Проект «Формирование орфографической грамотности через систему игровых упражнений»

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования





Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Формирование орфографической грамотности
через систему игровых упражнений»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 17 по 21марта 2014 года
2 сессия с 24 по 29 марта 2014 года






Выполнила: Софронова Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с.Исаклы









2014г.
I.Вводная часть.
Актуальность.
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе школьник должен овладеть универсальными учебными действиями, которые составляют основу современного обучения: навыками решения творческих задач и навыками поиска, анализа и интерпретации информации. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Теоретический материал курса русского языка представлен в большом объёме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объём этот определён официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объёма учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. В то же время наши дети стали мало читать, больше времени проводят у телевизора, компьютера. По этой причине у многих детей слабо развита речь, имеются её нарушения, недостаточный словарный запас. Это влечёт за собой орфографические ошибки при письме. Ещё одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение "видеть" орфограммы. Выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике.
Отсюда возникает противоречие между требованиями образовательного стандарта и практическими умениями детей грамотно писать.
Проблема:
Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема недостаточно грамотного письма учащихся. В своей педагогической деятельности я не раз сталкивалась с бесконечными грамматическими ошибками учеников. Орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты контрольных работ по русскому языку. Мне стало понятно, что у детей орфографическая зоркость возможна только при систематической и целенаправленной работе.
Цель представленного проекта: создать систему игровых упражнений для выработки орфографической грамотности.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
провести анализ имеющегося педагогического опыта по данной проблеме;
проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы.
Планируемые результаты
Ученик, владеющий орфографической зоркостью, научится:
различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения;
выявлять, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква, обозначающая несовпадение;
правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объёме изученного), в затруднительных случаях устанавливать характер затруднения, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать на этой основе адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
II.Основная часть.
Теоретическое описание модели.
Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Также предполагает умение обнаруживать собственные и чужие ошибки. Для формирования грамотного письма в своей практике я использую различные виды упражнений на разных этапах урока русского языка. Эти виды работ над орфографической зоркостью известны давно и используются довольно широко.
1.Орфографическое проговаривание
2.Комментированное письмо
3. Графическое выделение орфограмм (подчёркивание)
4. Перфокарты
5. Корректировка письма ( исправление своих и чужих ошибок)
6. Письмо по памяти
7.Словарные диктанты.
Важной составляющей обучения в начальной школе является игра, хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребёнка. Игра способствует прочному усвоению учащимися учебного материала, расширению кругозора через использование дополнительных исторических источников, развивает творческое мышление, способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроке, воспитывает нравственные взгляды и убеждения. На каждом уроке, на этапе закрепления, я использую дидактические игры, которые формируют орфографическую зоркость, пополняют словарный запас ребёнка и развивают личность.
Поэтому в ходе реализации проекта, применяя игровые упражнения, я должна получить детей, владеющих орфографической зоркостью.
Описание изменений в образовательном процессе.
В первые годы своей работы в начальных классах я, как и многие учителя, работала по выработке грамотного письма стереотипно: дети сначала учили правило, а потом упражнялись. Но от этого дети не становились грамотными, они по-прежнему допускали ошибки при письме. Я поняла, что знать правило и свободно писать – вещи разные! В настоящее время для формирования грамотного письма детей применяю:
интерактивную доску;
CD диск, на котором огромное количество игр в системе;
для мониторинга и контроля PROкласс;
Работа с интерактивной доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности. Возможности доски по масштабированию и перемещению объектов, а также другие интерактивные функции крайне привлекательны для учащихся, что повышает их мотивацию к обучению.
Большую помощь в развитии орфографической зоркости оказывает применение СD диска. Упражнения, которые содержатся на дисках, очень интересны детям.
PROкласс является средством мониторинга и контроля знаний с немедленным анализом результатов.

Способы реализации проекта
Для достижения цели и решения поставленных задач мною будет применён комплекс теоретических и практических методов:
анализ лингвистической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме; анализ имеющегося педагогического опыта по данной проблеме;
применение ИКТ на уроках;
применение системы игровых упражнений;
анализ, систематизация и обобщение результатов своей работы.
План реализации проекта:
Подготовительный этап.
На данном этапе была проведена диагностика (тестирование) с целью выявить наиболее распространённые ошибки при письме; подбор игровых упражнений на уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха. Игровые упражнения подобраны с учётом возрастных особенностей детей. Игры: «Внимательные покупатели», «Волк, собака, охотник», «Один звук, марш!», "Найди опасное место", «Собери цветок», «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху», «Игра на рояле», «Математическая грамматика».
Результаты диагностики:

Ф.И.
Провер.
безуд.
гласная
Непровер.
безуд.
гласная
Парные зв.и гл.согласная
Буквосоче- тания жи-ши, ча-ща, чу-щу

1
-
-
+
-
+

2
-
-
-
-
-

3
-
+
+
-
+

4
-
+
+
+
+

5
-
-
-
+
+

6
-
+
-
+
-

7
-
+
+
+
+

8
-
-
-
-
-

9
-
+
+
-
+

10
-
-
+
+
-


Результат: использование перечисленных выше игр позволило первоклассникам овладеть следующими умениями:
1) называть звуки, из которых состоит слово;
2) не смешивать понятия «звук» и «буква»;
3) определять количество букв и звуков в слове;
Основной этап.
На данном этапе проводились игровые упражнения, которые формируют орфографический навык, подбор игр зависит от изучаемой конкретной темы.
Игры на правописание безударных гласных: «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы», «Подбери буквы», «Выбери три слова», разгадывание ребусов.
Игры на правописание звонких и глухих парных согласных: «Скалолазы», «Выбери три слова». Игры с предметными картинками: 1) запомнить только те, в названии которых есть парная согласная, 2) запомнить только те названия картинок, в которых есть парная согласная, а затем записать эти названия.
Данные игры могут проводиться на любом этапе урока. Чаще можно проводить как орфографические минутки, словарную работу, во время закрепления и на этапе рефлексия. Для закрепления нового материала работа проводится на компьютере (CD диск). По каждой теме имеются готовые игровые упражнения, которые повышают интерес к учёбе, позитивно сказываются на мотивации учения.
Аналитический этап.
На данном этапе проводился мониторинг знаний детей. Его результаты:

