Новые технологии в обучении географии — фактор повышения качества образования

Новые технологии в обучении географии - фактор повышения качества образования

Учитель географии МБОУАрбатская СОШ
Сипкина А.А.
В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Для достижения этих целей концепция предлагается решить следующие задачи:
"Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленности общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков
"Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся"
Изменился и стандарт школьного географического образования. В его целевые установки вошла и цель "применение географических знаний и умений в повседневной жизни, использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации .
Реализовать обозначенные выше цели модернизации образования можно только при условии качественного совершенствования методической подготовки и культуры учителя. Определяющим фактором в этой подготовке должно стать овладение учителем современными педагогическими технологиями,
Найти оптимальные методы и средства, позволяющие повысить качество образования активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми - задача учителя географии, задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке и во внеурочной деятельности. Уверена , что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. И поэтому я создаю в своей работе адаптивные психолого-педагогические аспекты
Особое внимание уделяю такому аспекту, как мотивационный аспект. В этом мне помогает использование инновационных технологий, которые позволяют усилить мотивацию учения благодаря не только новизне методики деятельности на уроке, но и возможности регулировать предъявляемые задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям
. К таким технологиям относятся интерактивные технологии. Интерактивное обучение- способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погружение в общение, в ходе которого у учащегося формируются навыки совместной деятельности.
Используя технологию интерактивного обучения на практике, я убедилась в том что урок, организованный на основе оптимального педагогического взаимодействия имеет ряд, преимуществ
Урок проходит в оптимальном темпе, части урока логически связаны, сочетаются различные виды учебной деятельности.
Ход урока настраивает учащихся на продуктивную работу , разнообразные виды и формы заданий обеспечивают занятость всего класса, в тоже самое время позволяют учащимся проявить себя.
Материал урока усваивается всеми учащимися в соответствии с индивидуально –психологическими особенностями, приобретаются новые умения и навыки в познании и общении.
На уроках присутствует атмосфера сотрудничества и сотворчества. Отсутствуют конфликты
Структура интерактивного урока требует от учителя включение конкретных приемов и методов, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Так на уроках я создаю ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Наполняю содержание общения, жизненными проблемами учащихся, создавая ситуации учения в которых учащиеся взаимодействуют с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить. При интерактивных технологиях часто использую работу в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Примером такой работы является обсуждение экономико-географического положения района, взятие интервью у напарника, анализ творческой работы партнера, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя, составление блоков взаимного контроля и самоконтроля. Особое внимание уделяю работе в малых группах. Когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом, в каждой группе ученик играет определенную роль, которую, он выбирает сам.
Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения
Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания географии, объективно-ориентированных программных систем; текстовые, графические которые использую в своей работе; мультимедийные учебники позволяют формировать культуру учебной деятельности и информационную культуру. В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий
Используя электронный учебник по географии в 7-10 классах, включаю работу с интерактивными тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет, сразу же получив оценку, которую ставит ему компьютер. В случае неудовлетворительной оценки, обучающийся здесь же самостоятельно находит правильные решения, полистав страницы электронного учебника. Благодаря тому что, в кабинете географии имеется компьютер с мультимедийной установкой использование ИКТ не становиться проблемой. Имеются разработки уроков презентации ,для 6-11 классов
Применению ИКТ для подготовке учащихся к ЕГЭ, это решение демо- версий ,ЕГЭ,ОГЭ, КИМ, использование Интернета для поиска материала при подготовке к ЕГЭ
В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:
учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;
создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;
создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);
демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер;
имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами: работа со слоями карты( физические, тектонические, климатические, карты природных зон), метод сопоставления карт путем накладывания одной карты на другую, позволяет реализовать деятельностный, практико - ориентированный подходы в обучении, формируя важнейшие географические умения -картографические.
Обозначим мультимедийные учебники и наглядные пособия, используемые в процессе обучения географии:
6 класс - Уроки географии Кирилла и Мефодия (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, разработан в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. 2008год);
7 класс - учебник по курсу "География. Наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны." (авторы: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.);
8 класс - учебник по курсу "География. Природа и население" (авторы:Дронов В.П., Савельева Л.Е., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.);
9 класс - "География России. Хозяйство и регионы" (авторы: Дронов В.П., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А., Роготень Н.Н.);
10 класс -"Экономическая и социальная география мира" (В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя, С.А. Горохов)
Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.
Модульная технология
Элементы модульной технологии я использую часто, применяя этот метод с 7 класса. Известно , что Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.
