Роль здоровьесберегающих технологий в работе по преодолению нарушений речи у дошкольников.
Роль здоровьесберегающих технологий в работе по преодолению нарушений речи у дошкольников.
По статистическим данным Министерства здравоохранения за последние года значительно возросло количество детей, имеющих хронические заболевания, нарушения речи. Это связывают с социальными проблемами, экологическими факторами, уменьшением двигательной активности детей. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей. Учителя-логопеды в своей коррекционно-логопедической деятельности используют здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в обеспечении дошкольнику возможности сохранения здоровья, в формировании у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, в обучении использованию полученных знаний в повседневной жизни.
В моей работе получила широкое применение здоровьесберегающая практика:
Речевое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлением при подготовке ребенка к школе. Работа в данной области осуществляется комплексно, ежедневно, с участием педагогических работников: учителя-логопеда воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Работу начинаем с формирования вне- и речевого дыхания. Так как дыхание входит в сложную речевую систему, особое внимание уделяется его развитию. Роль речевого дыхания важна в начале работы по преодолению несовершенств детской речи, на этапе постановки звуков, голосоподачи и голосоведения. Нарушением функции речевого дыхания считается подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе или укороченность выдоха, большой вдох, учащенность дыхания, неумение делать незаметный для окружающих вдох. Существуют методики тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра (А.Г.Ипполитова, Е.Л.Пеллингер, А.Н.Стрельникова). Для решения данных задач в нашей группе используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов и родителей воспитанников. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции сюжетных игрушек из мягкого конструктора, массажные коврики, сухие бассейны, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий и оборудования входят в предметно-развивающую среду групповых комнат, музыкального зала и кабинета музыкального руководителя. С целью формирования правильного неречевого дыхания, обучаем детей длительному плавному и целенаправленному ротовому выдоху, используя игровые упражнения и дидактические игры "Футболисты", "Султанчик", "Послушный ветерок", "Буря", "Бабочка, лети!". С целью развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания используем специальные игровые упражнения, укрепляющие мышцы и позвоночник, способствующие улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания: в упражнениях "Мы - медузы, мы медузы", "Шар", "Куколка моя" обучаем детей выполнению движений напряжения и расслабления.
Используя дидактические игры и упражнения, проводим работу по развитию речевого дыхания. Постепенно, начиная с произношения гласного звука на выдохе, затем шепотом, переходим к произношению на одном выдохе одного свистящего или шипящего звука, позже - одного, двух, трех слогов. Так подводим детей к упражнениям по произношению на одном выдохе одного слова, двух - трех слов, к рассказыванию чистоговорок, поговорок, стихотворений, с соблюдением логических пауз. Вводя в практику работы педагогов элементы здоровьесберегающих технологий, физиологическое дыхание рассматривается нами, как один из факторов здоровьесбережения, а речевое дыхание выступает основой для формирования устной речи.
Проводя работу по преодолению недостатков речевого развития, а в частности, нарушений звукопроизношения, педагогами группы используются в работе логоритмические упражнения, артикуляционная и зрительная гимнастика, упражнения на релаксацию. Так, в физкультминутки включаются профилактические упражнения для глаз "Муха" - следить за воображаемым насекомым глазами, "Раскрашивание" - закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран, мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом, закончить раскрашивание самым любимым цветом.
В структуру всех занятий, проводимых с детьми, включены физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики:
вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальные вправо-влево;
вращение глазами по часовой стрелке и против;
представление всех цветов радуги с закрытыми глазами;
мысленное рисование с движением глаз по спирали, окружности, ломаной.
Творчески используя опыт З.А. Репиной, А.В. Доросинской по формированию артикуляционного праксиса звуков в играх, обучаем детей правильным артикуляторным позам, координации речи с движениями, правильному положению тела. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки, дидактические игры: "Будь внимателен!", "Повторяй, не зевай".
В настоящее время известно более тысячи биологически активных точек на ухе, поэтому, массируя их, выполняя точечный самомассаж, можно воздействовать на весь организм. Упражнения с детьми выполняем до или после занятий, включаем игровые упражнения с элементами точечного самомассажа в комплексы гимнастики после дневного сна: потягивание за мочку уха сверху вниз; потягивание ушной раковины вверх; круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением психофизического здоровья детей. Известно, что здоровье дошкольника определяется его исходным состоянием на момент поступления в детский сад, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: дозировка нагрузки, построение занятий с учетом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, игр малой подвижности, пальчиковой и зрительной гимнастики на всех видах занятий. В результате применения здоровьесберегающих технологий в процессе развития и коррекции речи дошкольников удается обеспечить детям возможность сохранения здоровья, преодоления недостатков речевого развития, сформировать знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания.
Литература:
Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М., 2004.
Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения. - М.: ВЛАДОС, 2004.