, осмыслении и употреблении слов этого языка, создавать такие ситуации при которых у них возникало желание говорить на изучаемом языке.
Для достижения поставленных целей и реализации творческого потенциала учеников, я использую на уроках разные методы и приемы работы, наиболее эффективными считаю использование стратегий критического мышления :
мозговая атака;
написание рассказа по ключевым словам;
органайзеры;
дневник двойной записи;
синквейн-пятистишье;
insert – система заметок в тексте;
диаграмма Венна;
письмо герою;
создание небольших собственных высказываний;
воспроизведение готового текста;
упражнения творческого характера;
использование алгоритмов .
Использование отдельных элементов с учетом реальных возможностей учителя и учащихся дает возможность проверить эффективность новых форм организации учебного процесса, убедиться в их плодотворности . Применение элементов критического мышления на уроках развития речи продуктивно тем, что учитываются индивидуальные особенности учащихся, создаются условия для творческой работы. Применяя стратегии критического мышления, можно добиться следующего:
вызвать интерес (задаются вопросы);
дать толчок для осмысливания учебного материала (поиск ответов, исследование);
задать рефлексию (размышление, закрепление прошлых знаний с учетом новой информации).
Вот, например, как мы работаем над текстом. Читаю текст «Два взгляда на жизнь». Учащиеся внимательно слушают и делают на полях соответствующие их знаниям пометки.
«√» - я это знаю;
«+» - новая информация;
«?» - удивляет меня, хочу узнать больше.
По пометкам учащиеся высказывают свой мысли. Insert-метод является прекрасным руководством в этой работе, т.к. позволяет учащимся активно составлять собственное понимание по прочитанному. Такая работа активизирует мыслительную деятельность учеников, расширяет их словарный запас., развивает память, языковую реакцию. Язык успешно усваивается тогда, когда учащийся получает значимую для него информацию, когда текстовой материал задания вызывает интерес.
Творческая работа. Ставится проблемный вопрос: сравните советы Горького и отца героини данного текста. Что общего между ними? Строится диаграмма Венна.
Следующий этап работы по развитию речи – написание письма с советами, которые вы считаете правильными и нужными в поведении и деятельности современного человека.
Развивая связную монологическую речь, важно сформировать у учеников умение контролировать себя во время письма. С этой целью применяю алгоритмы в работе над ошибками. Они записываются в специальной тетради/тетрадь-справочник/ с целью соблюдения последовательности в работе.
Алгоритмы в работе над ошибками
І. Разобрать слова по составу.
ІІ. Определить часть речи.
ІІІ. Если ошибка в корне слова:
Имя существительное – просклонять это слово, пояснить орфограмму, привести примеры.
Имя прилагательное, наречие, имя числительное – составить с этим словом 3-4 словосочетания.
Глагол, причастие, деепричастие – оьразовать от глаголов причастие, деепричастие, поставить в начальную форму, изменить по временам, указать вид.
ІҮ. Если допущена ошибка в суффиксе.
Имя существительное – привести примеры с этими суффиксами
Имя прилагательное, наречие - привести примеры с этими суффиксами
Ү. Если ошибка в окончании, доказать правильность написания окончания.
ҮІ. Если допущены пунктуационные ошибки, определить роль знака препинания в предложении:
Обращение;
Вводное слово;
Прямая речь;
Однородные члены;
Сложное предложение.
Усвоение алгоритмов на практике возможно лишь при выполнении письменных упражнений. Алгоритмы в работе над ошибками способствуют развитию зоркости: школьники учатся обнаруживать орфограммы по их познавательным признакам.
Предлагая те или иные формы работы, я имею в виду, что ученики этого класса в основном достаточно хорошо владеют русской речью, умеют выполнять задания поискового характера, упражнения повышенной трудности. Очень важно при этом умело управлять познавательным прцессом, учитывая, что «управлять – это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу этого процесса усвоения».
.