Рифмованные упражнения для уроков русского языка
1
Приложение №1
Рифмованные упражнения
Звуки речи
Мы - не буквы, мы - звуки речи.
Изучает ФОНЕТИКА нас.
Мы – не буквы, мы - звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласной прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередование их подвластно.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс…- змеиный слышен свист.
Шшш…- шуршит опавший лист.
Жжж…- шмели в саду жужжат.
Ррр…- моторы тарахтят.
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
Прописная буква.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Ну почему? За какие заслуги?
2
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак! (Е. Измайлов)
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Серёжа и Андрей!
Никогда не забывайте,
Имя буквой выделяйте!
Кошка Маришка,
Котёнок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка,
Коза Найдёнка,
Поросёнок ХрюшаИ бычок Гаврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
Парные звонкие и глухие согласные.
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стала оглушить.
В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение.
Говорим мы – плод,
Проверяем - плоды,
Говорим мы сад,
Проверяем - сады.
3
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды-
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? - Нет грядок.
А тетрадка? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили – зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных сказок.
Непроизносимые согласные
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, неясно нам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Буку Т писать уместно.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных.
Мягкий знак, мягкий знак-
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
4
Разделительный мягкий знак.
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё-
Перед я, ю, и, е, ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
Твёрдый знак
Было сели, стало сЪели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объяснение,
И подъезд, и объявление.
Всё вокруг обЪято страхом.
РазЪярённый людоед
ОбЪявил, что сЪест сегодня
Замечательный обед.
В сверхЪестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Даже несЪедобный ёжик
СЪёжился от страха тоже.
РазЪярённый людоед
Мигом сЪел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отЪявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
(С. Бондаренко)
Мягкий знак после шипящих. В старших классах
Навзничь, настежь (искл.)
Сплошь, невмочь,
Вскачь, наотмашь,
Лишь и прочь.
5
Правописание О, Е, Ё после шипящих
Буква О и буква Ё
Место требуют своё!
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба
Шорох, чопорный, трущоба.
Сочетания ЧК- ЧНКозочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, ЧК! ЧК! ЧК!
Кочка, почка, звёздочка.
Ёлочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Шуточка, минуточка.
Дочка, прибауточка,
Булочка и строчка,
Точка,почка, бочка.
Строчный, уличный, ночной,Точный, шуточный, речной.Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК.
Сочетания ЖИ- ШИ
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Ты только с буквой И пиши!
6
Сочетания ЧА- ЩА
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча-
С буквой А и ЧА и ЩА.
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, гуща и свеча-
Все слова на ЧА и ЩА.
Сочетания ЩА и ЧА-
В словах: пища и свеча,
Куча, куща, каланча,
Туча, роща, саранча.
Сочетания ЧУ- ЩУЯ грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун.
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу,
А учу да учу
Все слова на ЩУ и ЧУ
Чум, чудак, чулок, чурбан,
Щука, чудо и чулан.
Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу-
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!
Сочетания ЧУ и ЩУПишем только с буквой У!
Чушка, щучка, ухвачу
И лечу, кричу, свищу!
Слог
Сколько в слове гласных-
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
7
Ударение
А теперь про ударение
Сочиним стихотворение…
Ударный слог, ударный слог…
Он назван так недаром.
Эй, невидимка- молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Следи за поведением молотка.
Держи в руках озорника!
Шутник он, невидимка - молоток,
185184415621000Тук!- и ударил в безударный слог…
175155513877800…И сразу же исчез огромный ЗАМОК,
И появился маленький ЗАМОК…
-Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять озорничая, не солги…
1143922130216Нет, снова – тук !...210312099695Шли по морю ПИРОГИ,
Вдруг вместо них поплыли ПИРОГИ!
Безударный гласный
Хоть я и безударный гласный,
С ошибками я не согласный.
Не могу сдержать протеста,
Если ставят не на место.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Если гласный вызвал сомнение,
Ты его немедленно ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.
Ты будь внимательным, мой друг:
В словах есть безударный звук.
Поставь его под ударенье,
Потом пиши стихотворенье.
8
На берегу растёт сосна,
А рядом с нею - сосны,
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею - звёзды.
А на траве лежит роса,
А рядом с нею - росы.
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею - косы.
Сосна, вода, дела, трава-
Проверить надо все слова.
Безударный гласный-
Стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте-
Ударенье проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.
Село, гнездо, сосна, весна-
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
Сёла, гнёзда, вёсны
И, конечно, сосны.
