Урок познания мира Растениям нужна почва
Познание мира. 2 класс.
Тема: «Растениям необходима почва»
Цель: раскрыть значение почвы в жизни растений
Задачи урока:
расширить знания учащихся о почве и её значении для растений;
продолжить формирование умений работать с учебным текстом, выявлять причинно-следственные связи между неживой и живой природой;
развивать функциональную грамотность;
обучать работать в «команде», сотрудничать, объективно оценивать свой уровень ЗУН;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и наглядные пособия: учебник «Познание мира. 2 класс», ИКТ, ПК, презентация, дидактический материал, схема- кластер, оценочный лист.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оргмомент.
–Здравствуйте, юные исследователи. Сегодня мы работаем в группах. Я желаю вам быть успешными и добиться успеха.
– Что значит быть успешным?
– Каких успехов вы бы хотели добиться сегодня на уроке?
Девиз нашего урока – пословица «Порядок дела не портит» (воспитательный момент по структуре пословицы)
- Работая в команде нужен не только порядок. Что еще необходимо для результативной работы в команде?
-Перед вами оценочный лист, по нему мы подведем результат работы каждой команды.
Проверка домашнего задания: «выполнил- не выполнил», результат за каждого члена группы.
( 1балл за выполнение в оценочный лист)
Слайд 1
Актуализация опорных знаний и умений
-Для изучения нового материала необходимо вспомнить изученный материал по темам «Растения» и «Почва»
А) Задание на карточках для группы.
Выберите верное утверждение, выделите:
Необходимые условия жизни растений:
Свет, тепло, воздух
Питание, вода, тепло, свет, воздух
Растение – это…
Тело неживой природы
Тело живой природы
Живой организм
Неживой организм
Слайд 2
Проверка ( 3балла за выполнение в оценочный лист)
Б) Задание на карточках.
- Докажите, что растения – это живой организм. Обсудите ответ в группе , продолжите предложение:
Растение - живой организм, так как (что делает?) _____________________________________________________________
Слайд 3
Проверка ( 1балл за выполнение в оценочный лист)
В) Задание - схема на карточках.
1)Соедините с верным утверждением.
Растение
Питается пьет дышит
Питательные вещества вода кислород
Слайд 4
2) Какой орган добывает воду и питательные вещества? Подчеркни.
Листья стебель цветок корень плод
Слайд 5
Проверка ( 2балла за выполнение в оценочный лист)
Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учащимися.
Сделайте вывод:
-Откуда корень добывает воду и минеральные соли? Значит растению для жизни необходима…..почва
Определите тему урока: («Растениям необходима почва» )Слайд 6
Физкультминутка.
- Здравствуй, солнце золотое! (Нарисовать руками круг) -Здравствуй, небо голубое! (Руки вверх, помахать кистями) Здравствуй, вольный ветерок, (Помахать руками перед лицом) -Здравствуй, маленький дубок! (Поднять руки вверх и покачать ими) -Мы живём в одном краю – Любим Родину свою. (Тихо садятся).
Изучение нового материала
- Изучение нового материала мы начнем с чтения текста с. 75- 77. Выберите новую информацию из параграфа и дополните.
«Что добавить к 5 строкам»
Растению необходима почва
Почва – это верхний плодородный слой
В почве есть вода, воздух, песок, глина, перегной
Главное свойство почвы - плодородие
В почве находятся питательные вещества
…
..
…
Чем больше перегноя в почве, тем плодороднее почва.
Чем темнее почва, тем она плодороднее.
Перегной образуется из отмерших остатков растений и животных. Плодородные почвы богаты перегноем и минеральными солями- растут сочные густые травы.
Песчаная и глинистая почва бедная перегноем- скудная растительность
Почву удобряют
Слайд 7-8
Составление кластера на доске с дополнениями из параграфа.
Проверка ( 6 баллов за выполнение в оценочный лист)
Осмысление нового материала
(презентация – растения леса, луга, т.д. Слайд 9-13
Обобщение . Слайд 14
Почва в природе образуется очень медленно: 1см — за 250 -300 лет, 20 см — за 5-6 тысяч лет. Вот почему нужно заботиться о почве родного края и не допускать её разрушения.
Почва — важнейшее богатство страны.
Там, где почвы плодородные, выращивают богатые урожаи.
Решение для повышения плодородия почвы в неё также вносят удобрения (подкармливают почву перегноем, навозом, травяным компостом).
Почву защищают от загрязнений промышленными отходами, строительным и бытовым мусором.
Защищают от наводнений и сильных ветров, которые могут нанести большой вред. Чтобы защитить землю-кормилицу от размыва и от разрушения ветром, люди сажают деревья и кустарники, высевают травы. Растения своими корнями укрепляют почву.
Игра «Веер вопросов»
Учитель показывает на классной доске заранее подготовленный из бумаги "Веер вопросов" (или подготовленный в виде записи на экране). В его середине нарисован вопросительный знак, а на лепестках перечислены вопросы: Кто? Как? Почему? Какие? Зачем? Сколько? Чем? Учитель предлагает школьникам составить и задать одноклассникам вопросы по теме урока, например:
Подумайте и скажите, где находятся питательные вещества, необходимые растению для жизни?
Что повышает плодородие почвы?
Как вы думаете, зависит ли состояние растительного покрова (скудный или сочный) от состояния почвы? Докажите.
Как человек может изменить (улучшить или ухудшить) состояние почвы? Приведите примеры. Слайд 15
Подведение итогов. Рефлексия .
а)– Что нового ты узнал?
–В чем затруднялся?
- Где можно применить полученные знания?
б) Оценивание работы в группе: «отлично», «хорошо»
в) Самооценивание :«Я доволен собой»
«Хочу работать лучше»
«Мне было трудно»
Слайд 16 - 17
Рекомендации к домашнему заданию.
Найти сведения о почве и растениях вашего региона (ВКО).