Ф.И.
Различает гл. и согл. звуки и буквы
Определяет в какой части слова находится буква, обозначающая несовпадение
Выбирает способ проверки буквы
Выбирает средства для решения коммуникативных задач

1
-
-
+
-
+

2
-
+
-
+
-

3
-
+
+
-
+

4
-
+
+
+
+

5
-
+
+
+
+

6
-
+
-
+
+

7
-
+
+
+
+

8
-
+
+
-
-

9
-
+
+
+
+

10
-
-
+
+
-


По результатам мониторинга ясно, что у детей улучшилась грамотность. Дальнейшее использование игровых заданий приведёт к позитивным результатам.
III. Заключение
Данная тема моей работы актуальна всегда. Игровые упражнения являются средством интенсификации обучения грамотному письму, то есть орфографической зоркости.
Систематически проводя указанные выше виды работы, у обучающихся сформируются орфографическую зоркость. Пока трудно определить, какие будут результаты к концу начальной школы. Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привить тягу к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии: использование компьютера и мультимедийного проектора, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Таким образом применение игровых упражнений приведёт к умению различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использованию при письме всех способов буквенного обозначения.
Дети будут знать, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква, обозначающая несовпадение.
Будут правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объёме изученного), в затруднительных случаях устанавливать характер затруднения, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания.
Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать на этой основе адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Нормативно-правовая база:
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
Закон РФ об образовании

Литература:
Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14.
П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.
Л.С. Выготский. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.
4. «Дошкольное воспитание», 1985 г., 8 6. «Русский язык в школе», 1989
5.Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000.
6.Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: 1987.
7.Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994.
8.Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.. –2001.
9.Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
10.Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, “Академия развития”.
Приложение 1.
Игры, направленные на развитие фонематического слуха.
Упражнение 1. «Внимательные покупатели»
Учитель раскладывает на своём столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; маска, мишка, мяч, миска и т. п. – Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили! Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м](матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м,] (мяч, мишка). Вариант: покупатели и продавец –дети, изображающие литературных персонажей.
Упражнение 2. «Волк, собака охотник».
Предварительно дети находят в слове первый звук.– Сейчас в лесу идёт большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук [р], собакой – [р,], остальные звуки – зайцами, а вы –охотниками. Теперь будьте внимательны. Как только услышите[р] в словах, которые я произношу, «стреляйте» – хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту!
Упражнение 3. «Звери заблудились».
– Заблудились, потерялись в лесу осёл, петух, лошадь, мышка, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет звать зверей, а Коля пусть слушает внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала зверей. Если они верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе.
Упражнение 4. Игра «Один звук, марш!».
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть –гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)
3. В словах замените один согласный звук. Например: корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).
Упражнение 5. «Собери цветок».
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Упражнение 6."Найди опасное место".

- Я буду произносить слова, а Вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять.

Упражнение 7. «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху»
Орфографический диктант.
Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них.
Например: машина - ши, часы - ча, Глеб - Г, б и т.д.

Упражнение 8. «Игра на рояле».
Упражнение можно использовать на уроке русского языка. Учитель называет слово. Ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнение «Игра на рояле» (кончики пальцев рук последовательно касаются стола). Упражнение способствует развитию мелкой моторики и фонематического анализа.


Приложение 2.
Игры, направленные на правописание звонких и глухих парных согласных.
Упражнение 1. «Математическая грамматика».
Ребёнок должен выполнить действия на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например:с + том – м + лиса – са + ца ? (столица).

Упражнение 2. .Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды.

Объясни , почему вставили такие буквы.

Упражнение 3. .Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Упражнение 4. Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:

рука бере

лу моро

зимний ле гладкий лё

Упражнение 5. «Выбери три слова» (игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.



Приложение 3.
Упражнение 1. .Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
Упражнение 2. Учитель показывает предметные картинки и предлагает запомнить только те, в названии которых есть изучаемая орфограмма.
Например: предметные картинки: лыжи, стул, карандаши, часы, шишка, ваза, щука.
Упражнение 3. Учащиеся получают задание запомнить только те названия картинок, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.
Упражнение 4.Учитель предлагает прослушать слова. Затем просит запомнить и записать те слова, в которых есть безударная гласная а, о или е.
Упражнение 5. Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом.
Упражнение 6. Дифференциация звучания и написания слов. Учитель читает слово. Затем даёт задание ученику: «Произнеси слово так ,как услышал; произнеси слово так ,как напишешь; объясни почему(выдели орфограмму); запиши слово, а буквы, которые пишутся по правилу, напиши другим цветом.
Упражнение 7.«Сосчитай сколько слов». Упражнение можно использовать на уроке чтения. Учитель читает небольшой текст. Задание: сосчитать, сколько слов в нём начинается или заканчивается на определённый звук. Затем предлагается пересказать услышанное.
Упражнение 8. «Где же спрятались слова?». Упражнение можно использовать на уроках русского языка, чтения. Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать. Упражнение способствует усилению концентрации, устойчивости внимания.









13PAGE 15


13PAGE 141315




15