Части слова
Правописание приставок
Живут на свете, людям помогая,
Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ- и БЕЗ-,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Ты запомни, что приставки
РАЗ-,ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, БЕЗ-, ЧЕРЕЗ-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
ПРИ- или ПРЕ-
При- или пре-! Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
Ты на значение слова смотри-
Сразу получишь ответ.
9
Приставка ПРИ-
(приближение)
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при - , несомненно.
(присоединение)
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело.
Пишем мы при -, говоря обо всём,
Что добрые руки приделали.
(нахождение около)
На пригорке, придорожье,
В пригороде приморском,
На пришкольном участке пригожемДаже привередливому- приволье.
(незаконченность, неполнота действия)
Язык прикусил - не совсем откусил,
Пригорело - не значит сгорит.
Помни - что сделано, но несовсем,
Пишем с приставкой при -.
(объяснить правописание трудно- следует запомнить)
С детских лет, признаюсь вам,
Всё привык я делать сам.
Каждый день трудился,
И скажи на милость-
В пятницу со мною
Чудо приключилось.
Приставка ПРЕ-
(в значении «очень»)
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,Пре - мы напишем при этом.
(Исключения: прискорбный, причудливый.)
(сходна с пере-)
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь - не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- там надо.
(объяснить правописание трудно - следует запомнить)
Словам преследовать, презрение
Ты не найдёшь здесь объяснения.
Пренебрегать, преследовать, презрение.
Запомнить их - разумное решение!
10
Правописание суффиксов
Об одном и двух Н
Хоть мы умны не по годам,
Не всё нам ясно и понятно:
А сколько Н писать в –АН, -ЯН?
Нас мучит всех невероятно.
Как ни верти, как ни мудри,
Но с эти суффиксом при встрече
Сперва внимательно смотри,
Какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно
Записано в учёных книжках:
Когда –АН, -ЯН, то Н одно,
И больше никаких излишков.
Румяный Дед Мороз взмахнёт
Серебряной рукавицей.
Здесь Н одно лишь подойдёт,
А два тут вовсе не годится.
А где два Н? Простой ответ:
В окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет
И подоконник деревянный.
Туман одно имеет Н,
Но если город стал туманный,
В основе Н и суффикс Н
Запомним этот случай странный.
Морфология
Имя существительное
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
Род имён существительных
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу,- моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род – оно моё:
Моё окно, село моё.
11
Склонение существительных.
Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:- Мой именинник ТОТ,
Который изумительноНауку познаёт!
-ТОГО,-сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
-ТОМУ,- ответил ДАТЕЛЬНЫЙ,-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
-ТОГО,- сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
_С ТЕМ,- заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
-О ТОМ,- сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
(А.Тетивкин)
Правописание имён существительных на –МЯ.
Имя, племя, семя, пламя
Вымя, темя, стремя, знамя.
Чтоб облегчить учёбы бремя,
Повторяйте слова всё время.
Правописание ПОЛ- с именами существительными.
Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.
Перед Л и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ, любому ясно,
Отделяется чертой!
12
О временах глаголов.
Прошедшее время-
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Происходит сейчас:
«Мы пишем имя»,
«Зажигается газ».
Будущее время
Ещё не пришло:
«После уроков
Пойдём мы в кино».
О спряжении глаголов
Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомнения,
Все глаголы, что на –ить,
Кроме брить, стелитьИ ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Как начнёшь ты меня гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть!
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя!
13
НЕ и НИ
На меня взгляни:
Я - НЕ, а мой товарищ – НИ.
Так почему, скажи, подчас
Не различают в классе нас?
Не с глаголом отдельно пиши:
Не сердись, не скучай, не спеши.
Не выучил - не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
Частица НИ словечком ИВсегда легко заменится.
И если ты отбросишь НИ,
То смысла не изменится.
Части речи
Существительное - школа,
Просыпается - глагол,
С прилагательным весёлыйНовый школьный день пришёл.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместныМеждометья ох и ах.
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!
14
Синтаксис.
Точка, точка, запятая…
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтенья.
Восклицательный знак
Ребята! В произведениях
Стою я для того,
Чтобы выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнестись должны!(А. Тетивкин)
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
Вопросительный знак
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как?
Откуда?
Сколько?
Почему?
Зачем?
Где?
Куда?
Какая?Отчего?
О ком?
Что?
Кому?
Который?Чья?Какие?В чём?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.
(А.Тетивкин)
15Предложения бывают:
Вопросительные Сейчас, когда приду домой,
Произнесёт их мама:
«Ты дрался, да?... Ну что молчишь упрямо?»
ПовествовательныеПовествовать придётся мне,
И я скажу:
«Не дрался, не…
Свалился с дерева, и вот…»
ВосклицательныеТут папа в комнату войдёт.
Войдёт и скажет:
«Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!...»Однородные члены предложения
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.