Сущность модульного обучения заключается в том , что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль можно рассматривать как программу обучения , уровню самостоятельности, темпу учебно- познавательной деятельности. Любой модульный урок состоит из учебных элементов, т.е. последовательных шагов, алгоритмов работы учащихся, с которыми ученик работает непосредственно. Мною разработаны уроки модульного обучения в 6,7,8,9,10 классах. Если первые уроки вызывали у учащихся затруднения и на работу по технологической карте уходило очень много времени, второй и последующие уроки были уже на много эффективнее. Нам вопрос понравилась ли вам данная форма работы, ученики отвечали что да,. но немного сложновато и говорят что такие уроки проводить нужно. Поэтому на уроках очень хорошо прослеживается самостоятельная деятельность учеников при изучении нового материала, ученик должен научиться, сам добывать знания, а учитель осуществляет лишь направление его учебной деятельностью. Именно о приучение к самостоятельному добыванию информации учащимися на моих уроках и подтверждают призовые места по научно исследовательским работам, олимпиадам на муниципальном и региональном уровнях.
ЛОК, ЛОС (логический опорный конспект), ЛОС (логически опорный сигнал)
В своей работе уже ни первый год использую ЛОК . Они широко применяются на уроках опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы)и картографические. К особенностям этой технологии относят определенную закодированность учебной информации, возможность выделить этапы в изучении материала, проявить творческие приемы выражения учебного материала в символах и рисунках. Логические конспекты позволяю проводить многократно и вариативно повторение изучаемого материала , что приводит к его усвоению школьниками. При составлении ЛОК для 9-11 классов я в основном использую стрелочки, тексты, линии, условные знаки. В 9 классе при прохождении экономических районов я использую ЛОК. ЛОК имеется на каждый экономический район , служит раздаточным материалом ( те каждый ученик может с ним поработать). При введении данной технологии я заметила, что повысилось качество успеваемости по предмету. Ребенок лучше усваивает материал зрительно, чем образно. В своей практике я так же даю задания -составить ЛОС или ЛОК по теме «Внутренние воды Хакасии», « Численность населения», « Географические карты» и др. Или задания – на уроке воспроизвести по памяти ЛОК, что позволяет определить уровень усвоения, получить сведения о результатах обучения. Эти конспекты применяются мной на этапах закрепления, обобщения знаний. Даю творческие задания составление Конспектов, на урок зачет. В старших классах, готовя учащихся к поступлению, применяю лекционно-семинарские системы обучения с применением логически опорных конспектов.
При использовании данной технологией было замечено, что ученики стали лучше и быстрее усваивать новый материал, уроки проходят эффективно, дети заметно больше стали успевать выполнять заданий на уроке. И в тоже самое время, она их научила не только воспроизводить ЛОК, но и с успехом составлять самим.
Проектная, исследовательская деятельность.
Данная технология позволяет развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Старшеклассники, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха.
Личностно- ориентированное обучение.
Цель- создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
В это понятие вкладывается следующий смысл:
не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;
создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;
организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.
Технология проблемного обучения.
Обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации.
Известно, что проблемное обучение характеризуется прежде всего тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимое условие проблемного обучения - создание проблемной ситуации.
На первых этапах освоения проблемного похода я ставила задачу системы проблемных заданий курса. Но тут я поняла, что имеются разные подходы к построению системы учебных проблем (например, в зависимости от дидактических целей – изучение нового материала, проверка, закрепление знаний и умений; по используемым логическим операциям и т.д.) Мне представляется наиболее приемлемым принять в качестве основы, во- первых, доступные учащимся проблемы данной науки, и во- вторых, используемые этой науки методы исследования. Такой подход к построению системы мне кажется позволяет наиболее полно отразить в обучении содержание, проблематику и методы исследования географии.
Рейтинговая система оценивания знаний
Скорее всего, нужно оценить степень успеха ученика с учетом среднего уровня всего класса, а так же по отношению учеников друг к другу, что позволяет учащимся следить за своими успехами и сравнивать их с успехами других учеников. Для составления Рейтинга Используется язык цифр ,что исключает влияние личности учителя, то есть объективность оценки абсолютна.
Смысл его состоит в следующем: каждый ученик в течении урока пытается набрать как можно большее количество баллов. Успех ученика учитель фиксирует для того , чтобы после урока составить рейтинговую таблицу. Таким образом, в условиях жесткого лимита времени и свободной конкуренции между учениками за право получить балл возрастает активность ребят, что позволяет сделать урок динамичным насыщенным, эффективным. Данный метод предъявляет новые требования не только к ученикам , но и прежде всего к учителю, которому нужно будет, изменив принцип преподавания, уметь применять различные методы, чтобы каждый ученик был задействован на уроке.
Механизм определения рейтингов очень просты. Каждый ученик набирает определенное количество баллов , по их количеству и определяется рейтинг. Например ,в 8 классе в конце учебного года для подведения конечных и выяснения усвоения, пройденных тем проводится рейтинговый зачет. К данной работе готовятся задания разной сложности и, соответственно, разной степени оценивания их баллами.
Работа проводится в письменном виде. И, как показывают результаты проверки оценки рейтинговой работы, могут отличаться от обычных оценок для данного ученика и могут оказаться либо в сторону завышения, либо в сторону занижения, но это происходит крайне редко. И в основном количество набранных баллов показывает действительный результат качества обученности, с чем учащиеся в полнее соглашаются, так как результат получается налицо. Но все-таки полученные оценки за рейтинговую работу не должны быть решающими при подведении итогов за полугодие или за год.

Сравнительный анализ итоговых и рейтинговых оценок.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Сравнивая результаты итоговых и рейтинговых оценок можно сделать вывод, что пятеро из семи учащихся 8 класса свои итоговые оценки подтвердили. Мануйлов А. показал заниженный результат, что скорее всего говорит о его недобросовестной подготовке к зачету, а вот Каневский Т всегда находился между твердой тройкой и неуверенно четверкой и после данного зачета ему с уверенностью можно за год поставить оценку четыре..
Результативность использования современных образовательных технологий.

Заинтересованность учащихся данным предметом.
Выбор сдачи экзамена 9-11 классы.
Посещения факультативов 9-10 классы.
Написание и защита, исследовательских работ, начиная со школьного уровня 7-11 классы..
Написание и защита творческих рефератов с использованием Интернета 7-11 классы.
Участие в школьных, районных, республиканских олимпиадах 6-11 классы.
Выбор дальнейшей профессии связанной с географией,

Root Entry